Для глубокого погружения в мир современных революционных движений чилийка Наталья Аркос и итальянец Алессандро Дзагато организовали Группу исследования в искусстве и политике. Сапатисты стали главным объектом их изучения на протяжении нескольких лет. Идеология Сапатистской армии национального освобождения (САНО) – это отражение либертарного социализма, который они строят в мексиканском штате Чьяпас. Первым опытом работы исследователей «в поле» стало проживание в деревне Ла-Гарруча, сами индейцы называют их улитками. Свои путевые заметки они публикуют на сайте.
Почему интересно изучать, как индейцы строят социализм
Мы родились вне Мексики, но внимательно следим за движением сапатистов с момента его первого публичного выхода в 1994 году. С тех самых пор сапатисты вдохновляют нас обоих, это сильно влияет на то, как мы воспринимаем мир и нашу собственную жизнь. Мы находим их политические предложения с одной стороны оригинальными, а с другой – инновационными. Они развивают идеи равенства и социальной справедливости, притом стараются выйти за рамки провалов прошлого столетия.
В феврале 2013 году в рамках Института социальных и гуманитарных наук мы сформировали Группу исследования в искусстве и политике.
Она фокусируется на политических и эстетических аспектах конкретных социальных и революционных движений современности, которые развивают идеи автономии в своей теории и практике. После того как мы собственными глазами 21 декабря 2012 видели демонстрацию, когда 45 тысяч сапатистов мирно заняли шесть муниципалитетов, оторваться стало невозможно. Теперь наше внимание прежде всего приковано к сапатистам. Не меньше подействовало на нас и коммюнике САНО.
С момента создания исследовательской группы мы подготовили ряд статей и представили свои работы на различных мероприятиях, например, на «Биеналле видео и медиа», а затем в «Школе автономии» в Чили. Наш первый опыт работы среди сапатистов начался в Сапатистской школе свободы, собравшей более 1000 активистов со всего мира в контролируемых САНО территориях Чьяпаса. Вероятно это первое мероприятие такого рода в истории революционных движений. Это позволило нам напрямую связаться с высокопоставленными членами движения.
Зачем стоит напроситься в гости к САНО
После участия в этой грандиозной школе мы считаем, что наш долг по отношению к сапатистам – распространить свои знания как можно шире, вдохновить своим опытом. Именно поэтому мы приняли активное участие в Школе автономии, которую организовала община мапуче, коренных народов Чили и Аргентины. Для этих людей пример сапатистов имеет большое значение.
Но мы забежали вперед: после школы нам позволили провести неделю в маленьком городке, относящемся к муниципалитету Франсиско Гомес. В течение этой недели мы были гостями настоящей сапатистской семьи, состоящей из коренных индейцев. Получить доступ к сообществу сапатистов без приглашения непросто — можно сказать, почти невозможно. Когда нам позволяли остаться, это длилось недолго – обычно на время какого-то проекта. Например, в области здравоохранения, образования, соблюдения прав человека или изучения местных языков.
Любой проект должен быть одобрен правительством автономии, необходимо доказать чрезвычайную важность для движения.
Также в качестве приглашения можно использовать участие в языковом курсе. Местные хотят тщательно изучить человека, который просится принять участие. Интересует в первую очередь его мотивация, они хотят понять, почему вам важно туда попасть. Во время образовательного процесса сапатисты попросят вас изучить их формы автономии и освободительной политики, а затем попробовать реализовать на примере собственной жизни. Их целью является не стать исключительным движением, а быть частью либо движком всемирного процесса преобразований.
Как относятся к внешнему миру
Хочется обратить внимание на общую восторженность личностью субкоманданте Маркоса. Живя здесь, мы понимаем, что для местных Маркос — это ясный и харизматичный символ, который очень популярен в наши дни. Он с давних времен представитель САНО. Маркос один из руководителей и учредителей движения, он по-прежнему подписывает большинство коммюнике подпольного командования движения.
Мы считаем, что это не из-за проблем руководства, а потому, что послания человека в маске — это борьба альтерглобализма против четвертой власти, власти средств массовой информации.
Для нас лучшее доказательство его существования — это свойственное Маркосу чувство юмора, которое буквально пронизывает коммюнике САНО. В них сапатисты очень ясно заявляют, что у них нет никаких шансов взаимодействовать с военным крылом движения. Тем не менее я уверен, что партизаны в горах есть.
Стоит отметить, что последние 30 лет военное крыло возобновило свою активность, тренируя молодежь. Например, местные базы поддержки проводят определенную подготовку бойцов для вооруженной самообороны. Мирное существование САНО, стратегия на защиту, а не нападение, поддерживает конфликт с мексиканской армией на низком уровне. Таким образом, избегается дополнительная агрессия к местным общинам коренных народов со стороны солдат.
Почему
У местных жителей есть большой организационный потенциал — в Свободной школе мы прочувствовали существующую дисциплину, которая, конечно, свойственна всему движению. Мы уже стали свидетелями этого еще во время Большого марша молчания 21 декабря 2012 года. Они сумели мобилизовать сотни людей, основываясь исключительно на собственных возможностях. Это также очевидно на примере общин «караколес», пяти главных центрах управления Сапатистского автономного правительства.
Мы разделяли вместе с ними их повседневную жизнь, работая на полях, где они выращивают маис, вместе собирали дрова и съедобные растения в лесу, выпекали тортильи, при этом не забывали постоянно болтать о политике. Мы знаем не слишком много о взаимоотношениях САНО и обычных крестьян, так наша работа в основном была сосредоточена на ежедневном развитии самостоятельности обычных людей. Их повседневная жизнь формируется в значительной степени на приверженности организации. Каждый член играет свою роль, и неважно, где он работает – в коллективной сельскохозяйственной коммуне, в кооперативном магазине, в области здравоохранения или образования.
Пожив с ними, мы еще сильнее прониклись идеями Сапатистской автономии. Мы заметили, что их дома очень простые, здесь нет лишних деталей или украшений. Погостив в домах простых сапатистов, мы смогли понять глубинный смысл их лозунга «Все для всех, ничего для нас». Именно поэтому мы разделяем их идеи достоинства и восстания, восхищаемся тем, как они разработали автономию, в которой активно работают женщины и мужчины, дети и пожилые люди.