В воздухе что-то витает, и это явно не любовь
Одним из предназначений Великой зеленой стены была защита Пекина и других северных мегаполисов Китая от участившихся пыльных бурь. Если в первой половине ХХ века они случались раз в несколько десятилетий, то к 1990 году перешли в ежегодный режим работы.1
Китайский мегаполис, накрытый пылевой бурей, и в ясный день
Впрочем, и без них атмосфера китайских городов малопригодна для дыхания. Согласно отчетам пекинских властей, в дни особенно сильного смога содержание загрязнений в воздухе в 40 раз превышает нормы, установленные ВОЗ. Если люди вынуждены терпеть и приспосабливаться, то измерительная аппаратура просто не выдерживает подобных нагрузок. Облака атмосферных отходов столь внушительны, что ясно проявляются на космических снимках в виде коричневой дымки над самыми заселенными землями страны.
Львиную долю химикалий в атмосферу Китая вносит энергетика. Большая часть электростанций республики работает на угле, как правило низкокачественном, и лишена фильтрационных установок. Это увеличивает кислотность атмосферной влаги. В настоящий момент четверть китайских мегаполисов свыше половины осадков получает в виде кислотных дождей.2
Чтобы сдержать ухудшение ситуации, правительство поощряет внедрение энергоэффективных технологий. Благодаря этому отдача от использования энергии за двадцать лет выросла вдвое, но еще в два-три раза отстает от уровня развитых стран. Однако уровень технического развития промышленности в стране по прежнему низок.К примеру, китайские сталеплавильные заводы потребляют энергии на 20% больше среднемирового уровня, цементные — на 45%, а фабрики по производству этилена даже на 70%.
Большая часть зданий, в том числе и новых, не обеспечена должным уровнем теплоизоляции. В итоге на отопление аналогичной площади в Китае тратится вдвое больше энергии, чем в сооружениях для аналогичного климата в странах Запада.4
Несмотря на повышение энергоэффективности, потребление энергии в Китае должно будет сильно вырасти. Сейчас китайцы используют на бытовые нужды в 5—10 раз меньше электроэнергии, чем жители развитых стран, а по общему потреблению энергии на человека отстают от США и Европы в два-четыре раза. Правительство страны пытается перевести энергетику на новые рельсы. В Китае была возведена крупнейшая в мире гидроэлектростанция «Три ущелья», страна выпускает около четверти всей гидроэнергии в мире.7 Республика уже вплотную подошла к США по величине производства возобновляемой электроэнергии, является крупнейшим производителем ветряной энергии и солнечных батарей. КНР опережает все страны мира по вводу в строй ядерных реакторов.При всем масштабе этих проектов очевидно, что они не смогут уменьшить потребление угля.
Правительство, столкнувшись с катастрофическими последствиями отравления атмосферы, в 2013 году опубликовало план по предотвращению и контролю за загрязнением воздуха (Action Plan for the Prevention and Control of Air Pollution), который ставит довольно скромную цель — снизить загрязнение воздуха на 10% к 2017 году. К сожалению, существуют большие сомнения в исполнимости этой задачи.
Государство заявило, что активизирует переход на новые источники энергии и начнет закрывать экологически опасные производства. Но закрытие объектов тяжелой промышленности выбросит на улицу десятки и сотни миллионов людей, которым нереально найти работу в других секторах экономики. Как заявил один рабочий в интервью: «Если сталелитейная фабрика исчезнет, нам будет нечего есть. В этом месте все крутится вокруг сталеплавильного завода, и наши дети работают там же».
Еще в 2010 году китайские власти в рамках плана по улучшению энергоэффективности объявили о прекращении работы свыше двух тысяч энергоемких предприятий — преимущественно сталеплавилен и цементных заводов. Но эти меры оказались неработоспособными. Местные власти часто возобновляли работу закрытых предприятий, соблазняясь налоговыми поступлениями и взятками от их хозяев. Свою роль играет и недостаток контролирующего персонала в экологических службах, которые нуждаются примерно в 100 000 работников для более надежного контроля за предприятиями.8
Специалисты относятся со скепсисом и к идее замены угля другими источниками энергии. Учитывая масштаб экономики КНР, это потребует сотен миллиардов и триллионов долларов. Изыскать такие средства будет очень сложно, а потому ученые считают, что и к 2030 году уголь останется основным источником энергии в стране.
Другим источником загрязнения воздуха в Китае является автомобильный транспорт. Хотя по уровню автомобилизации КНР сильно отстает не только от развитых стран, но и от множества государств Третьего мира, но в мегаполисах ситуация сильно отличается от общей по стране. Так, в Пекине одна машина приходится на четверых человек, и автотранспорт становится одним из важнейших источников отравления городской атмосферы. Ради ограничения автопотока власти прибегают к анекдотичным мерам, запрещая в разные дни выезд машин с разными цифрами в номерных знаках. Конечно, такие ограничения мало помогают, и, вдобавок, слабо исполняются.Более серьезной мерой является развитие общественного транспорта. Примерами могут служить системы метрополитена в Пекине и Шанхае, где за два десятилетия были построены сотни станций, принимающих до десятка миллионов пассажиров в день. Кроме того, правительство ужесточает стандарты экономичности существующих автомобилей. Стимулируется переход автотранспорта на газовое топливо и этанол, потребление которого составило в 2006 году примерно 20% от потребления бензина в Китае. 10
Впрочем, такие меры в лучшем случае лишь замедлят рост выхлопов автотранспорта. Это явственно следует из того факта, что сейчас Китай по обеспеченностью автомобилями в разы отстает от множества не самых развитых государств, и, несомненно, будет сокращать это отставание. Китай уже обогнал США по объему продаж машин, а по их производству превзошел Японию и США вместе взятые.11 А значит, пекинский смог при сохранении существующих темпах развития автоиндустрии через пару десятилетий станет нормой для большинства городов Поднебесной.
Пировали – веселились, подсчитали – прослезились
Размеры потерь, наносимых экономическому росту грязными технологиями поражают воображения. Так, государственное агентство по охране окружающей среды (State Environmental Protection Administration) утверждает, что загрязнение наносит стране ущерб, сопоставимый с 10% от валового продукта.12 Даймонд Джарред отмечает, что совокупные убытки от опустынивания и загрязнений в Китае приближаются даже к 14% от ВВП.13 Большой ущерб сельскому хозяйству наносит загаженная вода, кислотные дожди и учащающиеся засухи.
Ухудшающаяся экологическая обстановка вредит и здоровью людей. По оценкам Всемирной организации здравоохранения от загрязнения воздуха и воды химикатами в Китае ежегодно умирает порядка 750 000 человек. Для сравнения, в автоавариях каждый год погибает 89 000 китайцев ежегодно, а в катастрофах, связанных с плохой техникой безопасности в шахтах – менее пяти тысяч.14
Масштабы экологических проблем в Китае столь велики, что становятся препятствием для дальнейшего экономического и социального прогресса. Очевидно, что ресурсы и энергия имеют свойство истощаться, а переход экономики на более высокий технологический уровень потребует астрономических затрат. Кто их будет финансировать, если в настоящий момент приток иностранного капитала обеспечивается как раз за счет крайней дешевизны факторов производства, в том числе и экономии на экологии? На этот вопрос толком ответить не сможет никто. Единственно, что можно сказать наверняка, для продолжения развития китайской экономике потребуется серьезная трансформация, которая потребует больших усилий от правительства и гражданского общества. В противном случае угроза коллапса этой громадной страны окажется вполне реальной.
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- Ibidem” ↩
- Institute for energy research, “China: The Looming Giant” ↩
- The New York Times, “As China Roars, Pollution Reaches Deadly Extremes” ↩
- Институт устойчивого развития , “Энергоэффективность и устойчивое развитие” ↩
- World Energy Consumption Since 1820 in Charts ↩
- BP Statistical Review of World Energy, June 2014 ↩
- Embassy of the People’s Republic of China in the United Kingdom, “China battles pollution amid full-speed economic growth” ↩
- Institute for energy research, “What Can the U.S. Learn from China’s Energy Policy?” ↩
- People’s Daily Online, “China promotes ethanol gasoline” ↩
- Global AutoReport ↩
- Embassy of the People’s Republic of China in the United Kingdom, “China battles pollution amid full-speed economic growth” ↩
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- The New York Times, “As China Roars, Pollution Reaches Deadly Extremes” ↩