Зачем нужны цитаты? Это далеко не праздный вопрос, особенно для пользователя социальных сетей. Едва ли кто-то занимался подсчетами, однако практически невозможно представить, чтобы при просмотре ленты за день тебе не встретилось бы хотя бы несколько цитат каких-то признанных и уважаемых людей – красиво оформленных, на ярком фоне, часто – если автор цитаты узнаваем – с красивым портретом автора. Этими ссылками обмениваются, они размещаются теми или иными тематическими сообществами (после чего ими, разумеется, тоже обмениваются), их оценивают и комментируют – хотя как особенно можно откомментировать цитату большими буквами на красивом фоне – разве что, привлечь внимание к тому, что и тебе она чем-то особенно нравится именно тебе.
Этот ежедневно поставляемый поток мыслей великих и не очень людей вполне разнообразен. Ты можешь выбрать по вкусу то, что тебе подходит. Например, ты считаешь, что не признаешь систему – тогда ты будешь подписан на соответствующее сообщество, в котором с достаточной регулярностью будут появляться статусы, состоящие из красивой картинки и удачных цитат, разннобразнейших персонажей, уважаемых среди борцов с системой. Для тебя важно мыслить нестандартно – ты найдешь достаточно каринок с цитатами о том, как важно мыслить нестандартно и как счастливы те люди, которые именно так и делают. Больше того, под этими цитатами будут стоять десятки и сотни одобрительных комментариев от пользователей социальных сетей, так что ты не почувствуешь себя одиноким. И так на любую тему от науки и религии до психологии семейной жизни.
Иногда цитируемые и перепечатываемые со страницы на страницу высказывания кажутся невероятно банальными, но это дело вкуса.
Так же как кажущаяся удачность и остроумие других цитат. Все это просто элементы в потоке перепечаток. Они привлекают внимание. Да и вообще все мы их время от времени перепечатываем, ну или ставим «лайк» – для этого бывают вполне достойные поводы. Но все же – зачем лайкать цитаты? Знание тех или иных высказываний и разного набора цитат – вообще всегда было необходимо. Так же, как и обмен ими. Но, как правило – для производства чего-то более сложного, чем сама цитата. Например, украшения, либо повышения авторитетности какого-то нового текста или для иллюстрации обоснованности свежей идеи. Иными словами, сформулированные мудрецами и острословами мысли побуждали к каким-то новым действиям, так или иначе соответствующим этой мысли. Разумеется, существовали и более низкие жанры – вроде сборников афоризмов для запоминания. Наконец, бывали и волнительные юноши и девушки (а иногда и лица более зрелого возраста), которые выписывали приглянувшиеся цитаты в собственные тетрадки для запоминания – но здесь хотя бы в теории тоже предполагалось следование высоким или не очень идеалам, запечатленным в выбранных строках.
Но все это не вполне относится к повседневной жизни цитат в социальных сетях. Там они просто появляются. Каждый день. В оформленном виде. В красивой рамочке. Собственно, сама эта рамочка предполагает, что дополнительно «обрабатывать» цитату, включать в какой-то более сложный контекст не нужно. Блюдо подано в готовом виде – с картинкой. Все для чего оно нужно – это показать, что не одни дураки когда-то думали, допустим, о политике, власти, революции, жизни и смерти. И эта мысль должна успокоить сама по себе – тебя и тех, с кем ты ею поделишься при помощи одного клика, или кто придет к тебе и скажет средствами социальной сети, что и ему эти напечатанные большими буквами слова, почему-то кажутся хорошими. Дальнейших действий не предполагается. В общем, ты даже не заинтересован в том, чтобы запоминать цитату (бывает же, когда удачные слова застревают в памяти и потом могут самым неожиданным образом себя проявить): ведь завтра появится новая цитата. Она будет по-другому оформлена, а значит, лучше обменяться ею, чтобы завтра точно тоже забыть. Это похоже на то, как большие дети показывают друг другу страницы из красивой азбуки с картинками и словами про то, как мама мыла раму. Но дети хотя бы учат буквы для того, чтобы потом складывать из них слова и предложения. А здесь смысл в том, чтобы азбука никогда не кончалась и все вновь и вновь повторяли уроки из букваря. Причем вовсе не для того, чтобы научиться или сделать чего-то новое. Впрочем, кажется за такую возможность мы и любим социальные сети.