Истоки украинского конфликта
От экономики к армейской «спецоперации»
«…не забывайте, что экономические войны в истории человечества часто перерастали в настоящие!»
Д.А. Медведев,
ответ министру финансов Франции Брюно Ле Мэру,
1 марта 2022 года
1.
Со стороны российских либералов и их зарубежных единомышленников, мы сегодня только и слышим, что виноват во всем один человек, имя которого они склоняют как могут. Но нам такой подход к делу кажется непростительной наивностью. Разумеется, личность в истории играет определенную роль и ответственность за «спецоперацию» ВС РФ, начатую 24 февраля 2014 года, несут высший руководитель России и его приближенные. Если бы не это их решение, то, возможно, вооруженное столкновение между Россией и Украиной вообще не состоялось бы, или оно состоялось бы, но в другое время и в других масштабах… Но сам факт конфликта интересов двух постсоветских государств существовал, существует и будет существовать независимо от того, что творится в головах отдельных людей.
История развивается не по воле индивидов, пусть даже обладающих большой властью, а по социальным законам[1] (которые при этом реализуются через действия людей, конечно). А они представляют собой тенденции, складывающиеся за счет столкновений и совпадений интересов миллионов людей, а также социальных групп и прослоек. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов географический фактор. Хозяйственное развитие народов и государств, очевидно, зависит и от среды, которая им досталась.
Из этого мы и должны исходить при анализе сегодняшнего российско-украинского конфликта. Дело ведь не в спонтанном решении президента России (или не только в нем). Конфликт этот имеет свою предысторию, он вызревал десятилетиями и далеко не сразу он перешел в «горячую» фазу. Как правильно сказал Д.А. Медведев — бывший президент РФ, а ныне зампредседателя Совбеза РФ (правда, по другому поводу): «… не забывайте, что экономические войны в истории человечества часто перерастали в настоящие!».
2.
Собственно, все началось еще в 1991 году, когда бывшие республики Советского Союза – Россия и Украина отправились в «свободное плаванье» после подписания Беловежских соглашений. Руководство этих республик (бывшие коммунисты, переквалифицировавшиеся в капиталистов-олигархов и уже присвоившие большую часть былой, общенародной собственности) решили по отдельности подключаться к метрополии мирового капитализма на правах сырьевых государств. Россия могла предложить Европе минеральное сырье, нефть и газ, Украина же – металлы, качественную сельхозпродукцию и … те же российские нефть и газ. Дело в том, что построенные в брежневские времена нефте- и газопроводы в Европу шли с территории Сибири через европейскую часть РСФСР и через Украину (это касалось 95% газопроводов!), которая теперь вдруг стала «незалежной державой».
Пойдя на сговор с верхушкой Украины, и распустив Союз ССР, Ельцин заложил бомбу под отношения двух постсоветских государств. И эта бомба была посерьезней той выдуманной пропагандистами бомбы, якобы заложенной под Россию Лениным. Потому что это ельцинская бомба сейчас взрывается, обугливая многоэтажки. Прислушайтесь, и вы узнаете в разрывах ракет хрип характерного: «понимашь!» и увидите в всполохах пламени красную, перекошенную от пьянства рожу Борисниколаича… Правда, работники «Ельцин-центра» упорно не слышат и не видят этого, хотя с их стороны протестовать против «спецоперации» — все равно что руководству борделя рассуждать о падении нравов в обществе… Дмитрий Анатольевич (сам того не желая) ясно и четко объяснил всем: преемник Ельцина силовыми средствами делает то, что сам Ельцин и его министры начали делать средствами дипломатии и экономики с 1990-х.
Первые 20 лет шли войны «газовые». Первая из них разразилась в 1993[2]. Переход к капитализму бывших советских республик обрушил их экономику. Начался кризис неплатежей. Распространился он и на отношения между государствами СНГ. По соглашению между правительствами РФ и Украины от 1992 года Россия должна была поставлять на Украину газ для нужд украинских потребителей, а Украина обязывалась обеспечивать транзит российского газа в Европу. Украина, естественно, должна была платить за газ для внутреннего потребления (и цены постоянно росли, достигнув в конце 1993 года 80 долларов за 1 тысячу кубических метров), но Россия, со своей стороны, платила Украине за транзит европейского газа (1, 5 доллара за 1 тысячу кубических метров за 100 километров). Украина такую цену платить не могла и не хотела, считая ее несправедливой. Ее потребители стали выбирать из трубы «транзитный газ», а издержки за недоподачу европейским потребителям вынужден был «покрывать» российский «Газпром». В итоге в августе 1993 по приказу Черномырдина подача газа на Украину была приостановлена. Такую меру «Газпром» применял впоследствии много раз. Регулярно проводились переговоры, подписывались соглашения, но ситуация была патовой. Украина, даже если бы захотела, не смогла бы оплатить огромную задолженность (уже к 1994 году она достигла 2 миллиарда долларов и постоянно росла). К тому же украинское правительство не могло ничего поделать (а в общем-то не особо и пыталось!) с массовым выбором газа из труб…
Украинская сторона пошла по пути бартерных схем. Так, в счет платы долга, Украина отказалась в пользу России от своей части зарубежных активов СССР. В начале 2000-х Украина передала России 575 крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ, оставшихся от советских времен, а также стратегические ядерные бомбардировщики Ту-160 (19 машин, тогда как в РФ тогда было всего лишь 6 таких!), боевые самолеты Ту-95МС (21 машину) и компоненты ядерного оружия[3]. Прямым следствием газового конфликта стало подписание соглашения о Черноморском флоте в 1997 году. Украина предоставляла место на своей территории (в Крыму и Севастополе) для российского Черноморского флота, но арендную плату за это не получала, вместо нее списывалась часть долга и гарантировалась скидка на газ (после включения в состав РФ Крыма и Севастополя Россия в лице президента Путина и премьера Медведева сразу же отказалась от скидки).
Многими на Украине еще в 1997-2000 гг. это воспринималось как продвижение Россией своих интересов при помощи «газового шантажа». Вообще восприятие цены на газ для Украины было диаметрально противоположным в обоих государствах. В России считали, что наша страна «спонсирует Украину». Президент Путин в начале 2000-х публично заявлял, что Россия «дарила Украине» от 3 до 5 миллиардов долларов ежегодно за счет льготных цен на энергоносители. На Украине с обидой отвечали, что все наоборот – Россия все 90-е якобы поставляла Украине газ по ценам, даже более высоким, чем европейские. В этих обвинениях было большая доля преувеличения, но был и резон, например, в 1999 году цена на газ в Европе доходила до 61 доллара за 1 тысячу кубических метров, а российская цена могла подниматься до 80 долларов[4]…
Оставим в стороне вопрос, кто был прав, кто виноват в «газовых спорах». Как бы то ни было, газовые войны основательно испортили отношения между двумя еще недавно братскими республиками. И на Украине, и в России политики национал-патриотической, «правой» ориентации выставляли свою страну жертвой, а соседку – своеобразным хитрым и лживым агрессором. Телеаудитория этому верила, напряженность росла.
В 2004 на Украине состоялись президентские выборы. Российская власть не скрывала, что поддерживает кандидата Януковича. Кремль соблазнял украинцев очередной скидкой на газ и списанием части долгов, но эти предложения лишь разозлили националистически настроенную часть украинского общества. Победа Януковича была сомнительная и это вызвало первый «Майдан»» (Оранжевую революцию), который закончился пересчетом голосов и победой Ющенко. Президент Ющенко заговорил о том, что Украине необходимо искать другие источники газа, вне России (тем более Россия уже в конце 90-х стала делать аналогичное, заявив о желании построить газопровод из Ямала в Европу через Польшу). Однако в той ситуации это было нереально. В 2005 году началась новая «газовая война», которую советник президента РФ Илларионов так и назвал. Попытка перейти с бартерных схем на рыночные отношения провалилась, Россия подняла цену на газ, Украина с этим не согласилась. 1 января 2006 года «Газпром» перестал поставлять газ в ГТС Украины. Подписание договора о посредничестве компании «РосУкрЭнерго» отправило в отставку правительство Еханурова. Несанкционированный отбор газа продолжался, в Европе стали говорить о России как ненадежном партнере, который не может договориться со страной-транзитером.
С трудом, в феврале 2006 был достигнут компромисс. Потом было соглашение 2008 года между Путиным и Ющенко, потом — новый кризис в начале 2009 года с прекращением подачи газа Украине и снижением – европейским потребителям. В 2010 году в Харькове В. Янукович подписал с Д. Медведевым договор, по которому ставка на газ для южной соседки снижалась на 30% в обмен на продление соглашения о Черноморском флоте до 2042 года. И это снова вызвало резко негативную реакцию внутри правой и националистической части политэлиты Украины и при этом не решило окончательно экономическую проблему. В декабре 2013 года, когда в Киеве начался Евромайдан, президент РФ Путин, чтобы подержать Януковича объявил о снижении цены на газ для Украины на треть и о кредите в 15 миллиардов долларов. И опять это подхлестнуло антироссийские силы на Украине, потому что «правыми» политиками, имевшими серьёзное влияние, было воспринято как вмешательство в дела Украины и продвижение удобного России кандидата. В 2014 году случился переворот, к власти пришла «антироссийская партия» и конфликт окончательно перешел в политическую плоскость.
Итак, история газовых войн 1993-2013 гг. между Россией и Украиной еще раз доказала, что каждому политическому противостоянию предстоит столкновение экономических интересов, причем, такое сложное, что мирное его разрешение практически невозможно. В нашем случае экономическая война не имела перспектив мира в силу того, что сама ГТС СССР, доставшаяся России и Украине, строилась для социалистической, плановой экономики одного большого государства. Попытки использовать бывшую советскую «социалистическую ГТС» для нужд сырьевых капиталистических государств привели к пату. Будь в 1970-х капиталистическая Россия, тогда газопроводы строили бы разные конкурирующие капиталистические компании, их было бы много и их трубы проходили бы через территорию разных стран (поскольку их правительства тоже предлагали бы разные условия). Понятно, что в этих условиях даже расстроенные отношения с Украиной не привели бы к газовому кризису. Но дело как раз было в том, что газопроводы строил социалистический Советский Союз – государство с плановой экономикой, для которой нет никакого резона пускать много разных труб через разные территории (да и территории эти принадлежали советским республикам, входившим в один Союз).
3.
Про газовые войны России и Украины знают, пожалуй, все. Про них даже есть статья в российской «Википедии». И их влияние на «Оранжевую революцию» и Евромайдан в общем-то очевидно. А вот про сельскохозяйственную конкуренцию России и Украины знают только специалисты-экономисты[5], что же касается экстраполяции этой проблемы на политику, то об этом, кажется, вообще не задумываются.
Вместе с тем сельскохозяйственный экспорт играет для Украины исключительно важную роль. В 2020 году доля продукции агропромышленного комплекса составляла 45% (то есть почти половину!) от всего экспорта Украины[6]. Украина входит в ТОП-10 мировых экспортеров аграрной продукции. Бывший президент Украины называл свою страну «аграрной сверхдержавой»[7] (как президент Путин назвал Россию – «энергетической сверхдержавой»). И это не случайно. Украина щедро одарена природными и демографическими условиями, необходимыми для сельского хозяйства. 32 миллиона гектаров чернозема (треть пахотных земель Европы), теплый климат, многомиллионное трудолюбивое население, привыкшее к сельским работам. Урожайность на Украине составляет 4 тонны на гектар, тогда как в России – лишь 3 тоны на гектар.
В советские времена Украина считалась «житницей» всего Союза. Но в СССР различные республики и отрасли хозяйства кооперировали свои усилия, а с распадом СССР стали конкурировать. Первоначально, правда, Россия не стремилась конкурировать с Украиной в области экспорта продукции АПК. Долгое время после «антиколхозного указа» Ельцина, сельское хозяйство России было в развале, да и в области экспорта ставка делалась на торговлю минералами и углеводородами. Однако с 2012 года доходы от продажи нефти за рубеж стали резко сокращаться: в 2011 году они достигли пика – 181, 8 млрд. долларов в год (тогда как в 2000-м было всего 25, 27 млрд. долларов), но уже в 2012 было 180, в 2013 – 173, 6, в 2014 – 153, 8, а в 2020 – 72, 3. Правда, в 2021 они немного подросли – до 110[8], но объявление Евросоюзом курса на «экологичную экономику», очевидно, покончило со сверхдоходами нефтяных государств. И вот тут Россия начинает переориентироваться на экспорт сельскохозяйственной продукции. «По данным Росстата, прирост валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве с 2012-го по 2016-й составил 13,7%, тогда как в целом валовая добавленная стоимость осталась на уровне 2012 года, в добывающей промышленности выросла всего на 2,6%» — констатировал в 2017 году украинский экономист Александр Крамар[9]. Отмеченная Крамаром динамика оказалась устойчивой и сохранилась и в дальнейшем. В 2020 году Россия побила все свои рекорды сельскохозяйственного экспорта и «поставила в другие страны 79 млн т сельхозпродукции и продовольствия на $30,7 млрд»[10]. Объём экспорта продукции АПК в 2020 года вырос до 30 миллиардов долларов и обогнал объем экспорта химпрома и машиностроения. Как отмечает И. Гоненко в статье в журнале «Агроинвестор»: «С 2011 года экспорт продовольствия и сельхозсырья увеличился в 2,6 раза… А вот вывоз минеральных продуктов, топливно-энергетических товаров за 10 лет сократился вдвое, объем поставок металлов уменьшился в 1,2 раза, химии — на 20%»[11].
Россия тоже стала аграрной сверхдержавой». В ней появились даже свои «аграрные олигархи» — бывший министр сельского хозяйства Александр Ткачев, Владимир Евтушенков, братья Линниковы (которых СМИ упорно связывают с семьей Д.А. Медведева) и др. Совокупно им принадлежит 8, 3 миллионов га земли стоимостью 617 млрд. рублей[12]. При этом основные получатели российской сельхозпродукции – страны Азии и Африки. В 2020 году 14% аграрного экспорта шло в Китай, еще около 20% — в Турцию и Египет[13]. Причем сельхозкспорт в Турцию только растет: по сравнению с 2019 годом в 2020 Россия экспортировала на турецкий рынок на 14% больше продукции АПК. Турция уже не первый год на второй позиции среди импортеров российской продукции АПК. Она покупает пшеницу, отруби, подсолнечное масло, кукурузу. В 2019 году около 19% ввезенной в Турцию сельхозпродукции приходилось на Россию, а на следующем месте, с 11% шла … Украина![14]
Как только АПК России стал расти (а эта тенденция, повторим, наблюдается с 2012 года) началась жесткая конкуренция России и Украины на сельскохозяйственном рынке. Как отмечает Александр Крамар: «Рынки сбыта украинского и российского зерна почти идентичны». Россия и Украина в силу географической близости поставляют сельхозпродукцию в одни и те же страны — «Египет, Турция, Саудовская Аравия, Иран, Бангладеш, Ливан, Индонезия, Нигерия, Азербайджан, Судан». При этом Россия в силу того что она имеет больше пахотных земель, большее население, авторитарную систему управления, имеющую в определенных случаях преимущества (так, в России «сверху» введена 10% скидка на транспортировку зерна в порты по железной дороге) эту конкуренцию у Украины выигрывает. В 2017 году Россия уверено вытеснила Украину со 2 на 3 место на этом рынке (1-е место было у США, но в 2019 году Россия обогнала и США).
Уже в 2011 при президенте Януковиче премьер Украины Азаров выдвигал идею «объединить усилия» с Россией на рынке зерна и создать «зерновой пул» (если бы к нему присоединились еще Белоруссия и Казахстан, то транснациональным евразийским олигархам удалось бы поставить под контроль 30% мирового рынка зерновых). Понятно, что эту идею активно поддерживали руководители российского АПК. Многие на Украине рассматривали это как проект поглощения российским АПК своего украинского «коллеги-конкурента». Очевидно, что это логическое завершение проигранной конкуренции и что, как в случае с «газовыми войнами», экономический конфликт должен был переместиться в политическую плоскость, чтоб решение было найдено там.
4.
Украинский экономист А. Крамар еще в 2017 году в своей статье констатировал, что после распада СССР Россия и Украина стали «конкурентами, а не партнерами во все большем количестве отраслей». «Это, в свою очередь, не могло не сказаться и на политической сфере – продолжает он, — даже если бы путинская Россия и не имела реваншистских амбиций»[15]. То есть дело не в личности президента России, и даже не в его убежденности, что «Украина — искусственное государство, созданное В.И. Лениным». Дело в объективных экономических противоречиях, которые породил развал Советского Союза. И, как уже говорилось, в области чистой экономики эти противоречия разрешить было невозможно. Это показали 30 лет постсоветской истории. Конфликт все равно переходит на уровень политики, которая, как известно — «продолжение экономики». А существует еще, по выражению Бисмарка, и «продолжение политики, но другими средствами». Только и оно иногда не дает гарантированного разрешения экономических противоречий…
Роман Куницын
журналист
[1]Надо ли добавлять, что эти законы не носят жестко-динамического характера и предполагают вариативность и даже элемент случайности
[2]Дело – труба. История украинской ГТС подходит к логичному финалу//https://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/28/delo_truba_istoriya_ukrainskoj_gts_podhodit_k_logichnomu_finalu/
[3]Газета «Коммерсантъ» 23.02.2000, Украина отдала России последнее. Ядерные бомбардировщики вернулись на родину https://www.kommersant.ru/doc/140912
[4]Стоимость газа США, Европа, Япония по годам//Все о финансах https://vseofinansah.ru/servisy/stoimost-gaza-ssha-evropa-yaponiya-po-godam
[5]См. Аграрный конкурент Украины https://ru.exrus.eu/Kak-Ukraina-konkuriruyet-s-Rossiyey-za-rynki-sbyta-produktsii-APK-id5a3b8921775d5a23c767c3b6\
[6]Третий год подряд Украина обновила исторический рекорд агарного экспорта// https://www.zol.ru/n/32ce9
[7]Сельское хозяйство Украины///Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Сельское_хозяйство_Украины
[8]Экспорт нефти из России: 2000 – 2021//http://global-finances.ru/eksport-nefti-iz-rossii-po-godam/
[9]Александр Крамар Аграрный конкурент Украины https://ru.exrus.eu/Kak-Ukraina-konkuriruyet-s-Rossiyey-za-rynki-sbyta-produktsii-APK-id5a3b8921775d5a23c767c3b6/
[10]Россия в 2020 году показала рекорд по поставкам продовольствия за рубеж https://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131bhttps://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131b»
[11]И. Гоненко +20% вывоза за год. Итоги аграрного экспорта-2020 /// Агроинвестор Март 2020// https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/35394-20-vyvoza-za-god-itogi-agrarnogo-eksporta-2020/
[12]20 крупнейших землевладельцев России — 2021. Рейтинг Forbes// https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/422283-20-samyh-dorogih-chastnyh-zemlevladeniy-rossii-2021-reyting-forbes
[13]Там же
[14]Российский агроэкспорт в Турцию превысил 2 млрд долларов//Агроэкспорт. Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России// https://aemcx.ru/2020/10/19/российский-агроэкспорт-в-турцию-прев/
[15]Александр Крамар Аграрный конкурент Украины https://ru.exrus.eu/Kak-Ukraina-konkuriruyet-s-Rossiyey-za-rynki-sbyta-produktsii-APK-id5a3b8921775d5a23c767c3b6/