Начиная с президента Обамы, защитники статус-кво настаивают на том, что экономика США «восстановилась» или «идет на поправку». Некоторые люди на самом деле видят мир таким образом. Они обитают, воображают, что обитают или планируют в ближайшее время поселиться в мире печально известного верхнего 1%. Другие просто стремятся к безопасности в жизни, преданно повторяя все, что говорит 1%.
Вот «восстановление», которое они видят. Верхний 1% получателей доходов в США получил 19% от национального дохода в 2012 году, это наибольшая доля с 1928 года. Этот 1% также видит, что его средний доход вырос к 2012 году на 31,4% по сравнению с низкой точкой нынешнего кризиса в 2009 году. Верхний 1%, конечно же, радуется восстановлению экономики.
В полную противоположность этому, доходы остальных 99% за тот же период выросли в среднем на 0,4%. Многие из этих людей видят, что их доходы в действительно упали. Это даже близко не было восстановлением. Для подавляющего большинства американцев шумиха вокруг восстановления — это просто оружие массового отвлечения.
Экономическая реальность отражена на этом графике из Wall Street Journal.
С 2007 г. — последнего года перед текущей рецессией — и до сих пор, средний показатель доходов американцев упал почти на 10%, без признаков заметного восстановления.
Да, фондовые рынки и прибыли крупных банков и корпораций восстановились более-менее. Это объясняет удачу верхнего 1%. Их доходы в значительной степени зависят от состояния этих частей экономики (особенно проценты, дивиденды и прирост капитала).
Но 99% в основном зависят от заработной платы. Высокий уровень безработицы держит их доходы на одном уровне, как и то, что в США рабочие места с высокой зарплатой и хорошими социальными гарантиями постоянно заменяются рабочими местами без них.
Шумиха вокруг восстановления помогает политикам повысить свою популярность (или, по крайней мере, замедлить темпы ее падения). Она также оставляет у массы людей с растущими экономическими трудностями впечатление, что у «других людей» происходит восстановление. Таким образом, они винят себя (свой возраст, умения и навыки, образование и так далее) за свои промахи. Шумиха вокруг восстановления, следовательно, действует как масштабная программа «обвинения жертвы», в рамках которой дисфункциональный капитализм избегает критики, в то время как его жертвы обращают критику на самих себя.
Шумиха вокруг восстановления радует тех, кто ищет уверенности в состоянии капитализма. Они хотят слышать, что он является — или станет в ближайшее время — безопасной, почти идеальной экономической системой, как они всегда о нем думали и говорили. Они хотят видеть недостатки и несовершенство системы, ее продолжающийся кризис (на которые упирают критики капитализма) как незначительные сопутствующие помехи. Успокаивающие отсылки к восстановлению — часто используемые и произносимые столь авторитетно, сколь это возможно, — подразумевают, что капитализм либо исцеляет себя сам, либо исцеляется доброжелательным правительством.
Академическим экономистам, чьи карьеры построены на доказательствах эффективности капитализма, роста и оптимальности для всех, необходимо срочно устроить шумиху вокруг восстановления так же, как они уже давно устроили шумиху вокруг капитализма. Они хотят избежать насмешек взволнованных студентов, которые продолжают влезать в сокрушительные долги, чтобы заплатить за обучение, в то время как перспективы их трудоустройства и доходов ухудшаются.
Эти студенты обращают критический взгляд на экономическую систему и быстро находят богатую и разнообразную литературу, посвященную критике капитализма. Почему, все чаще спрашивают они, их преподаватели никогда им не рассказывали обо всем этом? Преподаватели мейнстримного экономикс боятся последствий своего давнего нетерпимого исключения самых сильных критиков капитализма из процесса обучения и исследования. Студенты начинают требовать открытого, сбалансированного образования, в котором им долго отказывали. Они хотят услышать и прочитать академических критиков капитализма наряду с академическими жрецами капитализма, они хотят решить для себя, какую точку зрения или комбинацию точек зрения использовать и развивать.
Шумиха вокруг восстановления так же поддерживается из более темных, более циничных побуждений. Главы крупных корпораций, которые уже переместили многие свои операции за пределы США, называют сложившуюся ситуацию «зрелой» экономикой. Этот эвфемизм отражает их мнение, что быстрый рост теперь происходит в большей степени за пределами, чем внутри США, и поэтому их манят более высокие прибыли в странах, где заработная плата и налоги ниже. Они хотят сохранить для себя свободное перемещение на ближайшие годы, и чтобы, когда они уходят из страны, противодействие было минимальным.
Главы этих компаний в основном предпочитают менее активно инвестировать здесь, когда американский рабочий класс понимает, что капитализм, который повышал его заработную плату в более ранние десятилетия роста, теперь быстро уходит за границу за более выгодными возможностями. Это перемещение капитала бросает американский рабочий класс в ситуации устойчивого спада, как показывают бесчисленные индикаторы: падение реальной заработной платы, сокращение объема коммунальных услуг, высокий уровень безработицы и т.д.
Бизнес-лидеры и их избранные в органы власти друзья боятся гнева и негодования рабочих, если те окажутся способны идентифицировать того и то, кто и что одурачили их. Шумиха вокруг восстановления обеспечивает «задерживающее прикрытие», пока руководители фирм переводят свои средства за границу, свои дома и офисы в «охраняемые резиденции», а рабочие места в «надежно охраняемые зоны свободного предпринимательства».
Многие медийные корпорации охотно оказывают услугу своим рекламодателям, раздувая шумиху вокруг восстановления. Эти рекламодатели хотят избежать ассоциаций с дурными вестями, которые могли бы обеспокоить зрителей. Поэтому мейнстримные СМИ предлагают развлекательно-информационные передачи о «ярких моментах» восстановления экономики. Они также выделяют репортажи о странах, ситуация в которых в связи с глобальным экономическим кризисом хуже, чем в США.
Например, огромное внимание уделяется Греции и Испании, а не Германии или Швеции. Кризис был намного менее разрушительным в последних названных странах, чем в первых или в США. Аналогично, когда средства массовой информации показывают показатели высокого уровня безработицы в определенных европейских странах, они часто хитро умалчивают, что безработица там не оказывает столь негативного эффекта на покрытие медицинской страховки граждан, пенсии, или большую часть коммунального обслуживания и субсидий, как это произошло в США.
Шумиха вокруг восстановления выполняет во время этого кризиса ту же функцию массового отвлечения внимания, какую с 1970-х гг. выполняли потребительские кредиты. С 1970-х до экономического краха в 2008 г. кредитование домохозяйств отвлекало американских работников от стагнации их реальной заработной платы. Поскольку заработной платы и окладов становилось недостаточно, то необходимые сбережения, которых требует американская мечта, все чаще оказывались получены посредством кредитов. В конечном счете, растущие долги населения больше не могли обеспечиваться заработной платой и окладами, которые прекратили расти.
Последовал кризис. С 2009 г. шумиха вокруг восстановления экономики заменила накопление долгов по кредитам в качестве главного средства отвлечения внимания, поддерживая иллюзию, что капитализм должным образом работает для 99%.
Ричард Вольфф, почетный профессор экономики университета штата Массачусетс (США)
Источник: The Guardian
Перевод: Дмитрий Райдер