Время от времени мне попадаются на глаза разные журналы, которые принято называть «женскими». И в них очень часто публикуют статьи-интервью или статьи-монологи актрис, певиц, спортсменок. Они бывают более или менее известны, некоторые имена мне что-то говорят, некоторые – ничего, но я плохой пример, я не знаю нынешних звезд. Впрочем, это могут быть и знаменитости из советских времен.
Они рассказывают о своей жизни, которая, как правило, была трудной. Часто они родились в провинции (фото девочки с бантиками, в школьной форме и уродливых советских колготках), обычно у них было тяжелое детство, хотя любящие родители тоже попадаются, они ходили в театральный кружок (музыкальную школу, на гимнастику, в хор) и приехали покорять Москву без гроша за душой. Фото – худенькая, большеглазая, неловкая. Их история – рассказ о долгом и мучительном восхождении. И – боже! – какие только ужасы не пришлось им испытать на этом пути!
И самый главный ужас – почти все они становились жертвами садистов. Нет, не настоящих маньяков, к счастью, а таких же актеров, режиссеров, певцов. Многих из них мы знаем, некоторые даже знамениты. Другие канули куда-то, спились, уехали, умерли или просто ничего значительного не создали.
На фото – заметно похорошевшая, с загадочным взглядом.
Вот один избил свою подругу (или уже жену) и выставил ее почти голой на лестничную клетку. Соседи никак не реагируют. Другой стукнул ее головой о перила, потом она долго лечилась и до сих пор иногда заикается. Третья подавилась костью, а муж даже не почесался вызвать «скорую» и сказал «пусть подыхает». Четвертой специально рассекли голову коньком. Пятой открыто изменяют, но ее саму жутко ревнуют, у шестой крадут ребенка, шантажируют, седьмую унижают и высмеивают при друзьях. Все время врут. Транжирят семейные деньги. И бьют, бьют, бьют…
Женщины все это терпят: по большой любви, или из-за того, что надо было делать карьеру, или негде жить. А иногда и потому, что в «мирные» периоды этот мужчина «очень красиво ухаживает» и осыпает подарками. Многие говорят о том, что тогда у них была совершенно подавлена воля, они находились словно под гипнозом. Потом, после долгих лет унижений и побоев, действие гипноза почему-то проходит, женщина долго бьется одна (этот период тоже описывается драматично: романы, алкоголь, расстроенные нервы, депрессии, попытки самоубийства, творческие метания), а затем, если повезет, вдруг встречает мужчину своей мечты – и он ее бережет и любит, как в сказке. Фото: он в белом костюме, она – ухоженная и сияющая, без единой царапины.
Я не знаю, правдивы ли эти сюжеты. Я не знаю, существуют ли эти люди за пределами журнальных страниц. Я не знаю, почему они все это терпели. И почему среди людей искусства так много подонков и мерзавцев, да еще с явными гипнотическими способностями? И самое главное: почему культивируется именно такой образ «звездной» судьбы?
Может быть, и сами рассказчицы, и те, кто берут у них интервью, считают, что перечень несчастий и обид – единственный способ заставить читателя сопереживать героине и отождествлять себя с ней? И если все будет просто хорошо, то героиня вместо сочувствия и симпатии будет вызывать зависть и раздражение? И очеловечить персонажа значит сделать его страдающим и несчастным, представить в виде жертвы?
И страдают в этих историях, как правило, женщины.
Поскольку я не могла найти ответа на эти вопросы, я решила обратиться к социологу Анне Очкиной.
Почему женщины больше ориентированы на страдание, чем мужчины? Почему больше склонны к зависимости в отношениях?
Может быть, женщины часто не заняты ничем сопоставимым по серьезности и значимости для них с отношениями с мужчиной?
Вот это мне и интересно: почему отношения с мужчинами для женщин – самые серьезные и значимые, больше чем что-либо другое?
Потому что они так ориентированы, наверное, изначально. Это складывается из мелочей, с самого детства. И важность материнства, и важность внешнего вида, и успех у мальчиков как критерий успеха вообще. Потом уже отставание в карьере и всем прочем становится объективным фактом их жизни, вот они и вцепляются в отношения намертво. Преодолеть можно, только занявшись чем-то, что так же важно, как и отношения. Но это не дети, не домашняя работа и не уход за собой. Это только то, что делает твоя личность. Тогда есть вероятность, что можно будет делать что-то потому, что ты этого хочешь, а не чтобы занять время в ожидании звонка.
Симона де Бовуар уверяла, что женщина еще на заре Истории проиграла мужчине в креативности. На самом деле, женщин не так давно выпустили «на просторы». Они еще боятся конкурировать, отвечать за себя сами. И когда женщина получает мужчину, ей этого становится недостаточно. Но мужчина – очень важное мерило качественности для женщины.
Но откуда эта потребность в каком-то мазохистском страдании?
А вот этого я не знаю. Культурный архетип? Некий эталон духовности? Если есть любовь, то только трагическая. Мы просто не воспринимаем «настоящую» любовь, если нет страдания. И вся мировая культура вокруг этого построена.
А психолог Святослав Райков считает, что дело здесь в ощущении собственной ущербности, некачественности, которое компенсируется за счет выбранного объекта. «Наличие такого объекта легитимизирует любые недостатки или особенности пациента, – говорит он, – глубокими переживаниями можно все оправдать. Это радикально повышает качественность и ценность пациента, так как становится его эксклюзивной особенностью. Пациент уже никогда не будет никаким, всегда будет требовать внимания, всегда будет иметь тему для разговора с другими людьми».
Общество и культура закрепляют за женщиной роль существа слабого, страдающего и апеллирующего к сочувствию. И «звездные» истории лишь воспроизводят культурный стереотип, в очередной раз утверждая его ссылкой на жизненный опыт известных людей. Несмотря на эмансипацию и модернизацию, «вечная Сонечка» Достоевского остается бессознательной нормой для наших женщин, с поправкой, конечно, на сказку о Золушке.