Испании сейчас грозит политический паралич и долгие месяцы агрессивного выяснения отношений с Германией по вопросу о мерах бюджетной экономии, поскольку протестные движения Испании сломали традиционную двухпартийную систему, и в результате страна стала неуправляемой.
В одной из крупнейших четырех стран еврозоны результаты недавних выборов произвели эффект землетрясения. И это в очередной раз напоминает нам, что годы экономической депрессии и массовой безработицы представляют собой бомбу замедленного действия, которая может рвануть даже тогда, когда, казалось бы, худшее уже позади.
Акции банков на мадридской бирже сразу же упали, как только перепуганные инвесторы внезапно увидели вероятность формирования левой коалиции, в которую может войти ультрарадикальная партия «Подемос», набравшая 27% голосов на выборах и угрожающая свернуть программу государственной помощи банкам и реструктуризации финансового долга.
Пабло Иглесиас, лидер «Подемос», предупредил Брюссель, Берлин и Франкфурт, что после долгих лет раболепного исполнения требований еврозоны Испания возвращает себе контроль над собственной судьбой.
«У нас четкое послание Европе: Испания никогда больше не будет периферией Германии. Мы вернем смысл слову суверенитет», – заявил Иглесиас.
И поскольку риски возросли, испанские десятилетние облигации подскочили на восемь пунктов – теперь они на 123 пункта выше облигаций Германии, хотя опасность нового долгового кризиса пока и не прослеживается, так как Европейский Центробанк скупает испанские облигации в рамках практики «количественного смягчения». Индекс IBEX по акциям опустился на 2,5%, а банков Banco Popular и Caixabank – на 7%.
Премьер-министр Мариано Рахой потерял абсолютное большинство в Кортесе. Уровень поддержки консервативной «Народной партии» упал с 44% до 29%, лишив Рахоя 5 миллионов голосов, в том числе и в результате коррупционного скандала.
Электорат наказал обе политические партии мейнстрима, господствовавшие в испанской политике с момента окончания диктатуры Франко в 1970-х и поочередно поддерживавшие введение мер экономии еврозоны.
Социалистам (PSOE) удалось избежать краха на выборах, но они утратили свое господство в рядах левых, и теперь их может обойти и даже полностью подавить партия «Подемос» – как СИРИЗА практически уничтожила некогда господствовавшую в греческой политике партию ПАСОК.
Многие предполагали, что у Марио Рахоя будет достаточно мест в парламенте, чтобы сформировать коалицию со сторонницей свободного рынка и противницей коррупции партией Ciudadanos («Граждане»), однако под самый конец избирательной кампании эта партия, хотя и является сторонницей реформ, отказалась входить в коалицию.
«В стране наблюдаются массовая усталость от мер экономии и явный сдвиг влево», — говорит аналитик рынка суверенных облигаций Николас Спиро. Тем не менее левые не получили достаточного количества голосов, чтобы самостоятельно сформировать правительство.
«Вопрос сейчас заключается в том, является ли Испания вообще управляемой. Все партии сейчас «на ножах» друг с другом и это может затянуться на месяцы. Я не вижу приемлемого выхода из данной ситуации, а о реформах вообще можно забыть», — говорит Спиро.
По его словам? в Испании последние 18 месяцев наблюдалось «резкое ухудшение» в сфере базовых государственных финансов, хотя Франкфурт и пытался скрыть это, объясняя негативные тенденции эффектом циклической «отдачи», дешевой нефтью, слабостью евро и «количественным смягчением».
Иван Мамале, представитель французского финансового конгломерата Societe Generale, утверждает, что потенциальный экономический рост Испании упал до 1% (хотя до кризиса был на уровне 3%), а это демонстрирует, насколько пагубным оказался эффект «гистерезиса» от длительной безработицы и недостатка инвестиций.
Уровень госдолга подскочил до 100% ВВП и приближается к порогу безопасности для страны, находящейся в валютном союзе и не имеющей суверенного центрального банка. «У Испании весьма ограничено фискальное пространство, и любой внешний удар может поднять уровень долга до еще менее приемлемого уровня – например, выше 130% ВВП».
Испанию долгое время считали образцом внедрения мер экономии и реформ в южной Европе. И хотя экономический рост действительно стал восстанавливаться, объем производства все еще на 5% ниже того уровня, что наблюдался в период последнего пика экономического роста. Серьезные отклонения и дисбаланс, свойственные докризисному периоду, никуда не делись.
МВФ заявляет, что «структурный дефицит» возрос с 1,8% ВВП в прошлом году до 2,5% в текущем. И это вполне предсказуемо, учитывая, что чистая международная инвестиционная позиция Испании (NIIP) – минус 90% ВВП, то есть намного ниже 30-процентного порога безопасности. «Глубокие структурные проблемы остаются, а факторы уязвимости сохраняются», – утверждает МВФ.
МВФ предупреждал Испанию, что ей необходима радикальная реформа трудового законодательства, чтобы повысить производительность (уровень которой сейчас достаточно низкий) и подняться вверх в «цепочке наращивания ценности». МВФ предупреждал также об опасности «отмены предыдущих реформ», как об основном риске. Именно это сейчас и может случиться.
Если коалиция социалистов и «Подемос» возглавит левый альянс, то они не станут более танцевать под дудку МВФ.
Такой вариант развития событий будет означать и крах международной политики Ангелы Меркель, которая уже потеряла Италию, Грецию и Португалию, где на выборах победили левые, а теперь на горизонте маячит возможность создания «Латинского блока», выступающего против мер экономии, который могут возглавить французские социалисты.
Сдвиг Испании влево изменит и баланс сил в Совете Европы и окончание периода контроля госпожи Меркель над политической машиной Европейского валютного союза. Мистер Иглесиас несколько смягчил тон и свои радикальные взгляды, чтобы завоевать авторитет в сфере международных отношений и экономики:
«Если вы хотите стать лидером своей страны, нужно быть надежным человеком», – сказал он.
«Подемос» перестала призывать к национализации телекоммуникаций, транспорта, банков, энергетических предприятий и командной экономике, ограничившись призывами к национализации лишь в «исключительных» случаях. «Подемос» более не требует реструктурировать 1,1 триллиона евро госдолга, предпочитая тактику аудита, который должен определить, какая именно часть долга, использованного на помощь банкам, является одиозным долгом и его можно оспорить. «Подемос» все еще требует введения 35-часовой рабочей недели, однако сейчас партия уже согласна на повышение пенсионного возраста до 65 лет. Планы по выходу из НАТО тоже отложили в долгий ящик.
Тем не менее «Подемос» – порождение восстания Indignados против мер жесткой экономии, и партией руководят университетские профессора, погрязшие в теориях итальянского коммунистического гуру Антонио Грамши. Они учатся на ошибках СИРИЗы, однако сами не менее радикальны.
Саймон Тилфорд из Центра Европейских Реформ говорит, что Испания не выбралась из проблем, а элиты еврозоны «ошибочно считают небольшой цикличный подъем чем-то более существенным».
Так, например, в Испании можно было наблюдать «чудо роста экспорта», преимущественно благодаря росту производства мультинациональных компаний, которые перенесли заводы из Франции в Испанию, пользуясь выгодами сокращения зарплат – ведь на новых заводах в Вальядолиде зарплату молодым рабочим сократили на 27%.
Однако отрицательное сальдо текущих операций на самом деле уничтожило 12-процентное сокращение внутреннего спроса. Импорт фактически задушен. При безработице в 22% Испания едва может свести свой внешний баланс. Полное восстановление экономики быстро обнажит хроническую нехватку конкурентоспособности Испании в рамках структуры евро.
Мистер Тилфорд предупреждает, что Испания вступит в период нового глобального кризиса, исчерпав средства для экономической защиты страны, а для противодействия рецессии останется немного инструментов, не говоря уже о том, что популистские партии прочно обосновались в политике страны. И политический шок, пережитый Испанией на прошедшей неделе, это лишь первый удар грома.