Прошедший 8 сентября единый день голосования в Москве и регионах оказался интересен не только политикам-участникам процесса и избирателям, но и политологам. В частности, за ходом региональных избирательных кампаний внимательно следили эксперты Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Однако в отличие от большинства экспертно-политических центров, наш анализ не ограничился только большими региональными кампаниями, где, в большинстве своем, всё было решено заранее, но углубился на местный уровень — в муниципалитеты, районы и отдельные города, где ещё теплятся остатки демократии, состязательности и предвыборной интриги, и подчас разворачиваются нешуточные страсти. В этом особо близка, во всех смыслах, нам оказалась Московская область, где в ряде округов (Подольский р-н, г. Жуковский, г. Химки, г. Мытищи, Домодедовский р-н, Красногорский р-н, Коломенский р-н) электоральные компании шли с большим градусом накала, а результат казался отнюдь не очевидным.
Рецепт выборов по-русски: мэр — «крепкий хозяйственник», главный оппозиционный конкурент и «мурзилки» life…
Кейс выборов в Красногорске оказался одним из наиболее интересных для наблюдения. В этом подмосковном городе, расположенном буквально в полукилометре от Москвы, в один день состоялись сразу три электоральных компании: областная, выборы главы района и выборы депутатов в районный Совет. Выборы превратились в отчаянное состязание власти по спасению своего утопающего в социальных проблемах рейтинга.
Переизбирающийся глава города Борис Рассказов относится к политическим старожилам области, у власти с 1996 года. За прошедшие 17 лет мэр пережил целую серию скандалов: сомнительные истории с приватизацией муниципальной земли, точечной застройкой, коммунальным кошмаром (отключение отопления и горячей воды в конце осени). Были и коррупционные скандалы, уголовные дела, заставившие незадачливого мэра срочно ложиться в госпиталь и получать инвалидность. Тем не менее, в свои 60 с лишним лет опытный глава города снова выставил свою кандидатуру и поначалу казался несокрушимым.
Безусловно, главным феноменом прошедшей красногорской кампании можно назвать Валерия Немировского. Без его участия выборы превратились бы в серое пятно. Начав свою кампанию более чем вяло, к середине августа он значительно интенсифицировал свою агитацию и в итоге поднял рейтинг до рекордных 30-40%. Как следствие, претендент оказался снят с выборов за трое суток до дня голосования (решение вступило в силу 7 сентября), несмотря на протесты прокурора в суде первой инстанции.
По вопросу, кто снял Немировского, я бы не спешил переводить все стрелки на действующего главу района Рассказова, хотя именно он стал главным выгодополучателем случившегося (победителем выборов), и подобные вещи, очевидно, не делаются без согласования. Скорее всего, можно говорить о том, что против Немировского выступила коалиция из местных бизнес-групп (строительные магнаты, коммунальные дельцы, земельные собственники), аппарата районно-городской администрации, устоявшихся политических группировок, для которых победа Немировского угрожала финансовым интересам и значила передел бизнеса и смену правил игры.
Успех избирательной компании Немировского, прекрасная работа его штаба, агитационная кампания столичного уровня с личными встречами кандидата и избирателей, без набивших оскомину «заряженных» вопросов, с живой дискуссией без модерации, большой объем литературы, газет, качество материала в которых росло по ходу компании — все это создало к началу сентября интригу. А снятие Немировского за три дня до выборов стало главным событием электоральной кампании. Кроме того, в плюс Немировскому сыграло активное сотрудничество с местными инициативными группами жителей. Штаб Немировского в течение полугода качественно координировал работу различных инициативных групп по всему району (независимые ТСЖ, жилищные товарищества, инициативные группы в новостройках, городские активисты и пр.) через созданное Местное общественное движение содействия социально-экономическому развитию Красногорского района «Красногорье», а так же Благотворительный фонд социальной поддержки, защиты прав и интересов граждан «Красногорье».
Все остальные кандидаты на фоне противостояния Рассказов — Немировский смотрелись откровенно блёкло. По итогам выборов, внутренних наблюдений и экспертиз у аналитиков, наблюдавших за компанией, создалось впечатление, что остальные кандидаты, коих было 8 человек (в основном, самовыдвиженцы), фактически были спойлерами, оттягивающими протестный электорат и создающих видимость борьбы. Кроме Немировского, выступившего от партии «Справедливая Россия», в выборах традиционно принимали участие зюгановцы (кандидат Каширин), занявшие 3-е место с традиционным для них результатом 11,12%. КПРФовцы взяли исключительно свой ядерный электорат. При этом попыток расширить свою протестную базу они практически не предпринимали, собирая дежурные митинги и раздавая газетные материалы качества официальной зюгановской «Правды». Для областных «коммунистов» такая активность свойственна; да и ждать большего от крошечного городского комитета партии, выдвигающего в муниципальные депутаты в прямом смысле кого попало, не приходится. С ними в паре выступили эталонные спойлеры из партии «Коммунисты России» (кандидат Жилин), которые так же взяли традиционный свой рейтинг, откусив у КПРФ 5%.
Неожиданно много взял кандидат от «Яблока» Игорь Зайцев. За два дня до выборов социологи фиксировали его рейтинг на уровне 5%, по итогам же он взял 19%. Анализ показывает, что в основном к умеренно-оппозиционному Зайцеву ушли голоса снятого Немировского. В политических коридорах о Зайцеве давно ходят слухи как о креатуре Рассказова и чуть ли не его будущем приемнике. Под Зайцева оказалась создано городское общественное движение «Спасем Красногорск!» Если слухи верны, то стратегия власти оказалась действенна — голоса снятого Немировского ушли к подконтрольному кандидату, который держит оппозиционный имидж на фоне теряющей легитимность администрации.
Политическая победа на фоне социальных проблем
О падающей легитимности власти сказано не случайно. Район буквально наполнен социальными проблемами. Все 17 лет район интенсивно застраивается дорогим коммерческим жильем, под строительство уходят муниципальные земли сельскохозяйственного назначения, леса, прибрежная зона (ближе 30 метров от Москвы-реки), междомовая земля, земли жилищных товариществ и пр. В новостройках катастрофически не хватает социальной инфраструктуры, как следствие увеличивается нагрузка на то, что уже работает, растут очереди. Задолженность по детским садам — 9000 мест (25% всей областной задолженности). В микрорайоне Павшинская пойма на 30000 жителей нет ни одной поликлиники, городские поликлиники переполнены.
Растущий город сталкивается с транспортным коллапсом, хотя стоит не более чем в 500 метрах от МКАД. Не хватает школ (учеба в 2 смены, классы переполнены на треть). Ощущается произвол коммунальщиков, не гнушающихся созданием липовых ТСЖ, постоянно поднимающих тарифы (оценочное завышение тарифов в сравнении с областью — 30%). Не решена проблема ветхих коммуналок. Местные промышленные предприятия проводят массовые сокращения и урезают заработные платы. Город не получает и 1% от многомиллиардных строительных проектов. Периодически в районе вспыхивают акции протеста.
Следствием этого стало снижение в два с половиной раза рейтинга действующего мэра, который четыре года назад получил 37 000 голосов избирателей, а в этом году всего 15 000. И это на 296 000 жителей района. Фактически глава района избран 6-10% его жителей. При этом в районе зафиксирована рекордно низкая явка — всего 26%. Кроме «голосования ногами», высоким оказался процент порчи бюллетеней — 6% (2342 бюллетеня). Наблюдателями фиксировался массовый отказ избирателей голосовать на выборах ввиду снятия кандидата Немировского (его графа была вычеркнута в бюллетенях избирательными комиссиями от руки). В ряде округов, например, Павшинской Пойме, Рассказов получил всего 21% поддержки. Наблюдательными командами так же фиксировалось функционирование «каруселей» в ходе выборов.
В политологическом слэнге период с декабря 2011 года, времени начала массовых протестов граждан за честные выборы, принято называть «политической весной». С сожалением, можно констатировать, что в Красногорске по-прежнему «политическая зима». Красногорские выборы прошли в худших традициях «плебисцитарных» электоральных компаний середины 2000-х, когда все знали победителей заранее, благо что истинные конкуренты отсеяны заблаговременно, а смыслом происходящего становилось просто выражение лояльности народа власти. В этом плане не изменилось ничего — абсолютное медийное доминирование нужных кандидатов от власти, широкое использование административного ресурса, фильтрация участников выборов. Городская оппозиция решительно проиграла выборы: провела всего двух депутатов в районный Совет (из 20 мест), власть переизбрала мэра, добилась высокого результата Воробьеву. Сложно даже представить, что это произошло в регионе, где два года назад «Единая Россия» показала рекордно низкие результаты — 33%.
Разбор полётов — почему проиграла оппозиция?
И на месте проигравших кандидатов я бы не спешил все списывать на объективные факторы. Оппозиция в целом провела избирательную кампанию безобразно, особенно независимые муниципальные депутаты, которые могли бы составить реальную альтернативу «проходным» выборам главы района и контролировать местную политическую элиту через районный Совет. Кроме агитационных материалов Немировского, в широком доступе никакой другой информации избирателю представлено не было, большая часть кандидатов не проводила встречи с избирателями, не агитировала. Давно пора понять, что просто быть «хорошим человеком» недостаточно. Чтобы выиграть, нужно вести избирательные кампании. К сожалению, многие кандидаты об этом забыли, и очень хотелось бы, чтобы в будущем они взяли себе это на заметку.
Анализируя победы кандидатов от власти, можно заметить, что единственным их достоинством в глазах избирателей оказалась узнаваемость. На избирательном участке с плаката кандидатов на избирателей смотрели незнакомые лица оппозиционеров и пара знакомых лиц кандидатов от власти, которых они где-то, да слышали. Выбор граждан в таком нехитром меню очевиден. Получить узнаваемость плёвое дело, но и с ним большинство независимых политиков в городе пока не справилось.
К сожалению, ещё одним фактором прошедших выборов стала апатия населения, массово не пришедшего на избирательные участки. Это может показаться странным, при обилии социальные проблем, росте тарифов ЖКХ и цен, захвате земель, уплотнительной застройке, нехватке мест в детских садах, школ и больниц, люди проигнорировали единственную в четыре года возможность высказаться. Воинственный пыл многих локальных активистов, призывающих к решительным переменам, разбился о желание в воскресенье пораньше приехать с дачи и встретиться с друзьями за кружечкой пива. Пока мы будем плевать на выборы, власть будет плевать на нас — эту прописную истину нужно запомнить раз и навсегда. Думаю, красногорцам ещё придется расплатиться за свою пассивность, когда в ходе очередного конфликта по типу захвата земли или отключения горячей воды обратиться им будет банально не к кому. Не пришедшие на выборы проголосовали за власть.
Пока что выборы в Красногорске, как и политика в нём, идут под диктовку городской администрации. И всё же у независимых политиков есть большой потенциал — социальные проблемы, которые годами копятся и накладываются одна на другую, будто снежный ком, однажды непременно обвалятся. «Рассказовская» команда держит политическую монополию, прижимая социальное недовольство, но стареющему главе будет сложно удерживать кипящий котел все время. Задача городских активистов в том, чтобы, объединившись между собой, размывать политическую монополию и поднимать социальные проблемы в повестку дня. Если это получится, уже следующие выборы городского главы будут идти совершенно по другому сценарию.