На стыке ноября и декабря, в минувший уик-энд в городе Кан состоялся съезд объединения «Европа Экология — Зелёные» (ЕЭЗ). С середины 2012 г. данное объединение, с точки зрения своего парламентского влияния, является второй по значимости силой внутри французской левой. Ведущее экологическое движение Пятой Республики располагает 15 депутатами Национального Собрания и 12 сенаторами. ЕЭЗ имеет представительство практически во всех региональных советах Франции, причем во многих из них участвует в работе исполнительной власти. Велико влияние французских Зелёных в Европарламенте: там заседают 16 представителей этого объединения — больше, чем имеют экологисты из какой-либо другой европейской страны.
С середины прошлого года Зелёные стали членами нового левого президентского большинства, делегировав в состав Совета Министров нескольких представителей. В частности, бывший лидер ЕЭЗ Сесиль Дюфло была назначена на должность министра строительства. Очевидно, что Зелёные обязаны своим парламентским успехам прежде всего тактике союза с Социалистической партией (СП). Все депутаты-экологисты были избраны в тех мажоритарных округах, в которых социалисты не выставляли свои кандидатуры, решив с первого тура поддержать зелёных претендентов. Однако полтора года участия ЕЭЗ в правительстве показали, что социалистам достался в правительственные союзники весьма «колючий» и неуживчивый партнёр.
Национальный секретарь объединения Паскаль Дюран регулярно ставил перед руководством СП непростые вопросы, требовал ускорения темпов «энергетического перехода» от ядерной энергетики к энергетике «возобновляемых источников», подвергал критике иммиграционную политику кабинета Жан-Марко Эйро. Более того, Зелёные даже ставили вопрос о возможном отзыве своих представителей из Совета Министров. Однако жёсткая линия П. Дюрана не была поддержана большей частью активистов движения. В ходе предсъездовских дискуссий на референдуме внутри ЕЭЗ с большим перевесом победил проект генеральной резолюции конгресса, предложенный умеренными экологистами, ориентирующимися на С. Дюфло. Этот проект получил поддержку более 38% активистов (всего в ЕЭЗ сейчас входят свыше 10 тысяч членов).
ЕЭЗ представляет собой довольно децентрализованный и демократичный по уставным нормам «социально-политический кооператив».
Поэтому руководящие органы объединения формируются по принципу пропорционального представительства. И таким образом все течения ЕЭЗ — от левых «фундаменталистов» до зелёных-центристов —представлены в руководстве. Однако предсъездовская дискуссия показала, что ведущее место переходит к тем экологистам, которые ориентированы на продолжение сотрудничества с СП в Совете Министров.
Это было подтверждено результатами конгресса в Кане. Проект, представленный сторонниками С. Дюфло, в последний момент был объединён с направлением «Экологическая жизнь». В итоге новое большинство в ЕЭЗ имеет за собой поддержку минимум 55% членов движения. П. Дюран заранее объявил, что не будет снова баллотироваться на должность национального секретаря ЕЭЗ. В результате его сменила сторонница умеренной линии С. Дюфло 39-летняя Эмманюэль Косс. Новый лидер ЕЭЗ давно участвует в общественной жизни Франции, она известна как член различных правозащитных и социальных ассоциаций. Подруга одного из лидеров объединения, заместителя председателя нижней палаты парламента Денни Бопена, Э. Косс сама занимает пост одного из вице-председателей совета ключевого для Франции региона Иль-де-Франс.
Но важно подчеркнуть, что и новое руководство ЕЭЗ вовсе не может рассматривается как безмолвный сателлит социалистов. В победившем в результате референдума участников движения проекте, названном «За экологический курс», откровенно называются те многочисленные пункты несовпадений, которые имеются у ЕЭЗ с СП. Это: «политика строгости», большие инфраструктурные проекты, ядерная энергетика, предоставление права голоса иностранцам на местных выборах, проблема пенсий, территориальные выборы, высылка из Франции цыган, региональные языки, реконверсия сельского хозяйства и даже такой подпункт, как «электромагнитные волны». При этом принятая съездом генеральная резолюция констатирует, что политика кабинета Ж.-М. Эйро в целом остаётся «в парадигме либерализма, продуктивизма и в рамках секуритарной логики».
Зелёные оспаривают нынешнюю бюджетную политику, полагая, что она делает невозможным настоящий «энергетический переход» к господству возобновляемых источников энергии. ЕЭЗ не в полной степени солидаризируется и с налоговой политикой исполнительной власти, считая, что в её нынешнем виде эта политика осуществляет давление на простые семейства, малые и средние предприятия, но при этом ослабляет «силы коллективной защиты» и содействует либерализации в сфере занятости. Но одновременно говорится о том, что Зелёные остаются в президентском и парламентском большинстве для того, чтобы на практике пытаться защищать и продвигать свои принципы и ценности, своё «подрывное» видение общества.
ЕЭЗ исходит из тезиса о том, что именно политическая экология сегодня «представляет глобальную альтернативу социал-демократии, как и этатизму и неолиберализму». Зелёные продолжают в своей политической доктрине отвергать продуктивистскую модель, основанную на «экономическом росте» и вере в безбрежные силы рынка. В качестве альтернативы они предлагают двигаться к такому обществу, которое основано на принципах «воздержанности и солидарности». В документе, получившем одобрение активистов экологического объединения, подчёркивается: «Экология, которую мы желаем, может мобилизовать, чтобы каждый день изменять жизнь всех…»
Будучи всегда еврофедералистской силой, ЕЭЗ продолжает подвергать критике реальное развитие европейской интеграции.
С точки зрения французских Зелёных, на уровне Евросоюза осуществляется очень неэффективная и опасная политика, питающая националистические и крайне правые настроения. Для Зелёных же, остающихся европейской и интернационалистской политической силой, «европейская политика должна сделать привилегией всеобщий интерес и предоставить гражданам их место».
В финальной резолюции съезда ЕЭЗ подчёркивается, что движение остаётся в правительстве Французской Республики. В первую очередь для того чтобы, будучи частью Совета Министров, содействовать проведению прогрессивной политики в области социального строительства, равенства территорий и прав граждан, занятости и образования, энергетического перехода, продолжения политики децентрализации. Как и в прошлом, экологисты будут бороться за сугубо пропорциональные выборы и категорически против совмещения элективных мандатов, за преодоление существующего неравенства между французскими департаментами в социальной, медицинской и природоохранительной сферах, против любых форм исключения и дискриминации. Зёлёные не отказываются и от своего стратегического лозунга о Шестой Республике парламентско-партисипативного типа, так же как и от цели создания подлинно федеративной и демократической в политическом плане Европы народов.
В одобренном в окончательном виде на съезде ЕЭЗ документе подчёркивается: «Наша задача в том, чтобы построить солидарное общество». Для этого, считают Зелёные, недостаточно обновлять и защищать уже завоёванные некогда социальные достижения. Необходимо идти вперёд, расширяя права граждан на чистый воздух и качественные продукты питания, справедливые цены, сокращая в дальнейшем рабочую неделю [в идеале ЕЭЗ желает перехода на 32-часовую рабочую неделю — Р. К.], повышая в жизни общества роль и значение неправительственных организаций и профсоюзов, увеличивая роль в национальном хозяйстве экологически ориентированных предприятий, развивая различные формы коллективного (общественного) транспорта, последовательно сокращая неравенства во всех их проявлениях».
Итак, нынешнее руководство французских Зелёных будет пытаться, как говорится в одобренной в Кане генеральной резолюции, «примирить экологию оспаривания и экологию предложения». Очевидно, что ЕЭЗ является левой политической силой. Но, заявляя о своём неприятии нынешней неолиберальной модели и оставаясь при этом в правительстве Ж.-М. Эйро, курс которого носит преимущественно социал-либеральный характер, экологистам Франции будет крайне сложно примирять свои идейные установки с реальной политикой, за которую их движение как часть президентского большинства тоже несёт часть ответственности.