Во время своего первого визита на Украину президент Венесуэлы Уго Чавес посетил завод самолетов АНТК имени Антонова, во время которого ответил на вопросы журналистов и обсудил возможные контракты на поставки продукции завода в латиноамериканскую республику. Венесуэльского лидера сопровождал специальный корреспондент Рабкор.ру Андрей Манчук.
Первый визит Уго Чавеса в Украину состоял из двух частей – официального приема в администрации президента и визита на авиационный научно-технический комплекс имени Антонова. Конечно, было очевидно, что президент Венесуэлы начнет знакомство с нашей страной не с этнографического музея в Пирогово, или музея Трипольской культуры. Однако то, что Чавес решил в первую очередь осмотреть уникальный антоновский комплекс, открывая через него Украину, казалось не только логичным, но и символичным фактом.
АНТК имени Антонова был местом, где в девяностые годы происходили первые, хоть и не слишком удачные попытки возрождения рабочего движения Украины. А это, в свою очередь, было связано с тем, что одно из самых передовых авиапредприятий планеты, сочетающее в себе черты машиностроительного завода и конструкторского бюро, оказалось едва ли не единственным крупным заводом, уцелевшим в Киеве за время девяностых – сохранив в целом свой семитысячный коллектив.
Чавес опаздывал, и мы смогли пообщаться с вице-президентом АНТК имени Антонова.Он не скрывал, что предприятие смогло выжить и начать новый этап развития отнюдь не за счет государственной поддержки – а только благодаря работе принадлежащих ему сверхтяжелых самолетов «Руслан», выполняющих заказы по всему миру. Лучшие серийные корабли украинского авиапрома возили тогда оборудование для концертов Майкла Джексона, Хулио Иглесиаса и Мадонны, декорации к «Звездным войнам», яхту «Фазиси», табуны породистых скакунов и стада телят, электровозы, корабли и американские ракеты «Пэтриот» для войны в Персидском заливе. Слушая конструкторов, я вспомнил, что здесь, рядом, в музее авиазавода, демонстрируется знаковый символ деградации – тележка-«кравчучка», которую массово производили тогда оставшиеся без средств авиастроители.
– Венесуэла давно интересовалась продукцией Антонова, – говорил мне накануне визита украинский чиновник, участвовавший в организации этого визита. – Они еще до кризиса, имея миллиардные активы, готовы были покупать у нас самолеты. Но при Кучме и Ющенко сам визит Чавеса в Украину был невозможным, а о контрактах нечего было и думать. Влияние США было слишком велико. Поэтому заказы ушли в Россию, к конкурентам Антонова. Наши самолеты венесуэльцы покупали не напрямую, а у поляков.
Прибыв на АНТК, Чавес сразу же поехал в сборочные цеха. Пока украинские журналисты ожидали его в ангаре, президент Венесуэлы в сопровождении охраны и небольшого пула латиноамериканской прессы осматривал производство, внимательно слушая комментарии генерального конструктора Дмитрия Кивы. Он часто уточнял у переводчика те или иные технические моменты, особо интересуясь, где производятся детали для самолетов Антонова – на Украине или на предприятиях других стран?
– Ваша страна имеет высокий уровень развития, если вы можете своими силами обеспечить строительство таких машин, – сказал он министру промполитики Дмитрию Колесникову. – Да, я знаю, что некоторые комплектующие делаются в России, но ведь раньше вас объединял Советский Союз.
Несмотря на заметное беспокойство охраны, Чавес обошел работающий цех, так что его свите приходилось протискиваться между агрегатов, стараясь не наступить на трубы и не споткнуться о кабеля. При этом, он умудрялся здороваться с рабочими и реагировать на вопросы латиноамериканских журналистов.
– Посмотрите на это. Такого больше нет нигде в мире, – риторически показал он им на потолок гигантского авиационного ангара. Дмитрий Кива демонстрировал Чавесу готовые машины антоновской «фирмы». Он поднялся на борт АН-148 – последней серийной разработки АНТК, которую уже закупает у «Антонова» боливийский президент Эво Моралес. И с особым вниманием осмотрел модели АН-72П, предназначенные для пограничного патрулирования, тщательно справляясь об их вооружении и тактико-технических данных. Мне приходилось слышать Чавеса на массовом митинге в Каракасе и на встрече с венской молодежью, но здесь казался всецело поглощенным изучением самолетов, почти не прибегая к ораторским приемам. Гигантский «Руслан» откровенно изумил Чавеса.
– Летающий дом! – сказал он, услышав, что в самолет могут вместиться восемьсот солдат. Войдя в чрево огромного самолета, президент отвечал на дежурно глупенькие вопросы прессы, спрашивающей, не хочет ли он прыгнуть с «Руслана» на парашюте, он успевал расспрашивать Дмитрия Киву о том, на каких аэродромах может сесть этот самолет. И что-то бросал на испанском своему адъютанту.
– Все самолеты мне очень понравились. Они, может быть, самые лучшие в мире. Это историческое предприятие, – сказал он в конце осмотра. – Я влюбился в Украину, но приехал сюда не как турист. Мы заинтересованы в том, чтобы иметь современный воздушный флот, а США делают все, чтобы этого не допустить. В Бразилии делают патрульный самолет «Тукан». Мы закупили эти самолеты для борьбы с наркоторговлей, но теперь США оказывает давление на бразильское предприятие и не дает ему поставлять нам комплектующие. Хотя Бразилия – дружественная нам страна… Я уверен, мы создадим совместную рабочую комиссию для сотрудничества с Украиной в авиационной сфере.
– Скажите, а это правда, что вы купили ракетные комплексы С-300 для Ирана? – спросила у Чавеса журналистка Интерфакса, изумив президента Венесуэлы не меньше самолета «Руслан».
– Ах, пресса, ах эта пресса, – иронично пропел он в ответ. – Я сочиню песню о прессе и буду петь ее под гитару. Нет, мы покупаем оружие для того, чтобы защищать нашу революцию от посягательств США, чья военная мощь несравнимо больше нашей.
Украинские журналисты по привычке интересовались часами Чавеса, оценив их стоимость в 25 долларов (привет модельным брегетам Петра Симоненко). Однако никто не спросил о главной цели его украинского визита – переговорах о поставках венесуэльской нефти в Беларусь через нефтепровод «Одесса-Броды», который наконец-то заработает в аверсном режиме. Причем, по иронии судьбы, детище нефтяной стратегии американского госдепартамента будет работать в интересах противников США.
Договор об использовании нефтепровода демонстративно направлен против интересов правительства России. «Мы сегодня ведем переговоры о работе в аверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды». Трубы же лежат пустые. Россия напрочь блокирует, чтобы мы ни в коем случае не прокачали венесуэльскую нефть по этим трубам. Вот – наш союзник и наш родной брат. Нет – и все», – высказывался по этому поводу Лукашенко.
В России вынуждены закрывать глаза на эти действия Чавеса, который умело использует противоречия между Москвой и Минском. Военно-экономические контракты с Венесуэлой очень важны для ослабленной кризисом российской экономики, которая не может позволить себе потерять латиноамериканские рынки. И заключенный сейчас в Москве договор о постройке атомной электростанции для Венесуэлы должен был компенсировать в глазах российской элиты откровенную поддержку Беларуси в конфликте с Россией, которую демонстрирует сейчас Чавес.
Одесский порт уже принял десять танкеров с венесуэльской нефтью для Беларуси, а, прокачивая ее по трубопроводу, Украина заработает на этом 60 миллионов евро в год. Вероятность заключения контрактов с «Антоновым» очень высока, а Венесуэла готова допустить украинские компании к разработке нефтяных месторождений в бассейне Ориноко. Стоит отметить, что Министерство экономики Украины, которое служит объектом для травли со стороны украинских либералов, сыграло важную роль в том, что Киев, пусть и с десятилетним опозданием, приступил к экономическому сотрудничеству с Венесуэлой. И будет глупо, если кто увидит в признании этого факта проплаченный пиар министра экономики Украины Василия Цушко.
Украинские буржуазные элиты, привыкшие слепо подчиняться диктату Вашингтона, Брюсселя или Москвы, каждый раз предавая интересы собственного народа, попросту неспособны проводить ту самостоятельную политику, которую демонстрирует Боливарианская Венесуэла – умудряющая выживать несмотря на своих могущественных врагов. Сравнение между динамикой развития двух стран дает очевидный вывод: революция позволила Венесуэле индустриализовать свою экономику, добиваясь реальной независимости – в то время как Украина стремительно теряет остатки своего научно-промышленного потенциала советских времен. В то время, как Венесуэла поднимается из пропасти Третьего мира, Украина падаем в нее с утроенной скоростью, расплачиваясь этим за благосостояние украинских капиталистов и их клиентелы.