Уже больше года руководители Турции и Кубы пытаются вырваться из кольца дипломатически-политической изоляции, организованной соседними великими государствами.
На фоне внутреннего раскола страны, нарастающего напряжения в отношениях с Москвой и опасной вовлеченности Анкары в военные конфликты в Сирии, Ираке и Нагорном Карабахе президент Эрдоган уже год демонстрирует дипломатическую активность в Латинской Америке, в «мягком подбрюшье» США и среди геополитических союзников Российской Федерации. В феврале 2015 г. он совершил вояж по Кубе, Колумбии и Мексике. Сейчас побывал в Чили, Перу и Эквадоре.
Этот вояж прошел на фоне дискуссии о миллиардах евро, которых Турция требует от ЕС, чтобы содержать 2 200 000 сирийских беженцев и не допустить их перехода в Европу.
Турецкий президент ищет поддержки в Латинской Америке, когда Россия его изолирует из-за сбитого самолета, который, как уже стало совершенно ясно, не заходил в турецкое воздушное пространство. Кроме того, появились неопровержимые доказательства причастности Анкары к покупке нефти и продаже оружия ИГИЛ, а в самой Турции усилился нажим на местных светских женщин из академических кругов.
В Сантьяго прошла двусторонняя встреча президентов. Турецкая делегация (состоящая, в основном, из предпринимателей) была принята членами кабинета и бизнесменами. Главы государств подписали соглашение между Агентством международного развития Чили и Агентством сотрудничества и координации Турции. Договор о свободной торговле между двумя странами существует с 2011 г. Благодаря ему с тех пор взаимная торговля увеличилась в 2 раза, достигнув 592 000 000 долларов. Основные сферы сотрудничества — энергетика, туризм и инфраструктура.
После Чили Эрдоган совершил первый в истории визит главы турецкого государства в Перу. Президент этой страны Ольянта Умала подписал с турецким лидером 5 торговых соглашений, которые должны увенчаться подписанием Договора о свободной торговле.
В Эквадоре Эрдоган был вынужден прервать свое участие в конференции из-за протестов феминисток, которые ворвались зал и выдвинули лозунги против преследования курдского меньшинства и светски ориентированных турчанок.
Турецкие охранники вытолкали их на улицу. При столкновении пострадал депутат правящего «Союза за страну» Диего Вентимиль, который поддержал этот протест.
Председатель парламента Габриэла Риваданейра сначала отрицала вину турецких охранников в ранении депутата. Позже она выразила солидарность с требованиями эквадорских женщин. Министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патиньо вызвал турецкого посла и обратил внимание на недопустимость действий охранников турецкого президента, несмотря на то, что у них были дипломатические паспорта. Тот факт, что граждане Турции угрожали жизни и здоровью эквадорских граждан, является недопустимым в дипломатической практике и ставит под сомнение наступление «золотой эры в отношениях Анкары и Кито» (выражение Эрдогана – прим. авт.).
Министр напомнил послу, что Эквадор – республика, в которой царит демократия. И каждый ее гражданин имеет право высказать свое мнение по любому вопросу, не опасаясь репрессий со стороны властей.
Инцидент не помешал реализации намеченной цели визита: заключению торгово-экономических и инвестиционных договоров. Реджеп Эрдоган и Рафаэль Корреа договорились о том, что Турция вложит 700 млн долларов в порт Пуэрто-Боливар на юге страны и будет эксплуатировать его на протяжении 50 лет.
В феврале 2015 г. турецкий президент посетил Колумбию, Мексику и Кубу. Там тоже были подписаны многочисленные торгово-экономические договоры.
Неприятным сюрпризом для Москвы становится факт турецкого прорыва в латиноамериканские государства – члены АЛБА. Анкара является проблемным партнером в двусторонних и международных связях. Укрепление ее позиций в регионах, где Россия прочно установилась, для нее вызов. В Москве стараются удержать блок АЛБА в своей геополитической орбите на обозримое будущее.
Странным на первый взгляд выглядел визит Эрдогана на Кубу. Там он заключил несколько взаимовыгодных торгово-экономических контрактов. Турецкие предприниматели собираются инвестировать в новое строительство инфраструктуры порта Мариэль. Дешевые турецкие товары (прежде всего продукты питания) конкурируют на кубинском рынке с бразильскими, российскими и китайскими. Это не первый раз, когда на фоне обострения отношений Москвы с Вашингтоном и Анкарой союзник Москвы Гавана налаживает непосредственный контакт с союзником Вашингтона Анкарой.
Например, долгие годы после распада СССР, СЭВ и Варшавского договора самый дешевый полет из Европы в Гавану и назад был из Стамбула. Этот парадокс объясняет незаконная дочь «команданте ен хефе» Алина Фернандес в своей книге «Мой отец Фидель Кастро»1. Она пишет, что в начале ХХ века из Стамбула на Кубу приехал молодой еврей по фамилии Руссо. Кубинцы переделали эту фамилию на Рус. У него родилась дочь Лина, которая вышла замуж за испанского солдата в отставке родом из Галисии и родила ему Фиделя и Рауля. У братьев Кастро всегда была возможность обратиться к дальним родственникам за помощью, когда они оказывались в изоляции. Кроме стамбульской еврейской семьи Руссо (выходец из которой – певец Авраам Руссо), которая организовала упомянутый рейс и подталкивает турецких руководителей идти на контакты с Кубой, Гавана всегда могла рассчитывать и на Мадрид во времена правления выходца из Галисии Франсиско Франко.
Когда Вашингтон начал экономическую блокаду, испанские фирмы осуществляли поставку северо-американской фармацевтической продукции и медицинского оборудования на Кубу. Последний франкистский премьер-министр, а позже многолетний губернатор родной Галисии Мануэль Фрага Ирибарне был частым гостем на Кубе, где его встречали с почестями, достойными главы государства. Орган Кубинской Коммунистической Партии «Гранма» отражал его путешествия по стране и гостеприимство, с которым кубинцы его принимали. Факт казался странным: братья Кастро дружат с франкистом Фрагой…
Республика Куба проявляет в последнее время особую дипломатическую активность на фоне возможности занятия президентского поста в США этническим кубинцем. Пока младший Кастро договаривался во Франции простить Кубе внешний долг страны и заключить 11 торговых и инвестиционных соглашений, авторитеты американо-кубинской общины – кандидаты в президенты США от Республиканской партии Тед Круз и Марко Рубио идут на праймериз в разных штатах.
В мае 2015 г. Франсуа Олланд посетил Гавану с надеждой утвердить свой левый политический имидж. Тогда он объявил себя посредником в отношениях между Кубой и ЕС.
Сейчас Рауль Кастро вернул визит в ожидании экономической помощи и политико-дипломатического прорыва. Первая уже налицо. Ближайший сотрудник Франсуа Олланда Жан-Пьер Бел уже определил Кубу как «открытую дверь в другие государства в Латинской Америке». Вообще отношения между Гаваной и Парижем никогда не замораживались. Алина Фернандес рассказала в своей книге, как Фидель Кастро послал ее мать Нати (химика по профессии) заниматься промышленным шпионажем в качестве первого секретаря кубинского посольства во Франции. Охваченный антиамериканизмом генерал Шарль де Голль закрывал глаза на кражу технологий. А французские левые не переставали помогать Кубе2.
Правда, есть одно исключение – троцкисты. Постоянный кандидат в президенты Франции, исповедующая троцкизм Арлет Лагийе публично обличала братьев Кастро и в целом кубинских коммунистов. На встрече с ее единомышленниками – молодыми активистами Лиги Революционного Коммунистического Интернационала весной 1990 г. автор этих строк попытался понять суть их критики в адрес гаванских властей. Критика сводилась к следующему:
«Куба является проводником империалистической политики СССР и поддерживает сталинистские режимы во всем мире».
Стоит напомнить, что дружеская встреча проводилась в общежитиях университета города Зальцбург в Австрии, в комнате координатора местных троцкистов Бригите Алерсдорфер. Она (как и все остальные австрийские троцкисты, присутствующие на встрече) была студенткой факультета славянской филологии того же университета. Дипломную работу писала о творчестве Михаила Шатрова. А ее молодой человек был перуанцем – координатором КПП «Сендеро Луминосо» в Австрии. На стене в комнате висел плакат времен ВОСР: красноармеец в шинели и в буденовке поднимал на штыке толстенького буржуя. Лозунг на плакате был: «Клином красным бей белых!»
Когда на Российском философском конгрессе в МГУ весной 2005 г. на заседании секции ЮНЕСКО появился замгубернатора Зальцбурга по науке и образованию, автор этих строк спросил его, знает ли он о политических предпочтениях своих подопечных, и рассказал о встрече. Человек чуть не упал в обморок.
Отношения с французскими социалистами приобретут особую важность для кубинских коммунистов после президентских выборов в США. Если там победит кандидат от Республиканской партии, то прогрессу в отношениях между Вашингтоном и Гаваной придет конец, а положение кубинских властей снова станет очень тяжелым. На фоне экономического кризиса в государствах – спонсорах кубинского руководства — Китае, России, Бразилии, Венесуэле — может повториться «особый период мирного времени» начала 90-х годов ХХ века. Тогда Куба рассчитывала только на собственные силы.
И Тед Круз, и Марко Рубио, и остальные американские кубинцы с тех пор «сидят на чемоданах» в ожидании падения братьев Кастро, чтобы вернуться в Гавану. Хотя Марко Рубио родился во Флориде, а Тед Круз – в Канаде, оба претендуют на наследие предков. Они будут мстить Кастро и остальным ветеранам Кубинской революции. Прежде всего затянут крепче экономическую блокаду. Могут организовать и военную провокацию. Именно поэтому развитие отношений Кубы с ЕС жизненно важно для Фиделя и Рауля Кастро в начале 2016 г.