После испытания ракеты-носителя Северной Кореей в начале сентября Китай присоединился к другим 14-ти членам Совета Безопасности ООН, осудив действия Пхеньяна. Всего через несколько дней, когда КНДР провела пятые по счету (и с самым мощным зарядом) ядерные испытания, Пекин заявил об однозначном неприятии этих испытаний и призвал Северную Корею «подчиняться соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН». Учитывая, что ранее КНР, как правило, увиливала от присоединения к санкциям ООН, последние заявления указывают на растущие разногласия между двумя давними союзниками.
Ввиду неудовольствия Пекина северокорейскими ядерными испытаниями и Пхеньяна, подозревающего Китай в торговле северокорейскими интересами с США в глобальной игре, отношения двух стран могут выглядеть крайне натянутыми. Отношения эти, однако, гораздо более сложны, чем может показаться на первый взгляд.
Второе по счету ядерное испытание за текущий год Северная Корея провела 9 сентября.
Взрыв стал самым мощных из всех ранее совершенных и является доказательством того, что Северная Корея способна взорвать боезаряд, по мощности превосходящий бомбу, сброшенную на Хиросиму в 1945 году.
К тому же за прошедшие три месяца с восточного побережья запустили несколько баллистических ракет. Последние три запуска пришлись на 5 сентября и прошли в зоне идентификации японского ПВО (Japan’s Air Defence Identification Zone – ADIZ). Ким Чен Ын провозгласил пуски «величайшим успехом, доказывающим могучую силу и бесконечное достоинство Пхеньяна перед испытаниями истории и вызовами противников».
Действия Северной Кореи ожидаемо вызвали ответную реакцию Совета Безопасности ООН, членом которого является и Китай. До этого КНР тянула с присоединением к заявлению Совбеза, настаивая на включении своих возражений против развертывания элементов американской ПРО на Корейском полуострове. Того, что Китай заявит протест наложению новых санкций, ожидали и в этот раз. Однако этого не произошло, и совместно с другими 14 членами Китай поддержал общее заявление с призывом принять «жесткие меры» в ответ на запуски ракет-носителей КНДР. Неожиданный упрек Пхеньяну со стороны Пекина породил целую волну комментариев о растущем отчуждении и неизбежном конце дипломатических отношений Китая и Северной Кореи.
Китай считается единственным союзником Северной Кореи, действуя в качестве посредника в переговорах в многостороннем формате, как, например, Шестисторонняя комиссия1. Несмотря на осуждение со стороны Китая, специфика отношений двух стран не должна вводить нас в заблуждение. Единичные примеры разногласий лишь скрывают ряд важных моментов.
В первой половине 2016 года между обоими государствами нарастало напряжение.
Стоит помнить, что Китай оценивает политику Северной Кореи не иначе как дестабилизирующую регион, тогда как сохранение стабильности в регионе Северо-Восточной Азии является одним из важнейших приоритетов Пекина.
Во-первых, Китай крайне обеспокоен ядерными амбициями Пхеньяна. Перед тем как испытать водородную бомбу в январе, китайскую сторону об этом никак не уведомили. После чего Китай публично призвал КНДР соблюдать обязательства по денуклеаризации, и в конце февраля США при китайской поддержке ввели новые санкции против северокорейского режима. Нет никаких признаков того, что со стороны Севера в адрес китайской администрации поступали какие-либо аналогичные предупреждения перед возобновлением испытаний в сентябре. Намерение КНР более громко и активно опротестовывать действия Северной Кореи дало недвусмысленный сигнал и Западу, и Ким Чен Ыну: Пекин все меньше доволен тем, как северокорейская администрация легко игнорирует китайские советы.
Во-вторых, в результате предыдущих событий, а также желая сделать свой жест более оскорбительным, Китай не прислал ни одного делегата на 7-й съезд Трудовой Партии Кореи (предыдущий съезд прошел более 30 лет назад), несмотря на то, что сама ТПК официально признает Китай союзническим государством. Это тоже было воспринято северной Кореей как пощечина и добавило еще больше напряжения в межгосударственные дела.
В-третьих, китайский «ирредентизм» в Азии нервирует Ким Чен Ына. Все более напористое поведение Китая (особенно на море) заставило пхеньянскую администрацию сделать предупреждение, основанное на устоявшемся в Пхеньяне мнении о возможности выторговать себе преференции в рамках стратегии Китая по выдавливанию американских и проамериканских сил из своего тыла.
В-четвертых, известно, что нынешний генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин отошел от линии своих предшественников. Очевидно, он не в восторге от Ким Чен Ына и особенно обеспокоен северокорейской ядерной программой – в основном из-за того, что Пекин не имеет никаких данных о реальных ядерных возможностях своего соседа. Генсек КПК также занимает должность Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Китая – и это внушает уверенность в том, что теперь Северной Корее сделают «замечание» в такой манере, об использовании которой предыдущие китайские руководители подумали бы дважды.
Северная Корея в 1949 году стала четвертой по счету страной, которая установила дипломатические отношения с Китаем. Многие комментаторы отмечают историю и идеологию, а также стратегическую целесообразность в качестве ключевых факторов. При этом исторические события и идеологические предпочтения обычно рассматриваются в качестве основных причин тесного взаимодействия между КНДР и Китаем, но сама система этого взаимодействия гораздо более запутана. Китай делает большую ставку на альянсы в защите своих национальных интересов, и не стоит слишком выделять роль идеологии (хотя и она занимает важное место).
Ядерное разоружение стоит рассматривать как многосторонний вопрос, в решение которого вовлечены, в частности, США и Южная Корея – но Китай сохранял лояльность к своему союзнику. Нельзя недооценивать лояльность к Северной Корее еще и потому, что Китай гораздо более решительно действовал в решении спорных вопросов с Вьетнамом и Филиппинами. Более того, ссылки на весьма нечастые встречи руководства обеих стран на высшем уровне нельзя рассматривать как признак начавшегося разрыва. Несомненно, при Си Цзиньпине политика в отношении КНДР значительно изменилась по сравнению с временами Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, но для разрыва нет серьезных предпосылок, а идеологические отличия Китая от США, Японии и Южной Кореи все вместе заслуживают отдельного разбора.
Особенность китайского подхода к Северной Корее заключается лишь в небольшой корректировке приоритетов без явного нарушения баланса.
Многофакторная поддержка со стороны Китая не связана напрямую с идеологией и историческими предпосылками, сочетая в себе и беспокойство относительно ядерной программы, и геополитические планы, и экономическую взаимозависимость, и важность решения внутренних вопросов. Осмысление всей совокупности факторов, которыми руководствуется Пекин, крайне важно для государств, так или иначе выстраивающих отношения с обоими правительствами.
История и идеология. В первую очередь зачастую в качестве аргумента ссылаются на историко-идеологические истоки союза двух стран. В самом деле, в Корейской войне (1950-1953) объединенные войска Северной Кореи и КНР успешно отразили нападение сил США, а после подписания соглашения о прекращении огня в 1951 году Китай оказал значительную поддержку Северной Корее в восстановлении разрушенной инфраструктуры. Подписание корейско-китайского соглашения о кооперации, дружбе и взаимопомощи в 1961 году и его переподписание в 1981 и 2001 годах являются почти что обязательством со стороны Китая по отношению к своему союзнику как минимум до 2021 года. Для Пхеньяна поддержка со стороны Китая была жизненно важной во второй половине XX века. Точно так же Китай поддерживает другие авторитарные режимы – в качестве альтернативы правительствам в стиле Вашингтонского консенсуса2.
Геополитическая безопасность. Здесь во-первых, играет роль близость Японии, а во-вторых, китайские элиты понимают, что падение режима в Северной Корее приведет к расширению границы с проамериканской Южной Кореей, что создаст для Китая значительную угрозу. В свете растущего числа проблем в пограничном Пакистане Китай приложил колоссальные усилия к поддержанию стабильности на границе с 14 сопредельными государствами. Война на нескольких фронтах одновременно – последнее, чего хотят в Пекине. Поэтому полностью отвернуться от Северной Кореи Китай не может себе позволить, а удержание некоторой политической дистанции – лишь дипломатический ход.
Ядерное разоружение. Ядерная программа КНДР потенциально подрывает стабильность в регионе. Руководство Китая осознает, что Северная Корея с каждым днем становится ближе к возможности запуска полноценных ядерных боеголовок. Дополнительным поводом для беспокойства является меньшая предсказуемость режима Ким Чен Ына по сравнению с правлением его отца.
Непредсказуемость действий Пхеньяна – реальная причина, по которой Китай поддерживают отношения на уровне, достаточном для влияния на принятие решений.
Личностный фактор. Связи между Северной Кореей и Китаем традиционно поддерживались по принципу «близки, как зубы и губы». Начало такой политики было положено при правлении Мао Цзэдуна. В наши дни есть две фигуры, играющие важную роль в межгосударственных делах. Первый – Чжан Дэцзян, председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и третий по значимости член Постоянного комитета Политбюро. Чжан является экспертом по связям с Северной Кореей. Он проходил обучение в университете Ким Ир Сена в конце 1970-х, в первые годы политики «реформ и открытости», и имеет связи с элитой Северной Кореи. В частности, он способствовал дипломатическому урегулированию вопроса нелегальной иммиграции северокорейских граждан. Вторая фигура – Ким Чон Нам, брат Ким Чен Ына. В настоящее время он находится в Пекине и выступает в качестве ключевого гаранта добрососедских отношений двух стран. И вполне вероятно, что именно это заставляет Ким Чен Ына быть более осторожным, выстраивая отношения с Пекином.
Потенциальные внутренние проблемы (в самом Китае). Выше мы уже отмечали, что поддержание стабильности и избегание войн являются приоритетом во внешней политике КПК. Оказание поддержки Северной Корее позволяет Китаю продолжать экономическое развитие в более стабильном окружении, приближаясь к паритету с США. В этом ключе можно рассматривать дальнейшую поддержку режима как попытку превращения КНДР в подчиненную провинцию. Таким образом Пекин будет в состоянии блокировать объединение Кореи.
В течение двадцати лет защита Северной Кореи и ее ядерной программы со стороны Китая являлась гарантией против появления объединенной, некоммунистической Кореи.
Также китайские власти не готовы к потоку мигрантов в случае коллапса КНДР и всерьез опасаются его.
Экономическая безопасность. Северная Корея не является экономически самодостаточной, в связи с чем Китай пытается содействовать рыночным реформам в КНДР без трансформации самого режима. В интересах Китая довести своего союзника до состояния самодостаточности, после чего вмешательство уже не понадобилось бы. Хотя эта цель еще не достигнута, товарооборот между странами вырос с 500 млн долларов в 2000 году до 6,86 млрд долларов в 2013 году.
Возможна ли поддержка в дальнейшем? Неожиданное осуждение ядерных испытаний со стороны Китая продиктовано скорее раздражением, нежели политическим расчетом. Хотя Китай явно недоволен действиями КНДР, на продолжающуюся помощь оказывают влияние гораздо больше факторов, нежели только история, идеология или политика. Одна из ключевых целей для правящей компартии – стабильность на китайской границе, и заинтересованность в этой стабильности заставляет Китай продолжать поддерживать отношения с Пхеньяном, несмотря на планы последнего по развитию ядерного оружия. Для Пекина крайне важно избегать резких шагов, которые могут привести к дестабилизации Северной Кореи и потенциально создать еще большее число проблем.
Илья Гетман
- Имеются ввиду шестисторонние переговоры по приостановке обогащения ядерных компонентов с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Впервые были проведены в 2003 году. ↩
- Взято из оригинального англоязычного текста. В отличие от российского контекста, означает, что государство добровольно выбрало типичную для США и Западной Европы политическую и экономическую систему в качестве ориентира и приоритета в своем развитии. ↩