Для того, чтобы добиться своего благополучия, Британии потребовались ресурсы половины планеты. Сколько же нужно таких планет, чтобы того же самого уровня благополучия достигла Индия?
Махатма Ганди
В Китае продана десятимиллионная банка со свежим воздухом, сообщает британское издание Daily Mail. По словам миллиардера и филантропа Чэня Гуанбяо, сколотившего состояние на переработке мусора, эта акция носит в первую очередь рекламный характер, и призвана привлечь внимание властей к катастрофической экологической ситуации в КНР.
Последние десятилетия экономика Китая демонстрировала выдающиеся успехи. Подушевая валовая продукция с 1990 года выросла почти в десять раз1, страна стала ведущим мировым производителем широкого ассортимента промышленных товаров от дешевых футболок до современной электроники. Республика является крупнейшим в мире производителем и потребителем каменного угля (приблизительно одна четверть от общемировой добычи и потребления) и удобрений, используя около пятой части их мировой продукции. На Китай приходится 14 процентов общемирового объема производства и потребления пестицидов. Кроме того, страна является крупнейшим производителем стали (35% мировой продукции), вторым в мире производителем электричества и третьим в мире потребителем нефти. Китайцы производят около половины мировой выработки цемента и трети – алюминия2. В последние два десятилетия производство стали, стальных изделий, цемента, пластмасс и химического волокна в Китае возросло в 5, 7, 10, 19 и 30 раз соответственно, выпуск стиральных машин увеличился в 34 000 раз3. Эффективная финансовая политика и участие в мировой торговле стали залогом быстрого социального и экономического прогресса. КНР обошла США по размерам ВВП, и нагоняет его по душевым показателям, оставив своих соседей далеко позади в этом соревновании.
Эти успехи позволили добиться Китаю существенного прогресса в борьбе с бедностью. Это особенно заметно при сравнении с южным соседом КНР – Индией – обладающей сходным населением и, до недавнего времени, находившейся на идентичном уровне развития.
Секретом бурного экономического роста страны была дешевая и дисциплинированная рабочая сила, политическая стабильность, хороший уровень развития инфраструктуры… и хищническое отношение к собственной природе. Пока иностранный капитал и местные промышленники экономили на экологии, проблемы накапливались как снежный ком и сейчас уже поставили под сомнение перспективы дальнейшего развития страны.
Чем наполнить пересохшие глотки?
Согласно мировым стандартам, Китай испытывает дефицит пресной воды, на одного китайца приходится лишь четвертая часть от среднемировой обеспеченности водными запасами. Это в первую очередь касается засушливых северных районов Китая5. Если южные провинции республики получают огромное количество воды от полноводной реки Янцзы, которую правительство классифицировало как слабозагрязненную, то север довольствуется куда более скудными источниками от водного потока Хуанхэ. В целом водообеспеченность северных районов Китая в пять раз ниже, чем на юге. Возрастающее промышленное и сельскохозяйственное загрязнение водных источников ужесточает дефицит воды для бытовых и производственных нужд. По утверждением комитета по охране Хуанхэ (Yellow River Conservancy Committee) резкое увеличение канализационных стоков и промышленных выбросов привело к тому, что около трети вод из реки было непригодно даже для использования на фабричном производстве7. Китайское министерство охраны окружающей среды сообщило, уже в 2006 году свыше половины всех рек страны были поражены загрязнениями до такой степени, что их нельзя было использовать в качестве источников питьевой воды8. Всего лишь 3% грунтовых вод, от которых идет водоснабжение китайских городов, можно считать достаточно чистыми для эксплуатации, 80% городских сточных вод выливается без очистки (по сравнению с 20% в развитых странах)3. Правительство осознает, что дефицит водных ресурсов становится тормозом для экономического роста и порождает опасность общественных беспорядков. Но серьезных мер по очищению внутренних вод государство предпринять не в состоянии. Закрытие самых грязных заводов, практикующееся в последние годы, не решает вопрос кардинально и порождает безработицу, а строительство очищающих систем чрезвычайно дорого. Проблемы водного дефицита усугубляются низким уровнем технологий. По утверждениям исследователя Даймонда Джарреда бумажная промышленность Китая использует в два раза больше воды, чем в развитых странах, а фабрики по производству аммиака – даже в 42 раза. Оросительная система страны плохо сконструирована, что приводит к большим водопотерям и нарушениям в ее работе3. Вместо очищения существующих источников и экономии водопотребления китайское правительство решило взять на вооружение тысячелетние традиции крупных оросительных проектов и начало проект переброски вод с влажного юга на изнывающий от жажды север. В настоящий момент построено больше тысячи километров водных путей и десятки насосных станций, составляющих Восточный канал. Государство учло горький опыт и категорически запретило строительство грязных производств вблизи системы каналов. Пока рано говорить об эффективности проекта, но ясно одно – если не будет конца росту загрязнений, то и вода с юга север Китая не спасет.
Китай со времен появления развитой цивилизации отличается высокой интенсивностью сельского хозяйства. Острый дефицит пригодных для обработки земель (0,08 гектар на человека против 0,2 в мире и 0,5 в США ), чрезвычайно активная эксплуатация почв, неумеренное использование химикалий вместе с дефицитом воды и устаревшими технологиями приводит к тому, что пятая часть пахотных земель страны подвергается эрозии. Грунтовые массы в больших количествах попадают в реки, что приводит к обмелению рек и затруднениям для судоходства. В период с 1972 по 1997 годы Хуанхэ в нижнем течении пересыхала 20 раз, и безводный период увеличился с десяти дней в 1989 году до 230 дней в 19973. Засухи и почвенная эрозия до последнего времени быстро прогрессировали вследствие масштабного сведения лесов в стране. Особенно серьезно проблема стоит в северном регионе, граничащим с пустыней Гоби, которая ежегодно прирастает на 2,5 тысячи квадратных километров. Государство ответило на эту проблему масштабной программой лесонасаждений. Хотя площадь лесов в стране в пересчете на одного жителя сильно отстает от среднемировой (0,15 гектаров против 0,6 в мире), но за последние 15 лет она стабильно росла.
Чтобы остановить наступление пустыни на обитаемые районы и поставить заслон пыльным бурям, китайское правительство начало грандиозную программу лесонасаждений, получивших название Великой зеленой стены. Проект рассчитан на десятилетия, и уже к 2009 году китайцы насадили свыше 500 000 квадратных километров лесов. Это стало крупнейшим примером лесонасаждений в мире. Однако, упор на количественные показатели серьезно вредит качеству работы. Новые деревья часто увеличивают дефицит подземных вод, а монокультура одного вида делает такие насаждения неустойчивыми к болезням и паразитам.
Несмотря на все усилия, процесс опустынивания земель является серьезной проблемой, решение которой в сегодняшних условиях является смутной перспективой. По словам Ли Ту, руководителя правительственного ведомства по борьбе с разрастанием пустынь, примерно 5300 квадратных километров земель можно возвратить в плодородное состояние. Но при существующих темпах работ это получится сделать только в течение трехсот лет13.
- World Development Indicators from World Bank ↩
- The New York Times, “As China Roars, Pollution Reaches Deadly Extremes” ↩
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- Asian Productivity Organization Databook 2013 ↩
- Crouching Tiger, Lumbering Elephant? The Rise of China and India in a Comparative Economic Perspective ↩
- Crouching Tiger, Lumbering Elephant? The Rise of China and India in a Comparative Economic Perspective ↩
- The Guardian, “One-third of China’s Yellow river unfit for drinking or agriculture” ↩
- Цайцзин, “Китай на грани экологической катастрофы: необходимы срочные меры” ↩
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- Даймонд Джарред, “Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают” ↩
- United Nations Forum on Forests, “China’s Strategy and Financing for Forestry Sustainable Development” ↩
- BBC News, “China official warns of 300-year desertification fight” ↩