Всемирный социальный форум (ВСФ) жив и здоров. Он только что прошел в сенегальском Дакаре, с 6 по 11 февраля 2011 года. По непредвиденному совпадению, это была та самая неделя, когда египетский народ боролся за свержение Хосни Мубарака, что ему наконец и удалось как раз тогда, когда проходило закрытие ВСФ. Всю неделю на Форуме выражали поддержку египтянам – и обсуждали значение тунисской и египетской революций для своей программы трансформации, для достижения того другого мира, который возможен, – возможен, но необязательно наступит.
На Форум собралось от 60 до 100 тысяч участников – это уже само по себе знаменательное число. Чтобы провести такое мероприятие, ВСФ нуждается в сильных социальных движениях (и в Сенегале такие есть) и в правительстве, которое будет по меньшей мере терпимо относиться к проведению Форума. Сенегальское правительство Абдулая Вада было готово «терпеть» проведение Форума, хотя еще за несколько месяцев оно отказало организаторам в предоставлении трех четвертей от обещанной финансовой поддержки.
Однако потом начались восстания в Тунисе и Египте, и правительство испугалось. Что если присутствие ВСФ спровоцирует похожее восстание в Сенегале? Власти не могли отменить мероприятие – на него приезжали Лула из Бразилии, Моралес из Боливии и целый ряд африканских президентов. Тогда они сделали то, что было в их силах, – попытались саботировать Форум. Они уволили ректора главного университета, где проводился Форум, за четыре дня до его открытия, и назначили нового ректора, который спешно отменил решение своего предшественника о приостановке занятий на время работы ВСФ, которая должна была обеспечить доступность аудиторий для проведения семинаров.
В результате по меньшей мере первые два дня в организации царил хаос. В конце новый ректор разрешил использовать 40 из более чем 170 необходимых аудиторий. Организаторы поступили изобретательно – разбили по всему кампусу палатки, и мероприятия состоялись вопреки саботажу.
Правы ли были сенегальские власти в том, что так боялись ВСФ? На самом Форуме обсуждался вопрос, какое значение он может иметь для народных восстаний в арабском мире и не только – восстаний, в которых участвуют люди, возможно, никогда не слышавшие о ВСФ. Ответы, которые давали участники, отражали давние разногласия между ними. Были те, кто считал, что за десять лет своего существования ВСФ внес значительный вклад в подрыв легитимности неолиберальной глобализации и что весть о нем разнеслась уже повсюду. Были и те, кто полагал, что восстания показывают, что трансформационная политика осуществляется не через ВСФ.
Меня лично на съезде в Дакаре поразили две вещи. Во-первых, почти никто даже не упоминал Всемирный экономический форум в Давосе. В 2001 году, когда был учрежден ВСФ, он был учрежден как анти-Давос. К 2011 году Давос кажется настолько политически незначимым для участников, что он был просто проигнорирован.
Второе – это то, насколько каждый заметил взаимосвязь всех обсуждаемых вопросов. В 2001 году главной темой ЕСФ были негативные экономические последствия неолиберализма. И с каждым новым форумом добавлялись новые темы: гендер, экология (в частности, изменение климата), расизм, здравоохранение, права коренных народов, трудовая борьба, права человека, доступ к водным ресурсам, пище и энергоносителям. И наконец на форуме в Дакаре на первый план вышла общая взаимосвязь всех этих проблем. Это и кажется мне одной из главных заслуг ВСФ: ставить все новые и новые вопросы и показывать, как тесно эти вопросы между собой связаны.
Но у участников форума была одна основная претензия. Они справедливо отмечали: все мы прекрасно понимаем, против чего мы боремся, но надо более четко проговаривать за что. Именно четкое определение целей и может стать нашим вкладом в дело египетской революции и других революции, которые скоро начнутся повсюду.
Но проблема в том, что среди тех, кто хочет другого мира, есть одно нерешенное разногласие. С одной стороны, есть те, кто считает, что сегодня нам необходимо дальнейшее развитие, дальнейшая модернизация и, вследствие этого, возможность равного распределения ресурсов. Другие считают, что развитие и модернизация являются цивилизационным проклятием капитализма, и что нам нужно переосмыслить базовые культурные предпосылки будущего мира – это они называют цивилизационным сдвигом.
У сторонников этой точки зрения много разных приверженцев. Есть движения коренных народов Америки (и других регионов), который хотят видеть в основе нового мира то, что жители Латинской Америки называет "buen vivir" – по сути, это означает мир, основанный на положительных ценностях, предполагающих замедление экономического роста, для поддержания которого, как они говорят, наша планета слишком мала.
Эти движения выстраивают свои требования вокруг автономии, необходимой им, чтобы иметь контроль над земельными правами в своих общинах, в то время как городские движения в других регионах мира делают акцент на том, как неограниченное развитие ведет к изменению климата и возникновению новых пандемий. Есть также и феминистские движения, подчеркивающие связь между стремлением к безграничному росту и сохранением патриархата.
Эти дебаты о «цивилизационном кризисе» имеют серьезные последствия для того, какой тип политической деятельности мы поддерживаем и какую роль левые партии, стремящие к государственной власти, будут играть в той трансформации мира, о которой идет речь. Именно это и будет главным предметов дебатов, предстоящих нам в этом десятилетии. И если левые не смогут прийти к единому мнению по этому ключевому вопросу, то разрушение капиталистической мир-экономики приведет к победе правых и созданию новой мир-системы, которая будет еще хуже нынешней.
Сегодня все взгляды устремлены на арабский мир и то, насколько героическая борьба египетского народа изменит политическую ситуацию во всем арабском мире. Но поводы для подобных восстаний есть повсюду, даже в самых благополучных регионах планеты. На данный момент у нас есть все основания для умеренного оптимизма.
15 февраля