В первый день весны, 1 марта, в итальянской столице состоялся электоральный съезд Партии европейских социалистов (ПЕС), на котором ведущая панъевропейская партия левого спектра приняла предвыборную программу и официально номинировала от своего имени кандидата на должность главы «европейского правительства» — председателя Европейской Комиссии.
Правда, руководство ПЕС ещё в конце 2013 г. озвучило имя своего претендента, но всё-таки официальное утверждение произошло на съезде. Более 90% делегатов, представлявшие социал-демократические, социалистические и лейбористские партии «Старого Света», выдвинули кандидатом на пост главы Еврокомиссии видного немецкого социал-демократа Мартина Шульца, являющегося на сегодня председателем Европейского парламента (ЕП). Утверждённый съездом немецкий политик сразу же заявил: «Я желаю быть первым председателем Комиссии, который станет не плодом происходивших в тени соглашений, а именно результатом демократического голосования. Я принимаю только одно соглашение: соглашение с европейскими избирателями». Риторика М. Шульца, равно как и содержание платформы ПЕС, принятой к назначенным на 24 и 25 мая выборам в ЕП, формально носит «конфронтационный» характер. Ведь цель ПЕС — добиться, наконец, перевеса в Европарламенте над правоцентристами, чего не было уже двадцать лет. Для этого, естественно, надлежит вести боевую, атакующую кампанию по отношению к ведущей на сегодня политической силе в ЕС — правоцентристской Европейской народной партии (ЕНП).
В первом разделе платформы ПЕС, получившей название «За новую Европу», утверждается, что «Европа должна измениться», что «нужна Европа, которая продвигается, Европа, которая защищает, Европа, которая действует». Отмечая, что «мы боремся за сильную, демократическую и социально справедливую Европу», евросоциалисты первоочередное внимание обещают уделить решению социальных вопросов, прежде всего занятости. М. Шульц в своём выступлении на конгрессе ПЕС в этой связи заявил: «В качестве председателя Комиссии моей первой задачей станет занятость, качественная занятость». В ЕС, где сегодня насчитывается 27 млн. человек без работы, 120 млн. тех, кто проживает за чертой бедности, необходимо осуществлять энергичную политику в пользу занятости (особенно для молодых европейцев), амбициозную общую промышленную политику, поддерживая основы социальной экономики и малые и средние предприятия, развивая экологичные технологии, добиваясь прекращения социального демпинга. ПЕС ратует также за строгое соблюдение принципа равенства при оплате эквивалентного труда, усиление социальных прав трудящихся и профсоюзов, развитие социального диалога и трудового законодательства, лишённого дискриминационных статей. В предвыборной платформе европейских социал-демократов говорится: «Мы введём достойную минимальную зарплату в Европе».
Социалисты Европы убеждены в том, что, наконец, «пришло время поднимать экономику». Приоритетами общих политик в экономической сфере, с точки зрения евросоциалистов, должны стать инновации, исследования, переподготовка кадров, точечная реиндустриализация. Одновременно манифест ПЕС оговаривает необходимость сокращения бюджетного дефицита и преодоление общественного долга в масштабе ЕС Также в принятом съездом документе говорится о потребности более тщательной координации экономической и налоговой политики стран-членов Союза, демократический контроль над осуществлением которой должны осуществлять ЕП и национальные парламенты. Социалисты считают актуальной активную борьбу против всевозможных налоговых злоупотреблений и «налогового бегства».
Манифест социалистов призывает к тому, чтобы поставить финансы на службу гражданам и реальной экономике. Для этого нужны более чёткая регламентация деятельности банковского сектора, привлечение инвесторов, установление твёрдого потолка для бонуса банкиров и введение европейских налогов на транзакции. Эти меры, считают социалисты, способны укрепить недавно оформившийся европейский банковский союз. Подтверждая старый социалистический тезис о социальной Европе, манифест ПЕС отмечает, что «ЕС, вместе с государствами-членами, должен перераспределять богатства и возможности эффективным и справедливым образом». Также в документе высказывается следующий тезис: «Экономические свободы не могут господствовать над социальными правами».
В специальной главке манифеста ПЕС говорится о необходимости укрепления равенства полов и прав женщин. В частности надлежит жёстко и последовательно защищать свободу за женщинами выбора их доступа к «сексуальным и репродуктивным правам». Вполне естественен для левоцентристов и следующий пассаж: «Мы будем без передышки бороться против всех форм расизма, сексизма, гомофобии, трансфобии и нетолерантности». Евросоциалисты также твёрдо привержены ЕС как «сообществу разнообразия» и потому требуют, чтобы все граждане Союза имели равный доступ к общественной жизни, а между государствами-членами существовали бы полностью равноправные отношения и разделение ответственностей.
ПЕС призывает бороться за поддержание на высоком уровне качества европейского здравоохранения, что подразумевает создание экологически чистых и свежих продуктов питания, здоровую окружающую среду. Необходимо усиление внимания к развитию общих политик ЕС в областях сельского хозяйства и рыболовства. Также актуальным представляется ещё один тезис электоральной платформы ПЕС: «Мы нуждаемся в сильном европейском законодательстве в сфере защиты персональных данных граждан и доступа к информации».
Не забыта в политическом документе европейских социалистов и тема демократии. ПЕС призывает к расширению демократических норм в масштабе Союза и неуклонному соблюдению гражданских прав. Нельзя забывать, заявляют эсдеки, что ЕС является прежде всего политическим союзом, поэтому должны быть созданы условия для более регулярного участия европейцев в общественной жизни — в частности, посредством расширения практики «гражданских инициатив». Роль первого плана в каждодневной жизни Евросоюза должен получить, наконец, ЕП. Будучи партией левого фланга, ПЕС выступает за продвижение Союза в сторону «зелёной Европы». Это означает, согласно социалистам, необходимость содействовать незагрязняющим технологиям и методам производства, уважать нормы окружающей среды, увеличивать инвестиции в «зелёную экономику». В манифесте также провозглашается: «Мы гарантируем каждому гражданину минимальный доступ к энергии».
В заключительной главе манифеста ПЕС призывает продвигать влияние ЕС во всём мире. Тут говорится о том, что Евросоюз несёт всему человечеству универсальные ценности демократии и мира, уважения прав человека, особенно женщин и детей. Утверждается, что Европа обязана быть мировым лидером, показывать всем пример в продвижении идеалов мира, демократии и совместного процветания. ПЕС обещает своим избирателям «поддерживать народы, которые борются за демократию, социальную справедливость, свободу»; социалисты выступают против любой формы оккупации. Любопытно, что манифест евросоциалистов упоминает две конкретные формы сотрудничества ЕС, а именно «Восточное партнёрство» и Союз для Средиземноморья.
Принятый съездом европейских социалистов предвыборной манифест заканчивается оптимистическим призывом, обращённым к избирателям: «Вместе мы изменим Европу!» Этот лозунг будет рефреном кампании М. Шульца и его европейской партии. Судя по недавним опросам общественного мнения, ПЕС имеет шанс впервые с 1994 г. стать ведущей политической силой в Европарламенте. Опросы говорят о том, что Прогрессивный альянс социалистов и демократов (то есть союз ПЕС и итальянской Демократической партии) может рассчитывать на поддержку 28-29% европейских избирателей, что может в итоге дать левоцентристам 221 из 751 «разыгрываемых» в мае мандатов. Конечно, высокая степень конкуренции между европейскими партиями и движениями делает невозможным доминирование в ЕП какой-то одной политической семьи. Но если результат данного опроса верен, то европейские социалисты могут рассчитывать на то, что ПЕС вернёт себе статус ведущей панъевропейской партии.
Если это и произойдёт, то случится, как говорят, «не благодаря, а вопреки». То есть не благодаря энергичной агитационной кампании ПЕС (хотя М. Шульц обещает, что социалисты активно берут на вооружение тактику «от двери к двери») и не благодаря вере избирателей в чудодейственность умеренных социал-демократических рецептов. Просто опыт свидетельствует о том, что в большинстве стран Союза выборы в Европарламент трактуются избирателями как возможность «насолить» ведущим правительственным партиям и наказать их посредством «европейского» избирательного бюллетеня. Но даже если сегодня социал-демократы и левоцентристы в целом представлены в правительствах 19 государств, всё же большинство национальных кабинетов на пространстве ЕС контролируются правоцентристами. И это обстоятельство говорит за то, что эсдеки вполне могут воспользоваться последствиями «протестного голосования».
Другой вопрос — а приведёт ли гипотетический прорыв ПЕС к реальному полевению в Европе, к изменению влево соотношения политических сил на уровне ЕС? И тут ответ вряд ли будет положительным. Во-первых, совсем не факт, что даже если депутатская группа социалистов окажется в новом составе Европарламента самой многочисленной, новым главой Еврокомиссии станет М. Шульц. Ну, а даже если и станет, опять же опыт свидетельствует о том, что современная европейская социал-демократия на практике гораздо ближе рецептам «жёсткой экономии», чем парадигме сильного социального реформизма…