2013 год для Министерства обороны РФ в финансовом отношении, несмотря на все недавние коррупционные скандалы, должен стать благоприятным. Только на военное ведомство в текущем году бюджетом предусмотрено 1,36 триллиона руб., а на национальную оборону в целом — 2,3 триллиона руб. (в 2012 году — 1,9 триллиона).
Для сравнения: министерству здравоохранения выделено 283 миллиарда, а на здравоохранение — 555 миллиардов.
Расходы на национальную оборону уже в этом году стали рекордными. А в течение трех лет они будут только расти.
Военные эксперты достаточно скептически отнеслись к подобному рекорду. И вопрос не просто в том, что увеличение финансирования оборонки идет за счет сокращения средств на социальную сферу, здравоохранение и т.п. Вложение огромных бюджетных средств в нашу оборонку равносильно закачиванию их в «черную» дыру.
При существующей засекреченности военного ведомства, сделавшей его одним из наиболее коррумпированных госорганов, подобные колоссальные вложения, скорее всего, себя не оправдают и лягут на нас бессмысленным и непосильным бременем.
С учетом общей запущенности в стране ситуации с коррупцией, очень сомнительно, что одновременно с увеличением финансирования оборонки будет обеспечиваться прозрачность расходования средств.
Впрочем, и открытые программы Минобороны не отличаются прозрачностью.
Возьмем в качестве примера программу по обеспечению военнослужащих постоянным жильем, которую военное ведомство должно было выполнить как раз до конца 2012 года.
Программа оказалась не просто проваленной. Результаты ее «реализации» легли дополнительным бременем на бюджет. Но давайте по порядку.
За два года реализации программы не удалось даже определить точное число военнослужащих, нуждающихся в жилье. По приблизительным оценкам их сегодня более 80 тыс.
Вообще, в этой «прозрачной» программе обнаружилось множество неясностей, запутанностей, несуразностей и, конечно же, явных злоупотреблений.
Так, отсутствие точных цифр и данных не позволило определить потребность в строительстве и приобретении жилых помещений по конкретным населенным пунктам, что необходимо для планирования выделения бюджетных средств на эти цели, а также планирования работы районных управлений жилищного обеспечения (РУЖО) МО РФ. В результате сегодня в некоторых регионах наблюдается дефицит жилья для военнослужащих, и, как следствие, большие очереди, в то время как в других регионах построенное жилье не востребовано. Невостребованное жилье не просто простаивает и «есть не просит» — необходимо оплачивать коммунальные платежи, на что Минобороны тратит бюджетные деньги.
Сам процесс формирования очереди и распределения жилья между очередниками, несмотря на созданный в 2010 г. Единый реестр жилья военнослужащих, оказался по сути бесконтрольным и непрозрачным.
По заверениям военнослужащих-очередников, реестр в открытом доступе содержит лишь информацию, предоставленную самими военнослужащим, не отражая количества очередников по регионам. Он также не позволяет отслеживать движение очереди и защищать права очередника в случае их нарушения. Иными словами, военнослужащие лишены возможности контролировать процесс жилищного обеспечения. Многочисленные обращения в адрес руководства Департамента жилищного обеспечения (ДЖО) МО РФ по интересующим вопросам либо остаются без ответа, либо не содержат необходимых разъяснений.
И хотя с целью борьбы с коррупцией при распределении жилых помещений очередникам Минобороны РФ за большие деньги разработало и внедрило автоматизированную систему «Алушта», по данным экспертов, использование данной программы не только не устранило коррупционные факторы, но в какой-то мере создало дополнительные возможности для их проявления.
Сами военнослужащие неоднократно пытались получить ответы на вопросы, каким образом работает программа, по каким критериям она выбирает очередника, учитывает ли программа судебное решение или внеочередное право военнослужащего на жилье и т.п.
То, что коррупционная составляющая в распределении жилья, мягко говоря, присутствует, подтвердила проверка судебных приставов в процессе исполнительных действий. Так, в ходе проверки имеющихся у Минобороны РФ жилых помещений, на которые судебными приставами были наложены запреты, выявлены десятки случаев заселения квартир предназначенных для военнослужащих гражданскими сотрудниками МО РФ, не имеющими законного права на проживание в них, в том числе утратившими правовую связь с Минобороны РФ. Выяснилось, что руководители ДЖО МО РФ выписывали квартиры для себя и своих подчиненных, при этом годами злостно не исполняли судебные решения по обеспечению военнослужащих жильем и скрывали информацию в ответах на запросы депутатов и представителей госорганов.
Кстати, неисполнение судебных решений стало обыденным делом в местах массового строительства жилья для военнослужащих. Вынесенные судебные постановления не исполняются на протяжении 8-ми и более лет. По данным судебных приставов, не исполнено судебных решений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 28, в Подмосковных Балашихе, Нахабино и Подольске — 15. Значительное количество не исполненных судебных решений в Калининграде — более 60, Ногинске — 36, Ростове-на-Дону — 24.
При всем этом многие военнослужащие-очередники попали под сокращение и уже не выполняют обязанности военной службы. Но они не могут быть уволены, пока не будут обеспечены жильем, и поэтому продолжают находиться на балансе военного ведомства.
Тут стоит особо подчеркнуть, что на программу по обеспечению военнослужащих жильем Правительство РФ выделяло Министерству обороны огромные бюджетные средства. В 2009 году — 85,7 миллиардов рублей или в 2,8 раза больше, чем в 2008-м (31,7 млрд руб.), а в 2010-м — 117,9 миллиардов рублей. Всего с 2008 по 2011 год государством выделено более 330 миллиардов рублей.
Самое обескураживающие в нынешнем колоссальном увеличении финансирования оборонки состоит в том, что никто особо не надеется на то, что средства не будут разворованы. И какие могут тут быть надежды, если ни по одной проваленной Минобороны программе не был проведен тщательный анализ причин ее срыва, не было серьезных расследований по преступным схемам астрономического разворовывания средств, а основные виновники даже не были названы.