Текст украинского бюджета можно читать бесконечно. Не зря по местному закону правительство должно подавать его проект за несколько месяцев до принятия. Вот и я тоже начитаться не могу. С каждым новым абзацем и пунктом понимаю, что знать бюджет обязаны все украинцы – если они хотят выжить. 2016-й обозначен в документе как добивающий, а некоторые положения на 2017 – как контрольный в голову: и каждому в отдельности, и всей Украине.
О политике
Объективно «пройтись» следует по каждому моменту бюджета и налогового кодекса, но места может не хватить. Надо признать: трех с половиной месяцев, которые заложены для ознакомления с правилами экономической жизни отдельно взятой страны не хватило бы депутатам даже для его радикального изучения, не говоря уже об изменениях. После 25 декабря украинские депутаты заявляют, что им «не дали времени ознакомиться и они хотели спать». Конечно, хотели, ведь голосование за главный документ страны было ночью.
Распространяемая информация о покупке мажоритарных депутатов и некоторых фракций в ночь голосования не учитывает дальновидности заинтересованных лиц: позаботиться о необходимом количестве голосов «за» можно было заблаговременно. Читать бюджет этим «голосам» не зачем: ни за полгода, ни «в ночь перед Рождеством». Будет некорректно сказать, что в парламенте Украины все «запроданцi». Но они ничего не могут изменить – им остается только говорить людям правду. К слову, не голосовали за бюджет и теперь жалуются на голосовавших фракции «Батьківщина» Юлии Тимошенко, «Оппозиционный блок» от бывших регионалов и новая в парламенте, центристская «Самопоміч».
Про экономику
Какие отрасли и производственные мощности уничтожаются в обреченной стране? На 2016 год это представители малого и среднего бизнеса как системно образующего основы капиталистического (вроде) государства и физические лица – предприниматели. А особенно пострадают единоналожники. Единый налог в 2016 подняли. Самые «успешные» 3 и 4-ю группы предприятий с оборотом от 5 млн грн. обложат налогом больше остальных. Причем и НДС, и чистый доход. Тоже сделают с аграриями. Животноводство, выращивание овощей и фруктов заставят поделиться с бюджетом доходами пополам. Следовательно, цены на эти продукты вырастут вдвое. А вот растениеводство – чем славится Украина – будут сворачивать: 83% с НДС придется отдать государству. Значит, вырастет цена на хлеб. А хлеб на Украине как валюта – он потянет за собой рост цен на еду в любом виде.
Отменяются многие старые льготы для небольших сельских хозяйств, что сделает их нерентабельными.
Им, состоящим из членов одной семьи, придется продавать землю и сворачивать бизнес. Уже сейчас понятно, что заплатить 83% от НДС в бюджет они не смогут. В итоге еще одна партия безработных. В таких условиях выживут агрохолдинги, которым предоставлены в бюджете преференции, особенно в экспорте. Потому еще одним удивительным моментом станут условия торговли сырьем. И зерном в том числе.
Аргомонополисты сами торгуют сырьем и скупают чаще всего продукцию у мелких хозяйств и физлиц за минималку и продают ее за рубеж на выгодных условиях. Но могут и не скупать, торгуя только своим. А у мелких хозяйств нет возможности выходить прямо на зарубежные рынки. Они торгуют на внутреннем. Но закон экономики таков, что наиболее выгодно не продавать сырье, а производить на месте свой уникальный продукт и уже его реализовывать. Выжить мелкие хозяйства смогут, только начав производить хоть что-то из своего сырья и продавать этот продукт на внутреннем рынке. И конечно, чтобы выжить, они уйдут в тень. Да и возврат ПДВ будет в этом году выборочным – приоритетным для кланов. Если учесть, что в 2015 году около 62 млрд среднему и малому бизнесу не вернули, то в 2016 тень обеспечена.
Я коснулась только сельского хозяйства, но льготы и торможение развития в отношениях частник/монополист калькой накладываются на остальные отрасли, обозначенные в бюджете.
Агробизнес полнее всего раскрывает ситуацию с самозанятостью на селе (где нет предприятий) и с едой. Хотя, если ты предприниматель городской, будет еще тяжелее. В городе развивается бизнес обслуживающий, предполагающий возможность потребителя отказаться от подорожавших услуг. Например, не посещать кафе. Не только дорогие, а вообще. Не лечить зубы, а удалять, не ездить в транспорте, а ходить пешком. И так по цепочке.
Так почему взялись за малый и средний бизнес, махнув рукой на всех остальных нищих? Все просто – это наиболее дисциплинированный класс на Украине. Именно их деятельность обеспечивает две важные вещи – занятость (самозанятость) и уплату налогов. Все остальные, от монополистов до крупного бизнеса, давно в оффшорах. Наемные рабочие получают зарплату в конвертах, и то минимум. А вот средний и мелкий бизнес как раз и наполняет закрома родины, из которых потом оплачивают социалку и бюджетников. Поэтому напрашивается логический вывод про цель бюджета: если вы хотите уничтожить малообеспеченных граждан, инвалидов, пенсионеров, представителей обслуживающих государственных профессий (учителя, медсестры, нянечки, дворники), научных работников и другие незащищенные и бюджетные слои населения, уничтожьте тех, кто оплачивает их существование. А если хотите уничтожить бизнес, уведите с рынка потребления рядовых потребителей, обесценив их возможности в потреблении.
Перепись населения откладывается уже в четвертый раз, и можно догадаться, почему. В 2015-м не было массовых суицидов и голодных смертей. Имели место отдельные случаи. Мало того, из-за повышения в 2015 тарифов на ЖКХ, увеличения налогового бремени и введения налога на жилые приватизированные площади увеличились поступления в бюджет. На 30%, как сказал Яценюк. А в местные бюджеты пошло 40% перевыполнения. Из этого, как отчиталось правительство, удалось профинансировать армию, пенсии и зарплаты. Секундочку, а если бы было не перевыполнение, а просто выполнение? Тогда бы зарплат, пенсий и армии не было бы? Вот именно на это и рассчитывали. Не зря принимаемый бюджет на 2015 год вызывал даже у самых кровожадных провластных депутатов ужас быть растерзанными народом на улице. Но этот народ не только выжил, но и бюджет перенаполнил. За исправление такого недостатка взялись в этом году, и явно иностранцы.
Между прочим, те, кто в прошлом году голосовать побоялся, в этом году проголосовали. Они решили, что у народа есть еще что брать.
Про людей
Падение гривны с 8 до 25-33 за доллар заставило украинцев расстаться со своими сбережениями и за счет этого как-то протянуть. Но в силу того, что цены выросли, а зарплаты пропорционально понизились, пополнять свои долларовые запасы становится все труднее и невыгоднее из-за прыгающего курса.
80% дохода среднестатистическая украинская семья теперь тратит на еду, повышенную коммуналку и безмерно завышенный проезд на общественном транспорте.
Многие собственники машин поставили их в гаражи. Теперь они их могут продать, так как введен налог на машины определенного возраста и стоимости. Остается 20% свободных средств. Это если не болеть, не ходить к стоматологу, не обновлять бытовую технику и не устраивать взрослеющих детей в школы\садики\институты. Но это данные на конец прошлого года. Что будет теперь, когда сбережения закончились, пополнять их нечем, а поддерживать придется еще и родителей, пенсии которых обложили налогами?
15% налог на пенсию — это украинское изобретение, которое надо патентовать. Сейчас в Киеве и в других региональных столицах Украины с новыми тарифами и ценами выжить на 4000-5000 грн. пенсионеру сложно. Любому человеку сложно прожить в стране разгулявшегося доллара на не полные 200 баксов.
В 2015 году пенсии тоже облагались налогом, но только те, что выше 10 000 грн. Теперь же будут облагаться пенсии выше 3,654. Все это делается специально, чтобы убить трех зайцев: обречь на вымирание пенсионный «планктон»; заставить уплотняться молодые семьи, у которых есть свои родители-пенсионеры, и вынудить их при новом бюджете тратиться еще больше.
Дополнительные родительские полторы тысячи их не выручат. Разве что квартиру продать – но рынок недвижимости упал. И третий заяц: сделать новых нищих механизмами остановки украинской экономики. Эти люди уже не будут покупать продукты потребления. Они не будут покупать ничего из того, что не требуется для выживания. Останутся только предметы первой необходимости. К слову, в этом году будет обложена налогом не только жилая недвижимость, но вообще вся. Даже курятники.
Самая интересная часть – это налог на дивиденды. Во всем мире есть прогрессивный налог на прибыль и доходы. На Украине у кого доходы больше, тот платит меньше, у кого меньше – больше.
В Европе везде дивиденды обходятся в 20% подоходного налога. На Украине избирательно, но 5% остается для состоятельных людей. Для всех остальных повышается до 18%. Коротко, дивиденды – это вообще чистая прибыль. Но Украина – это поле чудес. Тут даже на депозит налог как на дивиденд. А собственно, при нынешней банковской ситуации в стране, если вам захочется снять депозит, чтобы как-то на него прожить еще один год или с целью не платить налоги за этот депозит, вам не разрешат. У нас банкиры в «кризисе», они не разрешают снять все деньги сразу. И часто можно видеть ситуацию: у потребителя денег нет, он не может вернуть депозит и с него снимается налог на депозит, который он не в состоянии оплатить. Круг замыкается. Нечего было монетку на поле чудес закапывать.
Плюс военный сбор в 1,5% для всех. Сложно остановиться, вспоминая все нововведения. Ограничусь фактом 32 сокращенных статей по социалке, включая родителей-одиночек и выплаты пособий на детей. И даже докопаться до льготной темы сложно, так как нет на Украине реестра (сведенного документа) социальных льгот и преференций.
Зато главные расходные статьи бюджета поделены на три части: военка, возврат долгов и субсидии. Получить субсидии очень сложно – эта эпопея началась еще в 2015 году и уже имеет своих героев. Теперь это 35 млрд грн., которые могут не дойти до получателя, а напрямую поступить к энергетическим монополистам.
113,6 млрд грн. пойдет на оборонку. Если кто-то хочет сказать, что в данном контексте тоже можно заменить слово «Украина» на слово «Россия», и ничего не поменяется, я их разочарую.
Несколько производящих военное оборудование предприятий принадлежат не государству, а непосредственно Порошенко. Не опосредованно, а непосредственно, в нарушение конституции Украины. И это тоже другая сказка, достойная внимания.
Про «бальцеровичей»
Самые подлые люди продолжают повторять в украинских эфирах, как мантру, что сейчас в Украине период реформ Лешека Бальцеровича. Ну прямо «один в один». Надо только перетерпеть. Первое, что сказал этот польский либеральный реформатор на встрече с украинской прессой и общественными деятелями: Польша тоже пережила возмущение популистов, на которых нельзя обращать внимания. Надо продолжать курс сокращения социальной защиты украинцев, разгосударствления предприятий и их приватизацию, отпускания цен и отказа от регулирования экономики, выталкивая ее в рыночное плавание.
Но нигде никогда советники из стран бывшего соцлагеря и пан Лешек в том числе не упоминают статистику – сколько тех же поляков уехало в Европу на заработки.
Конкретно Германия открыла рынок труда для поляков. Только для образованных поляков: врачей, айтишников, программистов. Потом пошла волна нянечек и сиделок. Даже сейчас население Польши – люди 50 лет и выше. Там очень мало молодежи. С началом реформ Бальцеровича поляки рванули за рубеж. Но тогда они находились в более выгодном положении, чем сейчас украинцы. Объективно важную роль играет языковой барьер. Простому украинцу из села проще работать в России на стройке, чем где-то в Европе. А если кто-то из Украины хочет уехать в ту же Германию, конкуренцию им составят сами онемеченные поляки, которых выехало из Польши 1,5 млн. И они продолжают уезжать.
Кроме того, все польские госпредприятия были приватизированы европейскими компаниями, все польские банки ушли с рынка. Бальцерович не рассказывает, что госдолг страны превышает уровень дохода и долг растет за счет отрицательного баланса во внешней торговле. Это же ждет и Украину с началом свободной торговли с ЕС.
Собственно Восточная Европа вместе с Польшей и Украиной записана европейцами в политику неоколониализма. Захвата территорий для дешевого производства.
С каждым разом, когда уровень жизни в какой-то европейской стране растет, производство мировых лидеров торговли переносится на более дешевые земли. Да, в Польше уровень жизни выше, чем на Украине, но немцы производство «Форд» под Варшавой закрыли, а в Санкт-Петербурге – открыли.
И еще пан Бальцерович не говорит главного. Сокращая социалку в Польше, он все-таки составил пакет льгот для малого бизнеса и «физлиц»-предпринимателей, вытолкнув туда уволенных поляков. Был создан формат быстрого кредитования для всех, кто хотел хоть что-то зарегистрировать или открыть, не умереть и даже получать прибыль. И только потом пошел радикальный рост тарифов и других налогов. Сегодня Польша – это страна частников и мелких фермеров. Крупный бизнес принадлежит иностранцам. Но там нет военного сбора, нет АТО, нет налога на пенсию и других аморальных законов. Действительно, «для каждого Абрама своя программа».
Что же готовят «бальцеровичи» для Украины, замалчивая собственные проблемы?
В чистом остатке: окончательно положить экономку страны на лопатки, начав ее замораживать с двух концов — со стороны местного производителя и местного потребителя, свернуть на Украине тот формат бизнеса, который оставлен в Польше и других балканских и прибалтийских странах. Поставить население в такое положение, чтобы выжившие рванули в Европу, где встретят конкуренцию из мигрантов Восточной Европы – тех же поляков. Германия уже мало кому светит даже на автозаправке, не то что в офисе. В офисах в Германии обосновались поляки.
Далее советуют банкротить госпредприятия и проводить тотальную приватизацию, выбросив на улицу узких специалистов в надежде, что они в своем возрасте как раз и поедут в Польшу на плантации мелких хозяйств. Поедут, конечно, так как переучиваться некогда. В метро Киева уже массово развешаны борды с рекламой быстрых курсов польского языка. Не английского и не немецкого.
Поэтому закончится все борьбой динозавров – местных и европейских олигархов за производственные мощности и сырьевые базы. Собственно, зачистка украинских миллионеров уже идет. За два года олигархические элиты Украины не обеднели, но прохудились в разы. Даже при том, что прогрессивная шкала налогообложения на Украине не работает. Отдельной статьей прописан метод избавления от конкурентов европейцев путем «борьбы с коррупцией». Так что почва для победной поступи неоколониализма готовится на всех направлениях. Но схватка неизбежна.
На это будет интересно посмотреть, если кто-то из простых людей доживет. Их возьмут на работу у конвейера, несмотря на ученые степени.
Будут с меньшими затратами, из украинского сырья, украинскими руками производить европейский продукт и продавать на международных рынках. В это время налоговый сбор при заходе на украинский рынок иностранной продукции будет постепенно нивелирован. Смогут ли стоящие у конвейера купить этот товар, неизвестно. Можно освежить польскую память. Период реформ Бальцеровича привел к валу импорта. Поляки импортировали даже туалетную бумагу и заколки для волос, а на базарах продавали советские соковыжималки. На полках было французское молоко, немецкая минералка, вместо «Поллены» стоял «Колгейт» и другие импортные продукты. А польские пылились на складах как дешевые и потому не выгодные для продажи.
Тогда Siemens купил польское предприятие ZWUT, имевшее монопольное право на поставки телефонов в Советский Союз. Немцы всех уволили, дали пособие за девять месяцев. Разрушили здание завода, а всю аппаратуру вывезли в Германию. Было на ровном месте ликвидировано польское предприятие по производству уникального польского синего лазера, куплены цементные заводы, сахарные, хлопчатобумажные. А деньги поляки проели. Иными словами, Польшу Европе продали «бальцеровичи». И теперь учат Украину. И успешно, судя по пунктам принятого бюджета, цель которого — сделать Украину последним форпостом нового колониализма. А почему поляки учат? Примазаться хотят к неоколонизаторам и войти на Украину под прикрытием закона о реституции.
Но дальше продвигаться зарубежным монополистам по Восточной Европе некуда – осталась одна Украина. Не забывайте, чтобы производство для иностранцев было выгодным, оно не должно повышать уровень жизни своих наемных работников. И потому индексация пенсий и зарплат в бюджете 2016 года обозначена только формально — на парочку процентов, для галочки. И повышаться не будет. Наступать больше некуда – впереди Москва.