Берни Сандерс, 74-летний сенатор, называющий себя демократическим социалистом, который вступил в 2015 году в партию демократов только для того, чтобы принять участие в президентских выборах, набирает все большую поддержку электората. Его участие в выборах стало для многих таким же обнадеживающим фактором, каким в свое время было появление Барака Обамы в числе кандидатов. Они оба в своих предвыборных выступлениях говорили о необходимости поддержки простых американцев, их обоих американские СМИ считали социалистами.
В 2008 году в фильме известного антикапиталиста Майкла Мура «Капитализм: история любви» Берни Сандерс появляется, чтобы сказать:
«Функция правительства – в том, чтобы защищать интересы рабочего класса, людей со средним доходом и уже только потом богатых и обладающих властью. Мы стали слишком фанатичными в превозношении жадности. На обложки журналов мы помещаем миллионеров и забываем полицейских, пожарных, учителей, нянечек… Пора изменить нашу систему ценностей».
Обама в этом фильме представлен как последняя надежда американцев после в высшей степени коррумпированного Буша-младшего. В 2008-м Обама выиграл президентские выборы как «социалист»: он выступал в частности за расширение прав граждан на бесплатную медицину (хотя бесплатной она так и не стала).
На праймериз 2016 года Берни Сандерс выступает с проектом «медицинское обслуживание для всех», который, по его словам, есть продолжение и развитие медицинской реформы Обамы («obamacare»), которая расширила число получателей бесплатной медицинской страховки, но не решила проблему. Многие штаты отказались принимать программу бесплатного медицинского страхования, так как она требовала повышения налогов. Так, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер дважды налагал вето на законопроект о бесплатном государственном медицинском обслуживании в штате Калифорния, а по поводу Обамы и его программы заявлял, что сам 40 лет назад сбежал из Европы, «потому что социализм там не оставлял никаких возможностей добиться успеха», а теперь социализм пытаются насадить в его родной Америке!
Если уж Австрия 70-х годов кажется американцам оплотом социализма, то что говорить о программе всеобщего бесплатного государственного здравоохранения, бесплатного высшего образования и прогрессивного налога на доходы банков и капиталы свыше 250 тысяч, что предлагает ввести Сандерс. Такие предложения кажутся американцам революционными! Они еще не привыкли к «социалистическим» предложениями Обамы по бесплатной медицинской страховке для определенных категорий граждан, а Сандерс уже предлагает ввести всеобщее бесплатное государственное здравоохранение.
Для реализации своего плана по бесплатному здравоохранению Сандерс предлагает, в частности, повысить налоги для работодателей, обложить прогрессивным налогом богачей: при доходах от 250 000 до 500 000 долларов налог составит 37 %, от 500 000 до 2 млн – 43%, от 2 млн до 10 млн – 48 %. 52% при доходе свыше 10 млн.
Учитывая, что Сандерс предлагает и другие проекты, которые также требуют повышения налогов для сверхбогатых, они могут составить до 77%, что, впрочем, не самый высокий показатель в истории США: при президенте Эйзенхауэре налог для богачей достигал 91%, но начиная с 1964 года это самые высокие налоги.
Сандерс также предлагает ввести бесплатное высшее образование, у него есть проекты восстановления инфраструктуры (общественные дороги, мосты, системы общественного водоснабжения, энергообеспечения в США давно пришли в упадок), план по сокращению безработицы среди молодежи, программа расширенной социальной помощи, оплачиваемые отпуска по болезни и для ухода за членами семьи. Найти деньги на бесплатное высшее образование Сандерс собирается обложив налогом финансовые спекуляции на биржах Уолл-стрит. Поднять инфраструктуру за счет налога на доходы американских корпораций за рубежом.
В качестве примера Сандерс приводит Швецию, Норвегию и другие скандинавские страны «евросоциализма», где, по его словам, правительства в первую очередь заботятся об интересах простых людей, трудящихся, а не банков и корпораций. Он полемизирует с противниками его реформ, приводя в защиту мнения и расчеты экономистов, доказывающие, что большинство среднего класса не заметит повышения налогов и даже выиграет, сэкономит в результате отмены неэффективной системы частной медицинской страховки, платежи по которой составляют еще большие суммы, чем сумма повышаемых налогов по плану Сандерса.
Нежелание Хиллари Клинтон как основного претендента на пост нового президента США продвигать подобные социальные программы Сандерс объясняет, в частности, связями Клинтон с банками Уолл-стрит, в частности Goldman Sachs, которые спонсируют ее предвыборную программу и от которых Клинтон получала гонорары за выступления в их пользу.
Хиллари Клинтон объявила войну предложенному Сандерсом проекту государственного всеобщего бесплатного здравоохранения.
Тем не менее, несмотря на все плюсы и социальную значимость предвыборной программы Сандерса, его критикуют как правые, так и левые. Ниже мы приводим мнение Брайана Уильямса, американского политолога, считающего, что своим социализмом Сандерс скорее хоронит революцию, чем приближает ее.
Как избирательная кампания Сандерса подрывает революцию
Брайан Уильямс, доктор наук, преподаватель политологии Калифорнийского государственного университета в Сан-Маркосе
США сегодня переживают огромное количество политических проблем, корни которых лежат глубоко, и важнейшими среди них являются сильнейшее имущественное неравенство и отсутствие реального политического влияния на политику у широких масс. Поэтому неудивительно, что идея революционных перемен становится все более популярной. Очевидное тому подтверждение можно найти в широкой поддержке, которую получает кандидат в президенты от Демократической партии Берни Сандерс, который отважно заявил о своей приверженности идее политической революции.
Сторонники Сандерса предупреждают, что, если он не победит в борьбе за выдвижение кандидатом от Демократической партии, американцы окажутся перед ужасным выбором между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. Однако определенные факторы свидетельствуют о том, что кампания Сандерса, скорее, душит революционный «третий путь», чем продвигает его.
Сможет ли Сандерс выполнить свои обещания?
Сандерс обещает провести относительно радикальные для США реформы: ввести бесплатное высшее образование, обложить налогами крупные банки, ввести бесплатное государственное всеобщее здравоохранение.
Однако президентство Обамы доказывает, что Сандерс вряд ли сможет (даже если и хочет) осуществить такие широкие реформы.
Акт о доступной медицинской помощи был принят благодаря Обаме. Во время своей избирательной кампании в 2008 году Обама обещал ввести всеобщее медицинское страхование. Однако, несмотря на то, что он обладал широкой поддержкой избирателей, имел поддержку большинства представителей Демократической партии в Конгрессе, всеобщее медицинское страхование так и не ввели, чтобы избежать столкновения с сенаторами — лоббистами существующей системы частного медицинского страхования, такими, как, например, сенатор Джозеф Либерман. Если Обама не смог ввести всеобщее медицинское страхование при таких благоприятных для этого условиях, как сможет Сандерс добиться осуществления своего плана?
Цели Сандерса не революционны
Сандерс и его сторонники часто называют свою кампанию революционной. Однако это неверно.
Даже если Сандерс смог бы осуществить свои обещания в сфере внутренней политики, эти реформы не были радикальнее реформ Рузвельта в 1930-е в ответ на Великую депрессию, которые никогда не считали революционными.
В книге Джека Голдстоуна «Революции: очень краткое введение» революция определена, как «насильственное свержение власти путем массовой мобилизации во имя социальной справедливости и с целью создания новых политических учреждений».
Президентская программа Сандерса не отвечает этому определению ни в малейшей степени. Во-первых, Сандерс не призывает к принятию новой Конституции США. Во-вторых, Сандерс не намеревается создавать и вести движение по свержению правящего класса. В самой радикальной части своей программы Сандерс лишь сталкивается с интересами таких влиятельных и могущественных групп, как лобби частного медицинского страхования и крупные банки. При этом позиция Сандерса по вопросам внешней политики и вовсе не предусматривает противоречий с интересами могущественного военно-промышленного комплекса.
Внешняя политика Сандерса
Критики Сандерса часто подчеркивают его империалистические позиции в вопросах внешней политики. Например, в 2014 году он голосовал в Сенате за поддержку со стороны США военных действий Израиля в Секторе Газа. Также он поддерживал продолжение пребывания военных сил США в Афганистане. Такие позиции во внешней политике ничем не отличают Сандерса от остальных правящих политиков, которым, он якобы составляет оппозицию.
Как президентская кампания Сандерса подрывает революцию
Главным выводом из президентства Обамы было то, что двухпартийная политическая система – это система ложной надежды. Истинно революционное движение скорее должно избегать участия в такой избирательной политике, прилагая усилия к тому, чтобы установить более представительную многопартийную избирательную систему, которая позволит принимать участие в политике различным партиям.
Вместо этого кампания Сандерса поддерживает миф о возможности выбора на предстоящем голосовании, снова ориентируя лишенных на самом деле возможности выбора избирателей на участие в двухпартийной политической системе, чем лишь поддерживает ее легитимность. И это происходит как раз в тот момент, когда впервые за долгие годы в истории США двухпартийная политическая система наиболее уязвима для атаки.
Поэтому кампания Сандерса скорее подрывает, чем продвигает политическую революцию.
Если бы Сандерс не участвовал в этой президентской кампании, граждане США были бы поставлены перед выбором между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом (или каким-нибудь другими таким же недостойным кандидатом от Республиканской партии). В такой ситуации было бы гораздо очевиднее, что двухпартийная политическая система не предлагает никакого выхода из тупика, и понимание этого приводило бы к признанию революционного «третьего пути» как необходимой альтернативы.
Перевод и вступительный текст: Алексей Поднебесный
Источники: truth-out.org и vox.com