Я живу в Тольятти. Это город, где делают автомобили «Лада». Или «Жигули», как их когда-то называли в честь не очень высоких, но красивых известняковых гор на берегу Волги. Каждая семья у нас, так или иначе, связана с заводом, на котором делают эти машины, да и в самом городе их очень много, наверное, больше, чем в любом другом месте. И так было всегда, с тех пор, как построили завод. Думаю, это потому, что тольяттинцы любят «свои» машины. И потому, что их удобно и дешево ремонтировать (СТО и магазины запчастей для «Лад» здесь практически на каждом шагу), и потому, что автомобили относительно недороги, и (открою важный секрет!) потому, что для работников завода (то есть почти каждой семьи) завод дает хорошие условия. В простонародье это называется «программа 50/50» – половину стоимости машины платишь при покупке, остальное – в течение года-двух. И, заметьте, никаких процентов! Неудивительно, что машины «Лада» пользуются здесь популярностью. Конечно, тольяттинцы побогаче покупают и иномарки, но, как правило, новые, в кредит. Праворульные машины тоже есть, но мало, и смотрятся они на фоне засилья «жигулей» и новых иномарок все же экзотично.
А на другом конце России тоже есть горы и море, но человек на «жигулях» смотрится там еще страннее. Потому что на рынке по цене новых «жигулей» можно купить машину, которая будет не только долго и верно служить хозяину, но и доставлять ему эстетическое удовольствие. К тому же починить «бэушного» «японца» в Приморье так же просто и дешево, как отремонтировать «жигули» в Тольятти.Есть еще кое-что, что заставляет жителей Приморья так любить праворульные японские машины: для многих они являются не только надежным средством передвижения, но и источником заработка. Как шахта для шахтера, море для рыбака или завод для рабочего. Для них праворульная японская тачка – это больше чем просто железка. Это стиль жизни, олицетворение свободы, мечта, кормилица. Часть жизни, одним словом. И винить их я не могу, хотя, возможно, не до конца понимаю.
В общем, и те и другие правы, и у тех и у других – своя правда и своя логика. Поднятие пошлин на иномарки вряд ли сильно поможет тольяттинским заводчанам (продукция «АвтоВАЗа» по-прежнему раскупается на 100 %), а жителям Приморья не нужна бесплатная доставка «жигулей» (добровольно, они на них, увы, уже просто не сядут). Между тем проблема до банальности проста: несмотря на продолжавшийся до последнего времени автомобильный бум, население нашей страны все еще слишком бедно, чтобы позволить себе массовое потребление новых современных автомобилей. Поэтому естественной рыночной альтернативы морально устаревшим, но дешевым «жигулям» и подержанным иномаркам для массового российского покупателя, увы, нет. Единственным решением подобной проблемы может стать удовлетворение спроса на современный доступный и комфортный транспорт.
Чтобы удовлетворить потребности рынка, скажем, в 3 млн автомобилей, достаточно было в дополнение к уже существующим построить примерно 10 заводов мощностью 100 тыс. автомобилей и стоимостью около 200–300 млн долларов каждый, то есть затратить какие-то 2–3 млрд долларов, заработанных в период «дорогой нефти». Для реальной поддержки отечественного производителя нужно было навести порядок в российском автопроме, модернизировать его для выпуска современной продукции. Или хотя бы привлечь производителей качественной массовой автопродукции, обеспечивающих достойные рабочие места, в том числе и в Приморье. Не говоря уже о повышении покупательной способности населения до уровня, адекватного владению новым современным автомобилем. Это сделано не было. Теперь, в условиях кризиса решать проблемы будет сложнее.
Все остальное – меры вынужденные, неестественные и поэтому, в конечном итоге, неэффективные. Они не принесут ничего, кроме общего повышения цен на автомобильном рынке и напряженности в обществе. Невозможно заставить людей добровольно покупать то, что им не нравится, или то, что им не по карману. Выход не в заградительных пошлинах на доступные «бэушные» иномарки, а в построении собственной эффективной автопромышленности, производящей конкурентоспособную продукцию, которую люди с удовольствием покупают. К сожалению, эта задача в нашей стране пока не решена. По разным причинам отечественный автопром пока не может удовлетворить потребности населения в доступном, современном и экологически чистом транспорте.
Вины простых работников автопрома в этом нет. Причина сегодняшней ситуации – в отсутствии долгосрочной стратегии развития автопрома, в недальновидности и некомпетентности руководства различного уровня, начиная от мастера и директора завода и заканчивая руководителями корпораций и государства. Это стало возможным из-за того, что рабочие и потребители, то есть общество, были слишком долго исключены из процесса принятия соответствующих решений. Не пора ли исправить эту ошибку? Почему во всем мире пользуются успехом европейские и японские автомобили? Не потому ли, что они собраны людьми, получающими достойную заработную плату и уважающими себя, свой труд и своего потребителя? Эти рабочие, кстати, сами являются потребителями собственной продукции, поэтому и делают ее буквально как для себя, чего пока нельзя сказать о десятках тысяч рабочих российского автопрома. Такая модель экономики, при которой создающие материальные ценности не способны их приобрести, неизбежно должна была привести к кризису, плоды которого мы сегодня пожинаем.
Чтобы выйти из кризиса, ситуацию необходимо изменить. Вот почему требование трудящихся достойной оплаты труда – в интересах не только их самих, но и общества в целом. Выразить это требование в непростых условиях кризиса до недавнего времени было некому, кроме настоящих, свободных профсоюзов. Однако поднятие пошлин на иномарки, видимо, всколыхнуло и другие части общества – автовладельцев Дальнего Востока и не только. Возможно, это заставит власть посмотреть на проблему с другой стороны и вынудит искать более эффективное долговременное решение, чем заградительные пошлины и дубинки ОМОНа.