Эта осень – хорошее время для наблюдения за украинскими националистами. Особенно много интересных тенденций вскрывается накануне парламентских выборов, которые состоятся 28-го октября. На фоне предвыборных приготовлений, стоит обратить внимание на прошедший недавно марш УПА, главный в году смотр ультраправых сил. Читателю, не знакомому с украинской спецификой, нужно пояснить: 14-е октября в Украине, это не только религиозный праздник Покрова, но ещё и патриотичный "День Украинского Казачества". Но на самом деле это название используется преимущественно в официальных речах, а в быту это "день УПА". Националисты смогли дать празднику собственное идеологическое наполнение – в октябре они отмечают годовщину создания Украинской Повстанческой Армии. С исторической точки зрения выбор даты весьма сомнителен, но патриотов всех оттенков интересуют не реальные исторические феномены, а сырьё для героического мифотворчества. "Марши УПА" в Украине аналогичны "Русским Маршам" в Российской Федерации. Декоративно-религиозные или казаческие мотивы используются в качестве обрамления для куда более радикальных месседжей. Любимая кричалка в этот день звучит следующим образом: "Слава нации! Слава героям! Смерть врагам!". Причём последняя часть обычно произносится с наибольшим воодушевлением – ради неё-то весь цирк и устраивается.
По всей стране ультраправые организации проводят свои мероприятия – от массовых маршей на Западе до крошечных митингов на Востоке. Но основное действие, разумеется, происходит в столице. Это день, в который на улицу выходят все ультраправые, правоватые и симпатизирующие правым – от примелькавшихся завсегдатаев уличных акций, до футбольных фанатов или диванных националистов, чуждых реальной политике. Ни одна другая дата, ни один, даже самый серьёзный инфоповод, не приносят им сравнимой мобилизации.Практика показывает: символичные даты воспринимаются ультраправыми с куда большим энтузиазмом, чем какие-либо реальные социальные или политические темы. Именно поэтому нацистов так удобно считать осенью – по тому как прошёл Марш УПА можно определить не только примерную численность ультраправой публики, но и множество других занимательных вещей: качественный состав организаций, взаимоотношения между ними, альянсы и конфликты.
В этом году шествие было полностью приватизировано ВО Свобода. Это стойкая тенденция, которая с переменным успехом держится уже не менее пяти лет. Пытающиеся сохранить собственную субъектность "автономные националисты", равно как и аполитично-расистские футбольные фанаты на этот раз вполне гармонично влились в партийное мероприятие. Это объяснимо. И национал-автономы, и околофутбольщики имеют нечеткую идентичность и легко попадают под влияние старших товарищей. Появившиеся в последние 2-3 года "левые националисты" вполне могут смириться с вынужденным идеологическим компромиссом. Ведь Свобода, хоть и называет себя партией "среднего класса", опираясь на мелкую буржуазию, активно использует и социально-популистскую риторику, обращаясь к наемным работникам. Подобная широта взглядов позволяет им без зазрения совести получать существенную часть финансирования от "патриотического" крупного капитала. Но не будем досрочно подтверждать правило Годвина и проводить исторические параллели.
На этом марше УПА не было партийных знамен национал-демократов из "Батькивщины" и других либералов и консерваторов из Объединенной Оппозиции. На первый взгляд странно: в прошлом году сторонники Тимошенко радостно маршировали рука об руку со Свободой, а за последнее время их дружба лишь укрепилась. Это можно объяснить выборами – сотрудничество с нацистами отталкивает от оппозиции часть либеральной публики, поэтому, договор о создании коалиции в парламенте сопровождается мягким размежеванием на культурном уровне. Яценюк недавно попытался в одной речи угодить и ветеранам УПА, и ветеранам Красной Армии и потребовать наказания всех нацистских и советских преступников. Получилось очень нелепо и неубедительно. Центристам сейчас очень нелегко балансировать. С одной стороны, их исторические мифы, пантеон героев и даже лозунги схожи с нацистским. В то же время, они интерпретируют их в гораздо более мягкой форме, больше ориентируясь на Европу, а не на мечты о великом украинском Рейхе. Украинские национал-либералы и консерваторы загнали себя в тупик. От действующей украинской власти их отличают лишь культурные приоритеты, если мысленно отобрать у них Бандеру и вышиванки, и культ украинского языка, то мы увидим, что власть и оппозиция – близнецы. За время правления бесколесного тандема Ющенко-Тимошенко в этом успели убедиться все. А вот ВО "Свобода" может называть себя носителями бандеровских идеалов с куда большими на то основаниями. Они не наталкиваются при этом на внутренние противоречия, потому как действительно исповедуют идеи украинского интегрального национализма в их изначальном виде. Это ведь вполне фашистская идеология, о чем честно писал сам ее автор Дмитрий Донцов. Получается, что либералы вынуждены конкурировать с фашистами на их же поле, а это у них получается из рук вон плохо. Единственный электоральный шанс Объединенной Оппозиции – умеренное протестное голосование. Но и здесь либералы проигрывают "Удару" боксера Кличко – политтехнологическому проекту, словно бы пришедшему из начала 90-х. Никакой внятной политической позиции, множество звезд спорта и культуры, легкая оппозиционность. При этом практически нулевой антирейтинг, а это при протестном голосовании куда важнее, чем наличие реальных сторонников и единомышленников.
Очередное постепенное сближение между правыми радикалами из ВО «Свобода» и национал-демократами, наметилось сразу после победы Януковича на президентских выборах. С его избранием риторика борьбы с «внутренней национальной оккупацией» снова вышла из маргинеса и теперь широко используется вполне парламентскими политическими силами. Параллельно со сближением с правоцентристами, «Свобода» укрепила свои позиции и в ультранационалистическом, неонацистском лагере. Если ещё в 2008 известная правая журналистка Олена Билозерская писала о том, что националисты разделились на "свободовцев и тех кто радикальнее" (в качестве критерия «радикальности» фигурировало вскидывание правой руки и использование нацистской символики), то теперь ВОС смогло принять в своё лоно и переварить и большинство активно "зигующих" ультраправых. Зиговать под партийной крышей уютнее – депутат всегда из райотдела вытащит, да и адвокатом обеспечат, если что-то серьёзное. Кроме желания юридической защиты, притоку уличных нацистов во многом поспособствовал разгром «Патриота Украины» (одна из немногих в Украине организаций, специализировавшихся на чистом и незамутненном расизме) и «Тризуба» (приверженцы донцовского интегрального национализма, в своей идеологии и риторике застрявшие где-то в 30-х годах). Обе организации жестко критиковали «свободовцев» с правых позиций. Как это заведено у ультраправых, критика часто принимала форму рукоприкладства. К примеру, Однороженко, один из идеологов "Патриота Украины" и вовсе сидит по подозрению в организации нападения на молодёжку ВОС за то, что те вели агитацию "на его территории". Существует конспирологическая теория о том, что политическое поле специально зачищается, чтобы усилить Свободу, кандидат от которой должен стать альтернативой Януковичу на грядущих президентских выборах. Та же роль, пугала для обывателя, которую играл Симоненко в Украине в 1999 и Зюганов в России в 1996.
Так или иначе, больше внешних конкурентов у Олега Тягнибока не осталось, зато появились внутренние. Львовский свободовец Михальчишин, лидер существенной части западноукраинских национал-автономов. Противостояние между «буржуазно-националистическим» и штрассерианским крылом «Свободы», в перспективе, с большой вероятностью приведёт к расколу организации. Впрочем, вместо «ночи длинных ножей» сейчас мы видим лишь тонны не смешных по большей части демотиваторов в социальных сетях, в которых правые нацисты называют левых нацистов «комуняками», а левые нацисты обвиняют правых нацистов в пособничестве мировому капиталу (понятно какой национальности). "Все левые доктрины придумали русины – все правые персоны были жидомасоны". Пока что и те, и другие маршируют вместе, невзирая на все противоречия. После выборов ситуация может перемениться. Чем более стремительным будет рост численности и влияния ВОС, тем быстрее произойдёт неизбежный раскол внутри партии. Но вряд ли он станет началом для новой правой партии – скорее всего, украинские штрассерианцы в более мягкой форме повторят судьбу своих предшественников.
"Свобода" сегодня успешно поглощает и перекраивает по своему подобию все ультраправые политические течения. В какой-то мере это напоминает деятельность "крысиного льва", сильной и крупной крысы-каннибала, приученной убивать своих сородичей. ВОС зачищает правый фланг не хуже чем милиция или спецслужбы. В то же время, крысиный лев сам остаётся крысой, причём крайне агрессивной и с каждым проглоченным соперником он становится сильнее. Вчерашние бонхеды теперь являются партийными активистами. Они не устраивают стихийных погромов на рынках, но, когда потребуются, по команде атакуют левых и профсоюзных активистов. Доев своих ультраправых сородичей, крысиный лев отгрызёт самые вкусные кусочки от живности из нацдемского террариума. Вряд ли после ухода последних пассионарных и активных приверженцев у Батькивщины будет хоть малейший шанс остаться в политическом поле – одних бабушек с портретами Тимошенко недостаточно. А вот толстую свиную шкуру регионалов крыса вряд ли прогрызёт, не тот масштаб. Вопрос в том – подохнет ли она обломав зубы, или останется в роли удобной для власти оппозиции, которую можно эффективно использовать для дискредитации или подавления любого социального протеста.