Заканчивается 2010 год, зато сезон «больших выборов» вот-вот начнется. Однако впечатление складывается такое, что мы снова вернулись куда-то в конец 2006-го. Иностранные эксперты вновь задают вопрос Путину, кто же будет следующим президентом, журналисты спорят о «третьем сроке ВВП», а люди, которых 4 года назад называли «партией третьего срока», снова набирают силу.
Впрочем, кое-какие отличия между недавним прошлым и настоящим все-таки есть. Перед предыдущими выборами среди части журналистов можно было говорить, что «Путин устал». А некоторые даже всерьез утверждали, что Владимир Владимирович решит спор о своем «наследстве» в стиле Александра Македонского. То есть еле слышно произнесет «достойнейшему» и уйдет… Нет, не совсем уйдет подобно великому завоевателю, а сосредоточиться на управлении исключительно «Газпромом», предоставив амбициозным преемникам самим решать, кому же из них быть хозяином Кремля. Сегодня подобных мыслей почти ни у кого не возникает. Наоборот, все подтверждают, что Путин чрезвычайно активен. То с байкерами катается, то на «Ладе-Калине» Сибирь покоряет, то на пожары лично вылетает. К тому же Владимир Владимирович продолжает все активнее играть на том поле, которое ранее было вотчиной Дмитрия Анатольевича. В последние время между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным наблюдалось разделение «целевой аудитории». Все уже привыкли, что Президент апеллирует к критически настроенным представителям условного «среднего класса» крупнейших городов, премьер – к работникам промышленности, пенсионерам, бюджетникам и технической интеллигенции, в основном проживающим в регионах.Теперь же и Путин стал выступать в несколько новой для себя роли – например, публично спорить с владельцами блогов. Все это очень похоже на начало новой предвыборной кампании.
Вдобавок, совсем недавно произошло еще одно знаменательное событие. С иностранными экспертами и журналистами в рамках заседания клуба «Валдай» на этот раз встретился вовсе не Медведев, а Путин. «Пожалуй, самая интригующая версия такова: Владимир Путин, потихоньку планирующий свое возвращение в президентское кресло, приказал Медведеву этого не делать», – пишет в блоге на сайте издания «The Financial Times» журналист Нил Бакли. В принципе, конечно, у этого события есть и другие версии. «Валдай» – это все-таки детище путинской эпохи, в то время как созданный во многом для тех же целей (улучшение имиджа российского руководства на Западе) Ярославский форум – как раз порождение медведевского президентства. Так что, вроде бы, нет ничего необъяснимого в том, что действующий президент все же встретится с иностранными экспертами, но не 6 сентября в Сочи, а 10-го в Ярославле. В конце концов, не ушел же Дмитрий Анатольевич в полное «информационное затворничество». Однако «Валдай», все же, Клуб с семилетней историей, да и круг экспертов там был обычно шире, чем на проводимом лишь второй раз Ярославском Форуме.
Интересно, что и на заседании «Валдая» Владимир Путин «отнимал хлеб» у Дмитрия Медведева. «Модернизация, диверсификация экономики – диверсификация именно в направлении придания российской экономике более современной структуры, экономики, основанной на инновациях, – это задача была и остаётся одной из наиболее актуальных и является для нас приоритетной», – заявил премьер, отвечая на вопрос одного из журналистов. Однако эта лексика давно ассоциируется с Медведевым. Конечно, можно вспомнить, что ровно о том же самом (включая сетования на «неэффективную экономику» и «сырьевую зависимость») говорил Владимир Путин в течение своего президентства. Он сам напомнил об этом иностранным экспертам, отметив, что идеи, изложенные в статье «Вперед, Россия», вышедшей прошлой осенью за подписью Дмитрия Медведева, озвучивались в «Программе развития России до 2020 года», озвученной в феврале 2008 года еще при Путине-президенте. Однако после долгих разговоров о «модернизаторе» Медведеве и «консерваторе» Путине все об этом основательно забыли.
Обращает на себя внимание и еще один процесс, не столь сильно заметный внешне. В 2006-2007 годах принято было говорить о «партии третьего срока», лидерство в которой обычно приписывалось Игорю Сечину и его ближайшим соратникам. После прихода в президентское кресло Дмитрия Медведева многие заговорили о закате карьеры «серого кардинала Кремля», который перешел из Администрации Президента в Правительство, и утратил формальное кураторство над целым рядом вопросов. Впрочем, в правительстве Игорю Ивановичу было поручено курировать весьма важное направление – топливно-энергетический комплекс, фактически, основу отечественной экономики. А дальше подобно многим опытным аппаратным игрокам Сечин оброс новыми возможностями и полномочиями. Например, еще в октябре 2008 года он возглавил Совет директоров энергокомпании Интер РАО ЕЭС, монополиста в области импорта и экспорта электроэнергии, владеющей крупными энергетическими активами за пределами России. В конце августа 2010 года Игорь Сечин вновь возглавил Совет директоров этой компании.
Стоит отметить, что летом этого года российское правительство приняло решение увеличить финансирование государственной программы вооружений на 2011-2020 годы в полтора раза, с 13 трлн. до 20 трлн. рублей. Это можно считать победой ВПК-лобби в руководстве страны, к которому можно отнести и Игоря Сечина, являющегося, в том числе, главой Комиссии по военному кораблестроению и Совета «Объединенной судостроительной корпорации». Нельзя забывать, что и комиссию по покупке получившего всероссийскую известность французского вертолетоносца «Мистраль» также возглавил Игорь Иванович, до сих пор остававшийся, по информации СМИ, ярым противников этой сделки. Не каждый раз подобные сделки отдают на откуп их оппонентам, что также говорит о влиянии этого приближенного Владимира Путина.
Ну, и конечно же вряд ли кто-то забудет, как иностранные СМИ в июне этого года назвали Игоря Сечина возможным следующим президентом страны. Хотя сомнительно, конечно, что это станет реальностью – Игорь Иванович до сих пор был известен как фигура, сторонящаяся излишней публичности.
Между тем, до 2011 года пока далеко, так что гадать о «втором» или «третьем» сроке журналистам придется еще долго. В прошлый раз первые признаки того, кто же будет новым президентом, обозначились в феврале 2007 года, когда и Сергей Иванов, и Дмитрий Медведев были назначены первыми вице-премьерами правительства, но только последний в результате такого шага усилил свое влияние (для Иванова же, потерявшего кресло министра обороны, расширения полномочий которого он многие годы активно лоббировал, напротив, новое назначение стало в действительности лишь утешительным призом). Так что гадания на политической кофейной гуще в России будут продолжаться еще очень долго.