Более сотни работников завода «ОмскТрансМаш» — дочернего предприятия ОАО «НПК «Уралвагонзавод» — вышли 20 июня в пикет на Театральной площади в центре города. На днях руководство завода предупредило их о том, что через 3 месяца они будут сокращены. Всего под “оптимизацию” попали 454 работника металлургического производства, то есть около 9% штата предприятия, — пишет Новая газета.
Работники вышли на акцию протеста с требованием отменить приказ о сокращении или выплатить компенсацию в размере семи месячных зарплат. Они отмечают, что не смогут найти в городе работу по своей специальности: в самом Омске больше предприятий металлургии нет. В соседнем Нижнем Тагиле металлургическое производство также находится в постоянных простоях, то же самое наблюдается на Челябинском Тракторном заводе. «ОмскТрансМаш» в качестве компенсации пообещал выплатить одну зарплату — 20-30 тысяч рублей. Им же необходима сумма, достаточная для того, чтобы получить новую специальность и устроиться на работу, что займет как минимум полгода.
Необходимость сокращений руководством объясняется резким падением спроса на железнодорожное литье. Из-за невостребованности продукции завода терпят бедствие и “многие крупнейшие заводы страны”. С ноября 2014 г. наблюдается постоянное снижение спроса на гражданскую продукцию, производимую металлургическим производством ОАО «Омсктрансмаш».
Напомним, что самому «Уралвагонзаводу» угрожает банкротство. В июле 2014 г у предприятия возникли проблемы с иностранными заказами из-за попадания в санкционный список властей США. В середине мая московский Арбитражный суд наложил арест на денежные средства, принадлежащие «Уралвагонзаводу» и его «дочке» «ЧТЗ-Уралтрак» по иску «Альфа-банка» о взыскании задолженности по кредиту на 523,5 млн рублей. Чуть позже «Альфа-Банк» объявил, что открыт к переговорам и ждет предложений от «Уралвагонзавода». Общая просроченная задолженность «Уралвагонзавода» перед «Альфа-банком» составляет более 3,4 млрд рублей.
На минувшей неделе «Уралвагонзавод» запросил прямую государственную помощь в размере 10-15 млрд рублей. На данный момент оптимальные варианты обсуждаются с Минпромторгом РФ, сообщил гендиректор УВЗ Олег Сиенко. До конца июля текущего года корпорация должна согласовать с властями России объем господдержки.
Между тем «Уралвагонзавод» является далеко не единственным стратегическим предприятием, находящимся в предбанкротном состоянии. Так, авиакомпания “ЮТэйр” по итогам 2014 года получила чистый убыток в размере 22,3 миллиарда рублей по РСБУ против прибыли в размере 0,33 миллиарда рублей по итогам 2013 года. Выручка компании в 2014 году упала на 3,71%, до 70,97 миллиарда рублей. Другой пример — горнодобывающая и металлургическая компания «Мечел». Совокупный долг «Мечела» перед кредиторами по состоянию на начало 2015 года составлял $6,44 млрд, при этом порядка 70% долга приходится на Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ.