28 ноября 2010 года в Молдавии состоялись парламентские выборы. Третьи с апреля 2009 года. Соотношение сил между ключевыми партиями немного изменилось, но итог все равно тот же. Партия коммунистов сохраняет «блокирующий пакет» в парламенте. Значит, президента страны без участия депутатов от ПКРМ снова избрать не удастся. Ждем четвертых парламентских выборов в ближайшем будущем?
По предварительным данным, ПКРМ получает 40,5% голосов – на 4,5% меньше, чем на прошлых выборах 29 июля 2009 года. За ней снова следует Либерально-демократическая партия премьера Владимира Филата, за год серьезно улучшившая свой результат – с 16,4 до 28,4% голосов. Вопреки прогнозам Демократическая партия во главе с перебежчиком из ПКРМ и кандидатом в президенты от «Альянса за европейскую интеграцию» Марианом Лупу получила примерно тот же результат, что год назад – 12,9 вместо 12,6%. Четвертую позицию занимает Либеральная партия и.о. президента страны Михая Гимпу – 9,3%. «Либералы» понесли серьезные потери, ведь в прошлый раз они получили 14,4%.
Обратим внимание, что соотношение между двумя политическими лагерями почти не изменилось. Изменилась расстановка сил внутри одного из них. В «Альянсе за европейскую интеграцию» безусловным лидером стала ЛДПМ – к ней перешло часть голосов «либералов» и большая часть сторонников Альянса «Наша Молдова» Серафима Урекяну – за прошедший год ее поддержка упала с 7,4 до 2,1% голосов.
Интересно, что результат ПКРМ упал, при том что поддержка Демпартии, которая считается претендентом на схожего избирателя, выросла лишь незначительно.Это может быть связано с тем, что ЛДПМ задействовала на этих выборах новые ресурсы. Речь идет об избирательных участках за рубежом, которые теперь стали активнее открываться там, где проживает наибольшее число молдавских трудовых мигрантов. С одной поправкой – больше всего участков охватило центры проживания мигрантов в Западной Европе. А они связывают больше надежд с «Альянсом за европейскую интеграцию», который обещает добиться упрощения визового режима с ЕС. Конечно, это обещала и ПКРМ, но они так и не смогли этого сделать. Так что у молдавских гастарбайтеров остается надежда на АЕИ, чьи лидеры так гордились связями в Европе. Активнее всего с этим избирателем работали именно «либеральные демократы» – их лидер Владимир Филат смог посетить несколько европейских городов их компактного проживания, призывая голосовать за свою партию. Кроме того, все зарубежные участки оказались под контролем Министерства иностранных дел и европейской интеграции, глава которого баллотируется на выборах по спискам той же ЛДПМ. По данным ЦИК республики, активность на избирательных участках за рубежом на этот раз действительно оказалась неимоверно высокой.
Интересно, что неравномерное распределение участков для зарубежных молдавских мигрантов привлекло внимание международных наблюдателей из ОБСЕ. Во втором промежуточном отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека, охватывающем период наблюдений с 1 по 14 ноября этого года, подчеркивается, что «размещение избирательных участков за рубежом не соответствует географической концентрации граждан Республики Молдова. Большинство участков открыто в странах Западной Европы, хотя, по некоторым данным, наибольшее число граждан Республики Молдова находятся в России».
Итак, что же ждет Молдавию после выборов? Последние нововведения в избирательном законодательстве играют против ПКРМ. Ведь в соответствии с ними мандаты, которые пришлись на долю партий, не преодолевших четырехпроцентный барьер, будет распределяться не пропорционально числу голосов, а поровну между партиями, прошедшими в парламент. Но и в этом случае Компартия должна получить около 43 мандатов из 101. А значит, у ее соперников из АЕИ снова не будет 61 голоса в парламенте, чтобы избирать президента своими силами.
В этом случае, однако, легко может быть сформировано правительство. И его наверняка вновь возглавит Владимир Филат, как лидер самой успешной из партий АЕИ. В этом смысле нынешний премьер – единственный абсолютный победитель этих выборов. Конечно, теоретически ПКРМ может договориться с Демпартией. Но на самом деле это маловероятно. ДПМ претендует на избирателей коммунистов, а значит ей выгодно изолировать Компартию от власти, чтобы падало ее влияние. Тем более, что эта тактика и правда приносит плоды – в течение последние полутора лет поддержка ПКРМ действительно постепенно снижалась. Конечно, свою роль здесь сыграл и административный ресурс, задействованный новыми властями. Но результат все же налицо.
Есть вероятность, что после выборов ПКРМ продолжит стоять на своем и отвергать любых кандидатов на президентский пост, предложенный АЕИ. Своя логика в этом есть. Пока максимум, что могли получить сторонники Владимира Воронина за свою уступчивость – избрание на пост президента республики какого-то беспартийного кандидата. Это, конечно, все равно нанесет ущерб АЕИ. Ведь без главного приза останется Мариан Лупу, которому изначально был обещан этот пост. А значит, борьба за портфели внутри Альянса вспыхнет с еще большей силой. Но непосредственно ПКРМ это принесет мало пользы.
В принципе, опасностей для Владимира Воронина и его соратников, если они продолжат следовать «упрямой тактике», здесь не так много, как кажется. Раз лидеры АЕИ до сих пор не осуществили своих самых жестких угроз в адрес оппонентов (массовое судебное преследование лидеров и запрет ПКРМ), то вряд ли смогут это сделать в ближайшее время. Нынешние результаты партий из АЕИ достигнуты с максимальным напряжением всех ресурсов, но перелома в соотношении сил не произошло. К тому же ядерный электорат Компартии в основном остался ей верен. Например, по данным одного из недавних социологических исследований, 77,3% русских избирателей по-прежнему поддерживают ПКРМ, а Демпартию, претендующую на тот же электорат, – только 2,3%. Ко всему прочему, АЕИ – это именно альянс, а не монолитная партия. Значит, в его рядах больше надежд на разброд и шатание.
Единственная серьезная проблема для коммунистов – сохранение единства рядов до новых (очередных досрочных) выборов, которые состоятся в том случае, если президент вновь не будет избран. Ведь в ситуации, когда Альянс от полного контроля над парламентом будет отделять лишь несколько мандатов, эти недостающие голоса можно найти и в рядах ПКРМ. К тому же, чем дольше представители Альянса находятся у власти, тем больше зарубежных партнеров будут работать именно с ними. Однако и то, и другое еще скорее может произойти в том случае, если Компартия откажется от борьбы. Ведь тогда и ее собственным активистам, и зарубежным партнерам станет окончательно ясно, кто хозяин в республике в ближайшей перспективе.
Таким образом, Молдавию в ближайшее время наверняка ждут неспокойные времена и новые политические баталии. Дух беспокойства явно все больше посматривает на эту республику, чем на соседнюю Украину. В чем нам всем предстоит убедиться уже в ближайшие месяцы.