Министр финансов РФ Алексей Кудрин является, наверное, наиболее трезвомыслящим экономическим либералом в правительстве. При этом он олицетворяет самую разрушительную для отечественной экономики политику. Большое неолиберальное наступление на доходы трудящихся отстаивается им решительно и последовательно. Болезнь российского бюджета порождена нездоровьем национальной экономики. Но рецепты Кудрина не подходят для спасения казны, а для не экспортных секторов экономики – они губительны.
По данным Росстата, в 2010 году промышленное производство в России выросло на 8,2%. Не заслуживающие большого доверия чиновники от статистики, фактически утверждают: экономическая динамика была в минувшем году ничем не хуже докризисной. С красивыми данными спорит отток капитала из страны. Он связан не только с непониманием сырьевых корпораций, зачем инвестировать средства в Россию на фоне высоких цен и бума глобальных спекуляций. Проблема в ограниченности национального рынка. Более двух лет в стране озвучивается невидимый модернизационный процесс. Однако производство наталкивается на массу проблем от дороговизны кредитов до курса хозяйственной политики государства.
Восстания на Арабском Востоке и волнения во многих странах «третьего мира» показывают, что мировая экономика по-прежнему заражена кризисом. Эмиссия ФРС США доллара помогла возродить активность на рынках. В 2010-2011 годах рост цен на продовольствие по темпу превзошел рост цен на нефть. Перевес хлебных спекуляций над сырьевыми не мог возникнуть в условиях устойчивого промышленного оживления. Но сокращение потребительского спроса не могло не привести к усилению спекуляций товарами жизненной необходимости.Более того, основанная на эмиссии и субсидировании финансовых корпораций антикризисная политика властей породила самый масштабный голод в мировой истории. По данным ООН, на планете голодает порядка миллиарда человек.
Спекуляции усилили обнищание трудящихся классов. Даже в США и Западной Европе рост цен на продовольствие нанес мощный удар по семейным бюджетам. Россияне, как и граждане других стран, вынуждены экономить даже на необходимых товарах и услугах. Многим приходится менять свой рацион, ухудшать его. Логично ли в таких условиях ожидать нового и нового повышения цен на сырье? Есть ли основания для наращивания промышленного производства?
Выступая на Красноярском экономическом форуме, Кудрин заявил, что «мы до сих пор живем в пик пузыря на сырьевых рынках». Но даже высокие цены на нефть, как отметил министр, неспособны предотвратить кризисные явления в экономике. Одно из их важнейших последствий, это разрушение государственных финансов. Вину за это Кудрин возлагает не на «таинственные» причины, подталкивающие капиталы к бегству из экономики. По его мнению, к катастрофе ведет раздувание социальных обязательств. Одно из предлагаемых министром решений состоит в увеличении пенсионного возраста. По мнению Кудрина новое опьянение «Единой России» высокими сырьевыми ценами чрезвычайно опасно. «Правительства и центробанки всех стран, – заявил Кудрин, – закачали колоссальное количество денег в экономику». Он выразил уверенность в том, что высокие цены на углеводороды не могут долго держаться. Дороговизна нефти «ни на чем не основана».
После выступления российского министра цены на сырье не прекратили рост. Но вспыхнувшие вскоре восстания на Арабском Востоке показали, насколько взрывоопасной становится ситуация во многих странах капиталистической периферии. США получили сигнал ускорить отказ от эмиссии и перейти к жесткой бюджетной экономии европейского типа. Вероятно, они не позднее лета скорректируют финансовую политику.
Красивые данные Росстата о восстановлении промышленного роста (основе оживления экономики) соединяются со слабыми доходами бюджета. В 2009 году федерального бюджета упали на 3%. Сложно сказать улучшилась ли ситуация в 2010 году. При этом дефицит бюджета в 2009 году достиг 5,9% ВВП, в то время как в 2008 году профицит составлял 4,1%. По мнению Кудрина падение цен на нефть может увеличить бюджетный дефицит до 9% ВВП, что является уже неподъемной величиной. Данные, приводимые Кудриным, должны были обосновать необходимость развертывания в России политики жесткой экономии, включающей, прежде всего, сбрасывание государством с себя социальных функций. Но высокий уровень оттока капитала и почти двукратное падение прямых иностранных инвестиций, и снижение импорта высокотехнологичной продукции в 1,5 раза говорит о тяжелом состоянии российской экономики и национального рынка.
Предложения Кудрина сводятся к увеличению материального давления на трудящихся страны. Российское государство уже признало многие свои социальные функции лишними даже в условиях высоких мировых цен на сырье. Начинается новая реформа образования; впереди коммерциализация всей общественной сферы. С начала года резко повышены тарифы. Вопреки официальной статистике, даже номинально доходы многих россиян в 2010 году снизились. Падение реальных доходов ускорено резким повышением цен. Все эти процессы и меры бюджетного спасения губительны для национального рынка и производства не замкнутого на экспорт.
Курс жесткой экономии в России неотвратим, поскольку нет никакого массового сопротивления его планированию. Решение о наращивании доз материальной нагрузки на население в верхах принято. Оно может корректироваться лишь при сохранении высоких цен на сырье. Кудрин призывает не ждать их падения и всю неприятную для граждан работу сделать скорее, без оглядки на рост недовольства. Более умеренные чиновники полагаются на осторожную политику, что не отменяет их приверженности «необходимым» неолиберальным реформам. Изменить ситуацию в силах только движение низов. Страх перед его всплеском делает в кабинетных спорах позиции умеренных чинов более сильными.
Государственная политика может обеспечивать развитие внутреннего рынка и приводить к расширению рынка сбыта за счет интеграции с соседними странами. Государство также теоретически способно добиться резкого снижения цены заемных средств. Однако реальная политика направлена в ином направлении. В итоге не приходится ожидать спонтанного изменения конъюнктуры к лучшему, а изменения в экономической политике могут быть связаны лишь с радикальными политическими переменами в стране. Сейчас банки охотней пустят свои резервы на продовольственные спекуляции, чем обеспечат кредитование реального сектора даже под некие модернизационные планы. При этом необходимо понимать, что спекулятивные игры банков отнимают у промышленности рынок, а не только возможность получить жизненно-необходимые заемные средства.
В марте японская катастрофа не смогла подкосить рынков. Оптимизм игроков оказался сильнее любых бедствий. Давно отложенный крах спекуляций не получил возможности реализоваться. Произошла лишь умеренная коррекция. Но вероятность большего снижения сырьевых цен и стоимости бумаг остается. Повторный обвал рынков является логичной частью развития мирового кризиса и должен облегчить положение обрабатывающей индустрии. Однако невозможно определить момент события из-за эмиссионной политики ФРС США. Серьезное влияние на рынок нефти может оказать в 2011 году сокращение потребления в Западной Европе, США и «третьем мире». Японский рынок уже получил неожиданный удар. Это может привести к сбою в спекулятивном росте (за исключением спекуляций продовольствием). Возможна заморозка или снижение сырьевых цен. В случае снижения нефти Urals до уровня 65-75 долларов за баррель, российский бюджет ждут большие трудности.
Кудрин демонстрирует понимание всей катастрофичности ситуации в российской и мировой экономике. В отличие от 2008 года он не обманывается насчет устойчивости высоких цен на сырье. Но его выводы политически недальновидны и как экономист он стоит на реакционных – неолиберальных позициях. Россия исчерпала ресурсы для дальнейшего ожидания окончания глобального кризиса. Но вывод Кудрина, а с ним и многих чиновников высшего эшелона состоит в том, что необходимо отнять у населения последние социальные права ради бюджетной экономии и повысить налоги на основную массу населения. Ущербность такого плана «спасения» России состоит том, что он еще более разрушает национальный рынок, грозя довести до полной нищеты десятки миллионов людей.
Как показывает опыт Греции – лаборатории жесткой экономии – чем более решительно власти урезают расходы и поднимают налоги на потребителей, тем меньше средств поступает в бюджет. России предстоит двигаться по этому пути и привести он может лишь полному краху экономики. Констатируя угрозу финансового коллапса казны, чиновники ведут дело к разрушению национального рынка и социальному взрыву.
План жесткой экономии не даст нужных правительству денег. Проблема огромного дефицита останется, а с предстоящим падением цен на нефть финансовая ситуация неотвратимо ухудшится так, что сэкономленные средства властям совершенно не будут достаточны чтобы продержаться еще два года. Политические же последствия жесткой экономии по Кудрину окажутся такими, что власть окончательно потеряет авторитет и должна будет задуматься о расставании с недовольным населением.