У России теперь есть антикризисный план, и в мае, спустя три месяца с его появления, всем нам нужно будет подвести итоги. По всей видимости, они окажутся неутешительными. Кризис проглотит план команды Дмитрия Медведева, даже не заметив сложносоставной и многопрофильной его структуры. Некоторый эффект окажут лишь субсидии большим компаниям, однако перезапуска экономического роста мы не увидим.
Слишком многое делать уже поздно. Слишком много возможностей упустили за последние годы, умеренные и консервативные механизмы поддержки экономической активности могут не сработать или сработать во вред, обеспечив дальнейшее падение рубля и бегство капиталов.
Но спустя год после того, как экономика присела в «паузу роста», мы получили рецепт спасения. Подписал его Медведев 28 января. Странное событие, если учесть, что власти упорно обещали рост экономики вопреки всем признакам надвигавшейся второй волны кризиса. А надвигалась она давно и явно.
В конце 2011 года было очевидно, что российская экономика вползает во вторую волну кризиса.
Политика непреднамеренного (предвыборного) кейнсианства первой половины 2012 года, финалом которой стали «майские указы» президента, помогла успокоить россиян и подстегнула рост экономики. Но уже летом того года правительство сделало выбор в пользу дальнейших неолиберальных реформ. С гордостью оно указывало на рост инвестиционного рейтинга и с нетерпением ждало капиталы.
На Петербургском международном экономическом форуме в 2013 году был живописный момент. Алюминиевый магнат Олег Дерипаска в час дискуссии рассуждал про цены на металлы и про сложность момента. Но молодые ретивые либеральные экономисты не соглашались с его тоном. «Что вы все про алюминий? У нас скоро будет Олимпиада. К нам придут инвестиции. Капиталы придут! Инвесторы любят спорт, спорт — равно инвестиции. Мы растем. Мы развиваемся…» На собеседника это никак не действовало, как и на экономику. Вместо чуда случилась беда.
Заграничные инвесторы так и не пришли в нужном количестве. Зато чистый отток капитала за 2014 год составил 150 млрд долларов, тогда как годом ранее он уже был значительным, достигнув 60 млрд долларов. Рос этот показатель и годом раньше. Все это официальные оценки. На этом фоне в 2012-2013 годах на кабинет Дмитрия Медведева сыпались со всех сторон предупреждения, прогнозы и предложения. Надо было быть российскими либеральными министрами, чтобы не заметить роста признаков экономического кризиса и твердить про инвестиции или рост.
Правительство высиживало кризис два года.
Осенью он пробил скорлупу и стал всем заметен, даже министрам-экономистам. И теперь у них есть план против него. В нем 60 пунктов, и по многим расходам бюджета предусмотрено срезание на 10%, а также общее усиление жесткой экономии. Триллионы рублей уже влиты в корпорации, и это тоже часть политики «бережливости» (экономии на трудящихся и за их счет). План правительства — это продолжение инерционной политики, особенно если учесть, что его доработку рассчитывают провести после новых ухудшений.
***
Однако в арсенале государства есть несколько инструментов, которые предлагались все последние годы критиками власти и лоялистами. Могут ли они помочь экономике? Какой эффект они окажут, если кабинет Медведева и ЦБ вдруг решатся их применить? Ведь кое-каким решениям давно дан «зеленый свет». Они даже объявлены частью обновленной доктрины развития национальной экономики.
- Удешевление кредита посредством снижения ключевой ставки ЦБ, по которой рефинансируются банки. Эта мера, будь она реализована в условиях сохранения роста экономики, могла его поддержать. Но ныне дешевые рубли будут уходить на валютный рынок, тогда как банки не станут легко кредитовать индустрию. Власти на удешевление кредита не пойдут, хотя корпорациям дешевые деньги уже доступны.
- Мегапроекты — одна или пара железных дорог и крупных строек. На это выделяются и еще будут выделяться немалые суммы. Однако опыт больших затрат на олимпийскую стройку в Сочи уже показал, что для всей экономики эффект от локальных дорогостоящих проектов не велик.
Если бы ранее деньги, назначенные на большие одиночные проекты, были брошены на сотни общенациональных и мелких проектов (детские сады в регионах, сеть высокоскоростных железных дорог по всей стране и т. д.), это поддержало бы экономику.
- Понижение налогов для бизнеса и упрощение ведения дел рассматриваются многими либеральными экономистами как наилучший рецепт для настоящего времени. Но облегчение положения бизнеса и даже полное освобождение от налогов реальных инвестиций не устранит ключевой проблемы экономики — слабого спроса. А помогать населению у нас собираются только в формате предотвращения протестов.
- Поддержание рубля до достижения им равновесия. Создается впечатление, что ЦБ рассчитывает заливать валютный рынок долларами из резервов до тех пор, пока игроки не успокоятся — не осознают окончания времени больших колебаний, и тогда якобы курс рубля обретет некое равновесие. На эту политику в 2015 году может уйти 100 и более млрд долларов, тогда как падение рубля не прекратится, поскольку его тянет вниз спад на отечественном рынке. Чиновники же, похоже, не знают, на каком уровне реально возможна стабилизация, и делают лишние траты.
Серьезно стабилизировать рубль было возможно еще весной 2014 года, когда кризис уже дал о себе знать в форме падения рубля. Но сделать это было возможно за счет масштабного и оживляющего спрос плана, а не расходования валютных запасов ЦБ (90 млрд долларов за 2014 год).
- Раздача земли населению (до гектара) в различных регионах могла дать до окончания роста экономики стимулы для инвестирования и затрат на жилищное строительство. В условиях явного кризиса политика эта не даст ощутимого эффекта и даже мало заинтересует население.
- Небольшое удешевление ипотеки через специальные программы государства рассматривается министрами в рамках плана по борьбе с проявлениями кризиса. Возможно выделение крупным банкам средств для кредитования покупателей жилья в новостройках. Но в условиях снижения доходов и роста расходов населения эта половинчатая мера эффекта не даст. Прибегать к ней поздно.
- Освоение Востока без привязки к внутреннему рынку и в рамках «поворота на Восток» (в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно китайского рынка). Китай и вращающиеся вокруг него рынки ослабевают. Темпы роста экономики в КНР сейчас самые низкие за 24 года, и это только начало — впереди падение китайской экономики. Из-за этого российские инвестиции в добычу, транспорт и инфраструктуру с прицелом на китайского покупателя, скорее всего, не оправдаются в 2015-2017 годах. Ранее (2010-2012 годы) они могли оказаться более эффективными, но отечественные власти действовали неспешно и упустили время высоких цен и бурного роста в Китае.
Без завязки на собственный спрос, создаваемый как в Сибири, так и в европейской части страны, так называемое освоение Востока не даст эффекта.
Деньги, вложенные в отдельные мосты и трассы, поддержат на плаву крупные компании и обеспечат им доход. Субсидии банкам тоже могут закрыть их кассовые разрывы, оздоровить ситуацию.
Источник же всех проблем, слабый низовой спрос или, другими словами, бедность населения чиновники будут «лечить» посредством жесткой экономии. Большие военные расходы экономику не вытянут, поскольку сохранение ее модели далее невозможно. Этот факт и вызвал кризис.
***
ЦБ недавно пришлось понизить ключевую ставку до 15%. Он может пойти и дальше. Повторить американское «количественное смягчение» он не решится, тем более что вскоре станет очевидна неудача подобного курса в ЕС. Учитывая, что кабинет Медведева не был наказан за провал экономической политики, даже в антикризисных начинаниях страна будет идти прежним курсом. Разве случайными были декабрьские клятвы президента и министров в верности либеральному курсу и канонам «свободной торговли»? Стихийное замещение импорта также нас не спасет, особенно с учетом табу на протекционизм.
Время умеренных антикризисных мер прошло. Они могли сработать в 2012-2013 годах, теперь же требуются системные и более радикальные рецепты. Так, эксперты кафедры политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова предложили государству построить и выкупить за два года 4 млн квартир, дав их затем россиянам под 2-3% в кредит. Однако власти, кажется, предпочли проект не заметить, как они несколько лет не замечали медленно разворачивавшийся «второй кризис». Они могут не заметить в мае и провал своей антикризисной политики.