В недавней статье «Сегрегация родом из детства» Елена Галкина обращается к известному в сети ресурсу Lurkmore.to, своеобразной энциклопедии рунета. Бегло анализируя содержание Луркоморья, автор видит в нём зеркало молодого креативного класса с его комплексами, фобиями и заблуждениями. Тем не менее, в зеркале Елена Галкина разглядела совсем не тех, кого следовало увидеть. В результате, весь проведённый социальный анализ выходит насмарку. Что ж, попытаемся более внимательно рассмотреть содержание Луркоморья и по возможности исправить ошибки коллеги.
На заглавной странице сайта нас встречает вводная статья, основной посыл которой: Луркмор — это не Википедия, а значит авторы сайта не обязаны следовать надуманным, с их точки зрения, критериям энциклопедичности, объективности и серьёзности. При этом, как и в любом вики-проекте, контент создаётся не индивидуальными авторами, а коллективным разумом, который здесь называют английским словечком хайвмайнд, то есть разум улья. Стёб, или, как его здесь называют «лулзы», является существенным компонентом содержания сайта. Впрочем, на заглавной странице уточняется, что основой публикуемого материала должен быть не голый вымысел или известная лишь «кучке олдфагов» шутка, но хоть сколько-нибудь известные в сети персонажи или явления.
Надо сказать, что материал энциклопедии скомпонован достаточно удобно, и все интересующие нас материалы сгруппированы в три раздела: «Политота», «Типажи» и «Россия».
Впрочем, определённые выводы можно сделать ещё до анализа собственно содержания этих разделов — достаточно взглянуть на ту стилистику, в которой выдержано подавляющее большинство статей. В глаза бросается обилие сокращений и слов из сленга IT-сообщества и геймеров, а также отрицательные коннотации многих понятий, связанных с гуманитарной сферой. К примеру: СПГС (синдром поиска глубокого смысла), ГСМ (гуманитарный склад мышления) или ОБВМ (о*уительно богатый внутренний мир).
Идём дальше: описанные на Луркморе типажи, такие как «интеллигентный сноб», «интеллигент», «либераст» или ТП, подаются в явно негативном ключе. Последний термин я не стал расшифровывать исключительно из соображений приличия, но обозначает он недалёкую девушку с гуманитарным образованием и необоснованными претензиями на интеллектуальность. Авторы статей постоянно говорят о бесполезности означенных типажей для общества, предлагая в одной из статей бросить всех гуманитариев в «биореактор и с помощью матана переработать их на метан». Более того, все эти типажи явно и недвусмысленно относятся здесь к «быдлу», хотя и не подходят под те признаки, которые указывает в своей статье Елена Галкина.
Итак, мы выяснили, что основная аудитория Луркоморья — вовсе не «креативный класс»: менеджеры, дизайнеры, художники и иже с ними. Но тогда кто? Ответ весьма и весьма прост — достаточно лишь посмотреть на дружественные сайты: «Двача, «Форчан», «Лепру» и.т.д. Таким образом, речь идёт преимущественно о «технарях»: программистах, системных администраторах, веб-дизайнрах, студентах и аспирантах физических, математических и инженерных специальностей, а также о «продвинутых» геймерах. Выделенные группы объединены не только смежными сферами деятельности, но и некоторыми общими психологическими особенностями. Сами авторы Луркмора без лишнего стеснения говорят о них, что, несомненно, делает им честь. Вообще, цинизм и самоирония — неотъемлемый атрибут сайта. Более того, с точки зрения его авторов, именно эти черты являются теми признаками, которые отличают «небыдло» от «быдла». А вовсе не наличие высшего образования или так называемая успешность в жизни. Понятное дело, что такая резкость и откровенность возможна именно благодаря анонимности. Анонимус, как говорится, не прощает, и имя ему легион.
Основную аудиторию Луркмора едва ли можно причислить к успешным с буржуазной точки зрения людям.
В той или иной мере в большинстве своем они асоциальны, замкнуты, не очень удачливы в личной жизни. По крайней мере, в сравнении с тем, кого они считают «быдлом», и в этом мы вполне можем согласиться с Еленой Галкиной. В гротескной форме все эти черты собраны в образе «хикки» (от японского «хикиккомори»), то есть социально дезадаптированного человека, практически не покидающего родительский дом и живущего преимущественно в сети. Впрочем, более дикие и брутальные реалии российской жизни смягчают эти характеристики и не вылезающие из сети маменькины сынки не представляют здесь массового явления.
Обозначенная нами тонкая прослойка противопоставляет себя буквально всем: и живущим в «замкадье» пролетариям, и столичным интеллигентным снобам, и буржуазной элите — так называемым VIPам. Точно так же обитатели Луркоморья противостоят всем существующим политическим силам, в особенности националистам и либералам. Достаётся также и левым, в особенности тем, которые ассоциируют себя с советским наследием. Впрочем, учитывая общий стёбный настрой сайта, статьи про коммунизм и марксизм написаны довольно-таки адекватно. Самое интересное, что в них — равно как и в других статьях политического раздела — просматривается довольно чёткая политическая позиция. Её бы мы охарактеризовали как своеобразный вариант анархизма. И, опять же, вспоминая «Немецкую идеологию» Маркса и Энгельса, политическая позиция анонимуса хорошо коррелирует с образом жизни рядового работника IT-сферы. Здесь можно увидеть и скептицизм по поводу роли классического пролетариата, который иначе как «быдлом» не называют, и мощный антикапиталистический пафос, и презрение в адрес общества потребления с порождаемым им типажам — «гламурным кисам», эмо, хипстерам и иже с ними. И, самое главное, ощущение бессилия и бесперспективности борьбы за радикальные перемены в общественной жизни, порождаемое дефицитом настоящей солидарности и отсутствием чёткой классовой позиции. Отсюда надежда на упомянутый Галкиной «экстерминатус», как единственную панацею от всех земных проблем.
Перед нами весьма интересный и противоречивый образ анонимуса, совокупного автора Луркоморья. Конечно, этот образ носит собирательный характер и не включает в себя индивидуальное своеобразие всех участников сообщества, усилиями которого поддерживается и развивается этот ресурс. Тем не менее, мы можем с уверенностью утверждать, что гуманитарная интеллигенция не является монополистом в сети. Более того, противостоящие интеллигенции силы, в лице многочисленного и по-своему сплочённого IT-сообщества, рассматривают их как балласт, «быдло», непосвящённых «травоядных» пользователей интернета. Конечно, есть в сети и ресурсы, в которых та самая интеллигенция имеет гегемонию — в том числе, и справедливо упомянутые в статье Елены Галкиной Фейсбук и Живой Журнал. Но настоящие хозяева сети лишь милостиво позволяют технически безграмотным гуманитариям играть в этих песочницах, иногда напоминая, кто здесь главный, с помощью троллинга и хакерских атак. В частности, в сети пользуется известностью хакер по прозвищу Хэлл, не раз с карательной целью взламывавший сайты политизированных блогеров таких пользователей как Андрей Мальгин и Владимир Прибыловский.
Надо сказать, что IT-сообщество, несмотря на многие свои социально-психологические особенности, обладает немалым революционным потенциалом.
Экономический кризис не только обостряет те противоречия, которые всегда существовали между работниками IT-сферы и их работодателями, но и сближает их положение с таковым у промышленного пролетариата и работников бюджетной сферы. В частности, вспоминая опубликованную на Рабкоре статью Ефима Бредихина «Коммунитарная революция сверху», мы уже сейчас видим, как одну жилполщадь делят между собой студенты, нищие преподаватели и приехавшие из провинции рабочие. Более тесное общение различных социальных групп между собой, несомненно, позволит преодолеть многие предрассудки, в том числе и присущие IT-сообществу шовинизм и социальный скептицзм. Также оживление общественной жизни уже сейчас создаёт спрос на общественно-полезное гуманитарное знание, которое едва ли можно назвать бесполезной болтовнёй.
Другой вопрос в том, смогут ли молодые гуманитарии, те самые «интеллигентные снобы» забросить свои постмодернистские игры в бисер и дать адекватный ответ на запросы общества.
И здесь нужно признать, что авторы Луркмора оказались интуитивно правы, так как немалая часть нынешних гуманитариев едва ли сможет принести существенную пользу формирующемуся сейчас гражданскому обществу. И в этом плане шовинизм программиста или инженера по отношению к менеджеру-продажнику, дизайнеру, юристу или искусствоведу, увы, более чем обоснован. Звучит цинично но было бы неплохо, если бы, к примеру, закрылись многие юридические кафедры и факультеты, плодящие никуда не годных специалистов по давно уже мёртвым правовым нормам.
В заключение стоит сказать, что мы снова возвращаемся к банальнейшей мысли, которую, тем не менее, не могут усвоить многие современные левые интеллектуалы: в конечном счёте именно практика формирует наилучшую теорию и она же и проверяет её на прочность. Посему, отстраненные от материальной реальности постмодернистские умствования должны быть немедленно оставлены. Их место должна занять стройная и динамичная теория, которая без сожаления разрушит ту стену, которая успела вырасти между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Гуманитарной науке нужен enfant terrible, который смело и решительно продолжит дело Энгельса и Кондорсе. И именно это станет концом того глухого непонимания, которое существует между технической, а также гуманитарной интеллигенцией и рабочими и не позволяет им осознать себя частью единого класса. В этой работе существенную помощь нам может оказать техническая интеллигенция, сближение с которой, кроме того, позволит увести её прочь от распространяющихся в её среде идей, удачно названных авторами Луркмора «технофашизмом».