Версия о том, что главного «лесника» страны не посадили для того, чтобы выборы прошли благополучно, подтверждается не только случаем столицы. Предвыборная Москва с кубами Навального и рейдами Левичева перетянула на себя все внимание: о регионах ни слова. Даже участие медийного Геннадия Гудкова в избирательной гонке этого лета почти не сказалось на количестве упоминаний столичной соседки: Московская область, которая является одним из наиболее успешных в экономическом отношении субъектов, осталась в тени. И так было необходимо.
Фамилия второго основного ньюсмейкера за последнюю неделю упоминается лишь в контексте авиасалона, который проходит в Жуковском. Действительно, Андрея Воробьева сегодня показывают редко: не более полутора тысяч сообщений в месяц — ничто, по сравнению с тем же Собяниным, у которого почти 15000 упоминаний, и это только в интернет-изданиях. Но если где-то помимо канала «Подмосковье» и пролетает эта птица, то в достаточно стандартном для себя сценарии: врио губернатора путешествует по области на вертолете, поражается качеству тротуарной плитки в провинциальном захолустье, подписывает выгодные для региона соглашения, общается с врачами. И везде улыбается. Впрочем, улыбаться есть чему — ВЦИОМ в преддверии 8 сентября опубликовал его рейтинг, цифры которого даже для бывшего руководителя фракции «Единая Россия» кажутся бессовестно высокими: сумма в 70% складывается из того, что 36% отданы путинским ядром, и еще примерно столько же молодой и перспективный политик заработал на посту врио губернатора в течение года.
Свои электоральные успехи лидирующий кандидат спрогнозировал давно, это было отчетливо продемонстрировано в программе Познера. Флиртуя друг с другом на телеэфире, участники беседы непременно затронули тему предстоящих выборов и шансы главного продавца рыбы на победу в первом туре, что, правда, по заявлению самого ведущего? было чистой случайностью — ну, так уж вышло, что гостем программы в этот раз стал Андрей Юрьевич, буквально на разогреве кампании.
Сегодня врио губернатора ведет себя куда более раскрепощенно, чем в гостях у Первого канала: его не смущают коварные вопросы про высокую стоимость газификации в регионе — он легко отмахивается от ответа, переходя на непозволительно товарищеский тон. Действительно, поведение Воробьева можно назвать уверенным и даже нахальным ровно настолько, насколько он успел заручиться поддержкой Центра. И ничего хорошего Подмосковью это не сулит: с таким беспроигрышным вариантом региону грозит еще один многолетний и весьма беспринципный тяжеловес, избавиться от которого даже в условиях новых локальных конфликтов будет совсем не просто.
Именно этим фигура молодого и финансово обеспеченного Воробьева, риторика которого все-таки далека от риторики эпохи Громова, тем не менее может напомнить жителям Московской области долгие годы бессменного «хозяйствования» генерал-полковника.
Возможные проблемы
Место встречи — администрация города Жуковский, где в зале для публичных слушаний проходит конференция по вопросу прокладки «городской магистрали» через жилую улицу Туполева. Ни много ни мало, но здесь 500 человек, которые ждут появления мэра и даже надеются на внимание самого Воробьева. Новая дорога — новые проблемы, и каждый присутствующий горожанин понимает это, как никто другой, особенно когда ее статус носит неюридический характер: или городская дорога, или скоростная магистраль, третьего варианта не дано.
Запрос на участие высокопоставленных лиц не удовлетворен — в зале с камерой бегает лишь представитель городской администрации, который детально отслеживает происходящее. Воспользоваться ситуацией решает Гудков: столичный гость специально по такому случаю заехал в наукоград — в конце концов, и выборы скоро, а кампания — нулевая.
После первой же фразы «Что-то у вас как-то безнадежненько тут» и следующей за ней «Упустили город? Упустили…», имея в виду прошедшие в марте выборы мэра города, бывший справоросс будоражит публику заявлениями об отсутствии народного нажима на власть. «Поставьте личный транспорт, и никто не проедет. Встаньте, и никто не пройдет — как в свое время встали в Химкинском лесу». Очевидно еще один кандидат на почетное место хозяина Подмосковья не так хорошо осведомлен — и перед техникой вставали, и с ЧОПовцами дрались.
На периодические просьбы зала внести конкретные предложения, Гудков обращает внимание лишь в конце своей затянувшейся пятимянутки: кандидат, как это и положено в преддверии выборов, начинает сыпать тезисами из своей программы. Но, увы, громких аплодисментов не срывает. Горожане недовольны: еще одно выступление не по заявленной теме. «Провалили они свою тусовку» — сетуют пенсионерки на соседнем кресле.
«Тут еще не такое было», — рассказывает представитель местной газеты: «Звонит Гудков в редакцию и спрашивает: можно ли я со съемочной командой приеду, полью деревья, которые вы весной сажали? Помощь бы предложил, а это нам зачем нужно?».
Когда все почтенные гости разъезжаются, конференция принимает более конструктивный характер. Участвуют местные экологи, активисты, представители СНТ. Итог обсуждения — принятие резолюции, которая, по мнению организаторов, должна воспрепятствовать режиму большой стройки. Проект дороги отправлен на доработку, и детально его успели изучить лишь некоторые эксперты, у которых, правда, возникло много вопросов по поводу ее законности и целесообразности.
Суть в том, что план реконструкции предполагает перекрытие улицы на два с половиной года, что полностью парализует движение между Жуковским и Раменским, а последующее расширение до восьми полос пройдет за счет новой вырубки лесного массива. Самое неприятное предстоит терпеть жителям — их подъезды будут находиться не более чем в 10 метрах от края дороги.
Новый доработанный план следует ожидать теперь только после избрания губернатора, и вероятно, изменения будут несущественными. Жуковский входит в список тех городов, которые могут доставить хлопоты на выборах — наравне с Химками, Балашихой, Солнечногорском, Сергиевым Посадом и другими конфликтными территориями. Отличаются эти города тем, что здесь присутствует высокий процент жителей с высшим образованием, и, как везде, не все в порядке с местными властями и бизнесом. Очаги протестной активности также дают о себе знать.
Городские «машины роста»
Московской области пришлось пережить многое: в условиях развала советской экономики некоторые градообразующие предприятия — научные и промышленные центры — так и не смогли выжить. То, что сохранилось, стало предметом усиленной борьбы между представителями местных ОПГ и старой элитой. Сейчас эти времена не вспоминают, но список убитых тогда мэров содержит не один десяток имен. Условия неопределенности политического, экономического и социального развития страны в 1990-е гг. стали общим контекстом для всех политических процессов на федеральном, региональном и местном уровне. К этому добавилась рентоориентированная модель экономики и неурегулированность прав собственности. Закрепление данных неформальных институтов происходило уже в условиях рецентрализации и монополизации власти в 2000-е годы, где главным распределяющим звеном стал федеральный центр.
Тенденции нового времени, которые стали зацементированным наследием — это безоговорочное согласие региональной и локальной элиты с федеральным политическим курсом, обеспечение активной поддержки центра на выборах со стороны субъекта и предельное отсутствие местной автономии. Она может проявляться лишь там, где не идет вразрез с интересами вышестоящих групп. Именно в таком институциональном измерении и развивалось Подмосковье на протяжении последних 13 лет. Бывшему губернатору Борису Громову удавалось до определенной поры сохранять и поддерживать лояльность по отношению к федеральному курсу практически во всех городах региона, за что, как известно, власть закрывала глаза на неэффективное управление, скандалы вокруг казино, финансовые махинации и предельную алчность в отношении земли и недвижимости.
В период экономической стабильности постепенно возрос спрос на формирование нового городского курса, так называемых «машин роста», что соответствовало общефедеральной повестке. На данном этапе наблюдается строительный бум, развивается сфера торговли и услуг, привлекаются иностранные инвесторы, повышается уровень деловой активности, резко возрастает стоимость жилья — особенно это касается городов, стратегически важных для региона и непосредственно граничащих с Москвой. Подобные изменения не затрагивают социальную сферу и чаще всего идут в урон местной экологии и исторической застройке — Московская область не стала исключением.
И здесь генерал Громов не выдерживает напряжения: последние 2 года его губернаторства сопровождаются крайне острыми конфликтами в Химках и Жуковском, за развитием которых наблюдает вся страна. Доведение ситуации до эскалации с силовым выходом предрекает проблемы на электоральном поле, что подтверждается низкими рейтингами «Единой России» на думских выборах.
С приходом нового губернатора Сергея Шойгу жители конфликтных городов вроде бы вздохнули с облегчением: свой пост оставил химкинский мэр Владимир Стрельченко, а глава города Жуковский Александр Бобовников получил жесткий выговор. «Лесные» и «дорожные» проблемы, а также ситуация с нелегальной точечной застройкой обещала разрешиться в скором времени.
Но, неожиданно для всех, нового губернатора спустя полгода отправили спасать министерство обороны, и место врио занял Андрей Воробьев, который долгое время работал в команде с Шойгу. Первые шаги Воробьева шли в направлении позитивных начинаний своего предшественника: отставка Бобовникова, диалог с населением, ограничение строительства, демонстрация нового стиля управления. К весне временно исполняющий обязанности освоился, и характер его действий изменился — теперь он реже ездит в «конфликтные» зоны, а Градостроительный Совет области начал выдавать новые разрешения на строительство. Вполне очевидно, что 8 сентября будет пройден очередной рубеж, который позволит теперь уже губернатору Воробьеву выбирать более жесткую линию поведения.
Почему жесткую? Федеральные проекты остаются: трассу М11 придется тянуть дальше через национальный парк Завидово, о котором уже сегодня трубят экологи. Кроме того, существует отдельный масштабный проект строительства платной центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), который связан с расширением Москвы и должен, по задумкам проектировщиков, разгрузить федеральные трассы. Планируется, что дорога пройдет через Солнечногорск, Икшу, Покровку и также затронет большую часть зеленого массива. Транзитная дорога в Жуковском и строительство подземного тоннеля — невероятный по стоимости проект, однако есть все шансы на то, что он будет построен по самому бездумному сценарию. И, в конечном итоге, реализация идей Центра не должна будет встречать на своем пути преграды в виде активистов, экологов, экспертов общественного мнения и последующих разгромов городских администраций. Лояльность на местах должна сохраняться, а это напрямую будет зависеть от Воробьева.
Выборы губернатора будут самым скучным событием в сентябре, интересно будет потом. Ведь Подмосковье сегодня — это рост, буйный и иррациональный, и в данном виде этот рост совершенно не тождественен развитию, а скорее, наоборот, означает деградацию по всем элементам. Торговые центры вместо скверов, высотная застройка на незаконных территориях, новые дороги вместо реликтового леса и без компенсационных посадок, низкое качество социальных услуг, отсутствие продуманных рекреационных зон, продолжающийся внеправовой беспредел местных застройщиков. С этим пытаются бороться местные особенно сознательные и активные граждане, а как с ними будет бороться губернатор — будем наблюдать.