Во Франции преподавательское сообщество исторически является важным социальным ресурсом для левых сил. Во многих классических произведениях французской литературы можно найти сюжетную линию противостояния кюре-реакционера и школьного учителя, несущего детям новые знания и веру в прогресс.
В рядах ведущих левых партий Франции, в том числе среди их лидеров, всегда было немало выходцев из числа преподавателей. Можно вспомнить Леона Блюма или Лионеля Жоспена. Всегда, когда левые партии находились у власти, они принимали законы и законодательные акты, объективно улучшавшие социальное положение учителей и университетских преподавателей и способствовавшие прогрессивному развитию системы образования во Франции. Наоборот, когда к власти возвращались правые, они стремились максимально реформировать систему национального образования, максимально либерализовать её. Но далеко не всегда это им удавалось, потому что влиятельные, руководимые в основном левыми активистами учительские и студенческие профсоюзы всякий раз с твёрдостью выступали против прожектов консервативных сил.
Так было, в частности, в период президентства Николя Саркози, затеявшего либеральную по сути реформу университетской автономии. Он столкнулся с мощным отпором со стороны студентов и преподавателей.
Но зато за десять лет нахождения правых у власти к 2012 г. правые отомстили учителям тем, что госрасходы на образование снизились с 7,3% до 6,6% валового внутреннего продукта, около 100 должностей в системе национального образования были упразднены, а число учеников, находящихся в трудном положении, по стране увеличилось с уровня 15% до 20%.
Стоит ли удивляться, что уже в первом туре президентских выборов весной 2012 г. кандидат социалистов Франсуа Олланд получил поддержку половины преподавателей, а во втором туре за него отдали голоса, согласно соцопросам, аж 80% учителей и университетских преподавателей. И надо сказать, что поначалу складывалось впечатление, что для «розового» большинства сфера образования представляет один из важнейших приоритетов.
Так, уже в 2012 г. начало выполняться одно из знаковых предвыборных обязательств социалистов – создание 60 тысяч дополнительных рабочих мест в образовании. При этом приоритетным стало создание новых мест в детских садах и начальной школе, где быстрыми темпами оформлялись тысячи постов ассистентов (или помощников) преподавателей. Был принят законодательный акт, облегчающей запись детей в дошкольные группы детских садов с трёх лет. Социалисты пошли на реформу закона об университетской автономии, сделав управление высшими учебными заведениями более демократичным и коллегиальным. Также при Олланде появляются пособия на обучение и подготовку, которую смогла получить часть молодых учащихся французов.
Однако в общем море кризиса, в котором пребывает Франция последние годы, преподавательское сообщество не могло не почувствовать роста социальных и экономических проблем, оно, как и другие категории населения, также оказалось затронуто потерей покупательной способности.
Но и, кроме того, чем дальше, тем больше, в деятельности социалистического правительства стали проявляться социал-либеральные тенденции. И эти тенденции прямым образом коснулись сферы образования, что стало вызывать у учительских и университетских профсоюзов вначале глухой рокот, а затем и открытое недовольство.
Уже в 2013 г. часть левых сил выразила явное недовольство в связи с затеянной тогдашним министром национального образования Венсаном Пейоном реформы школьных ритмов. Благодаря этой реформе начался переход от четырёхдневной школьной недели в пользу 4,5 дней. Ученики получили, в общем-то в соответствии с предвыборными обещаниями Социалистической партии (СП), 60 часов «персонализированной помощи» в группах по 5-6 человек. Кстати, после этой реформы продолжительность одного занятия во французской средней школе приравнялась к советской – 45 минутам. Однако на реформу негативно откликнулся коллектив из более чем 400 директоров школ и радикальные левые политики, высказывая критические замечания в связи с тем, что далеко не всем ученикам выпадет такая «привилегия».
Но уже открытую «антивластную» мобилизацию преподавателей средних учебных заведений вызвала другая реформа, начавшая воплощаться с апреля 2015 г. очередным министром национального образования, высшего образования и исследований Нажей Валло-Белькасем. Смысл этой реформы коллежей (средних учебных заведений во Французской Республике) состоит в повсеместном развитии индивидуализированной помощи ученикам. Основные оси реформы были направлены на развитие с пятого класса междицсцилинарных практик в небольших группах обучающихся. Для этого были выделены специализированные темы (например, такие как «Устойчивое развитие», «Языки и культуры античности», «Иностранные и региональные языки», «Информация, коммуникация и гражданство» и т. д.).
На эти междисциплинарные практики в ущерб традиционным урокам по гуманитарным, естественным и техническим дисциплинам были выделены три часа в неделю. Оппоненты сразу подсчитали, что речь идёт о пятистах часах в целом во время пребывания в коллежах. Н. Валло-Белькасем настаивает на том, что в принципе к каждому ученику нужно подходить индивидуально, специализированно.
Однако оппоненты новой реформы средней школы ополчились на неё и на артикулировавшего реформаторские инициативы министра. С точки зрения многочисленных учительских ассоциаций и профсоюзов, «персонализированная помощь» в реальных условиях класса, насчитывающего под тридцать учеников, даже в рамках малых групп по интересам, быстро превратится в профанацию. Наоборот, потерянные за счёт этого часы на историю, географию или математику вернуть будет невозможно.
Упразднение т. н. билингвистических и европейских классов, с одной стороны, ведёт к преодолению прежнего «элитизма» отдельных учебных заведений; с другой же, эта мера направлена против практики преподавания «древних» языков – греческого и латыни.
Преподавание этих предметов носит во французских коллежах факультативный характер, но после реформы, затеянной Н. Валло-Белькасем, этот процесс столкнётся с большими трудностями, чем в прошлом.
Безусловно, отрадно, что объявлено о создании дополнительных четырёх тысяч полноценных рабочих мест в коллежах, но критически настроенные преподаватели убеждены, что в своей совокупности реформа не сделает общественные учебные заведения более конкурентоспособными по сравнению с частными, преимущественно католическими школами. Они протестуют, в частности, против реального сокращения часов на конкретные дисциплины, непонятных «модулей» и расширения прав не столько самих средних учебных заведений, сколько их руководителей.
Вот почему в конце прошлого учебного года по инициативе ведущих учительских профсоюзов и при поддержке центрального руководства таких национальных синдикатов, как Всеобщая конфедерация труда и «Форс увриер» («Рабочая сила»), французские учителя в массовом порядке приняли участие в акциях против реализуемой реформы коллежей.
В середине мая во многих департаментах в забастовках против реформы приняли участие до 60% учителей коллежей (в Париже, например, 19 мая на манифестацию вышли около 10 тысяч преподавателей), в июне – около 40% преподавателей.
Достаточно закономерно, что имеющиеся глубокие расслоения внутри французской левой отразились и в отношении к реформе. Неудивительно, что основная часть социалистов, левые радикалы и многие экологисты поддержали её. Они считают, что таким образом делается очередной шаг на встречу интеграции французского национального образования в общеевропейскую схему, а идеи общего фундамента мультдисциплинарности и индивидуализации «школьной помощи» соответствует выбору образования для завтрашнего дня.
А вот те, кого относят к более радикальному флангу, открыто высказывают недовольство реформой. Бывший министр национального образования, один из лидеров левого течения СП Бенуа Амон считает, что его партия не в достаточной степени сумела согласовать основы реформы с преподавательским сообществом. Левопатриотическое Республиканское и гражданское движение высказывает прямое недовольство в связи с тем, что пострадает (в «часовом» плане) преподавание национальной истории.
Евродепутат Жан-Люк Меланшон и его друзья из «Левой партии» говорят о негативном эффекте «территориализации образования» и грядущем снижении уровня преподавательской деятельности В специальном коммюнике Французской компартии, посвящённом упомянутой реформе, отмечается: «Индивидуализация никогда не позволяла бороться с неравенствами. Напротив, она… повышает неравенства и ставит в состояние конкуренции детей, персонал и территории…»
Ну и неудивительно в этой связи, что уровень популярности Олланда, кабинета Манюэля Вальса и собственно соцпартии среди французских учителей и вузовских преподавателей за последние месяцы заметно упал. Очевидно, что если даже такая часть «ядерного» в прошлом электората СП, как преподаватели, отказывают социалистам в поддержке, то политические перспективы Социалистической партии выглядят очень и очень туманно…