Вчерашние события в Бирюлёве воспроизвели до боли знакомую схему. Она весьма точно описывается с помощью известной армейской нормы: «Наказать невиновных, наградить непричастных». В роли невиновных оказываются рабочие мигранты из Средней Азии, против которых и был направлен гнев погромщиков. В роли же непричастных, — националисты, извлекающие из всей этой ситуации немалый политический капитал. Реакция левых в данном случае поражает не только своей неадекватностью, но и ужасной предсказуемостью. Комитет за Рабочий Интернационал уже провёл пикет с дежурным лозунгом против ущемления прав мигрантов. С другой стороны, многие, следуют шовинистической логике, которую задаёт в своей статье «Чокнутый интернационализм» Сергей Копылов. Мол, борьба с мигрантами – это не что иное как классовая борьба русского пролетариата. Здесь явно не хватает чёткого, грамотного, и даже несколько циничного классового анализа. Попробуем хотя бы немного восполнить этот пробел, сконцентрировавшись, в первую голову, на таком явлении как этническая преступность.
Итак, наши граждане, несмотря на то, что давно уже живут рядом с выходцами с Кавказа и из Средней Азии, упорно не желают видеть никаких – ни классовых, ни культурных, ни национальных, ни даже расовых различий между ними. А различия эти огромны – как говорят на востоке, шайтан спрятан в деталях. Социологу этот факт должен говорить только об одном – о чудовищной сегрегации и атомизации общества. Для человека, который и своего соседа по этажу-то не всегда знает, подметающий улицы узбек и торгующий в ларьке таджик сливаются в одно целое с владеющим этим самым ларьком армянином и проносящемся мимо на крутом BMW дагестанцем. Такому человеку, в принципе, бесполезно говорить, что вообще-то нет никаких дагестанцев, а есть десятки народов и народностей: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки и многие другие.
К чести наших сограждан, они обнаруживают больше понимания, когда речь заходит уже о классовых различиях. По крайней мере, до тех пор, пока гнев не застилает им взгляд. Тем не менее, не мешает дать некоторую общую картину. У автора статьи довольно богатый опыт общения с разными народами России и выходцами из республик бывшего СССР. С одной стороны, это годы, проведённые в стенах Российского Университета Дружбы Народов, а с другой – опыт совместной работы с трудовыми мигрантами в качестве курьера, землекопа и разнорабочего на стройке.
Масса выходцев с Юга чётко делится по классовому признаку на крупную буржуазию, мелкую буржуазию и пролетариат. Первые, надо сказать, мало отличаются по своему образу жизни и интересам от своих русских собратьев. Они ворочают миллионами и миллиардами, ездят в Ниццу и Сан-Тропе, пользуются элитными эскорт-услугами. И ни Коран, ни адат – как на Кавказе называют нормы обычного права – не мешают ни азербайджанцу Вагиту Алекперову, ни узбеку Алишеру Усманову, ни чеченцу Умару Джабраилову наслаждаться своими скромными буржуазными радостями. Нет каких-то существенных отличий и в происхождении их богатств, и в том, как они ведут свой бизнес. Он – как и у любого российского и зарубежного олигарха – даже по либеральным меркам в немалой степени криминален.
Национальные преступные сообщества, коих в России немало, занимают уже следующий, нижний этаж класса буржуазии. Но и здесь царит интернационализм в плане приятия общих правил криминальной жизни. Более того, скажем, грузинские «воры в законе», пользуются и поныне высочайшей репутацией в преступном мире как хранители «старых воровских традиций». Что уж говорить о пресловутом Деде Хасане, которого оплакивал, кажется, весь российский истеблишмент. Конфликты, вспыхивающие между этническими преступными группировками – включая, кстати, русские или татарские, не нарушают общего мирного сотрудничества и служат лишь для поддержания сложившегося разделения труда. В конце концов, ворон ворону глаз не выклюет. Некоторые национальные особенности в этом разделении всё же учитываются – так например чеченские группировки монополизировали оборот самого страшного наркотика — героина. Не последнюю роль сыграла закрытая тейповая (тейп – это по-чеченски род, клан) структура общества, что обеспечивает надёжность деловых контактов в этом опасном деле.
Отметим, что именно вокруг двух слоёв «нетитульной» буржуазии и формируются те пресловутые диаспоры, с которыми автор статьи имел несчастье столкнуться во время учёбы в университете. В жизни большинства этих диаспор – включая также африканские, латиноамериканские или арабские, есть немалая криминальная составляющая. Как минимум, речь идёт о коррупции – ну как не пособить родному человечку. Несколько тысяч долларов на стол – и бездельник из богатой и знатной семьи может продолжать своё приятное времяпровождение в многочисленных университетских кафе и в лучших ночных клубах столицы. Максимум, что требуется от него самого– приползти в кабинет ректора на коленях и в который раз клятвенно пообещать ему больше не прогуливать пары. Дальше, больше – нелегальная торговля, лёгкие наркотики, травматическое оружие, по праздникам – массовые межэтнические драки. Для тех, кто интересуется такими зрелищами: каждый год в начале мая в Университете Дружбы Народов проходит традиционная драка между армянами и азербайджанцами. С оружием, так что будьте осторожны. Что ж, и здесь надо подчеркнуть крепкую спайку местных и приезжих – не будь университетское начальство и местная полиция в доле, всего бы этого просто не было. Есть она и среди студентов – вплоть до того, что русские мальчики-мажоры и гламурные девочки перенимают привычки, стиль одежды и речи у своих южных друзей, что автор статьи неоднократно наблюдал в том же РУДНе.
Для нашего анализа важно и то, что этнические группировки играют немалую роль в организации нелегальной трудовой миграции, выполняя, фактически, роль работорговцев. Конечно, большая часть ввезённых в Россию трудовых мигрантов – формально свободные работники, но немалое число приезжих становится самыми настоящими рабами. И если положение первых иначе как рабским не назовёшь, то каково приходится настоящим рабам? В ноябре 2012 года сеть потрясло неслыханное, казалось бы, событие – группа активистов освободила в магазине на Северо-востоке Москвы более двух десятков рабов. Что характерно, «хозяева» их тоже были выходцами из Средней Азии, но уже заполучившими себе российское гражданство. Девушек, подневольно работавших в их магазине и их родившихся в неволе детей «предприниматели» из Казахстана вполне серьёзно считали своей собственностью.
Не следует забывать и о сексуальном рабстве – извечном спутнике проституции как сегмента криминального бизнеса. Этнические группировки принимают самое живое участие в экспорте «живого товара» в Европу и арабские страны. Да, в цивилизованной и Франции – как рассказала автору статьи во время поездки в Ниццу его квартирная хозяйка – проституция держится во многом на рабынях из Африки и стран Восточной Европы, в особенности из России и Украины. Честная и неподкупная французская полиция умывает руки – ведь у девушек нет при себе никаких документов.
Если спуститься ещё этажом ниже, то можно увидеть огромную мелкобуржуазную массу – здесь и бездельничающая кавказская молодёжь, и мелкие бандиты, и простые лавочники. Все они накрепко привязаны к верхним этажам пирамиды – кто страхом, кто общим делом, а кто и узами родства. Чаще всего все три фактора работают вместе. Обозначенные выше мелкобуржуазные типажи являются во многом универсальными: Ассириец-сапожник в России крайне похож на своего коллегу на Украине, а стайки слоняющейся по улицам Ниццы и Антиба кавказской молодёжи напоминали автору об улице Миклухо-Маклая где-нибудь в начале июня, создавая у него острое чувство déjà vu. Что ж, молодёжь эта далеко не безобидна – чаще всего именно эти мальчики-мажоры провоцируют драки, о которых потом трещат в СМИ. Именно они хватают на улице русских девчонок, создавая всем выходцам с Юга репутацию насильников и убийц. Исключения, в виде нашумевшего дела Анны Бешновой, только подтверждают правило. Тем более что серьёзный разбор обстоятельств дела будет явно не в пользу самой Анны и националистов, превративших эту 15-ти летнюю девушку в мученицу за дело «арийской расы».
Кстати, именно анализ распространения изнасилований и позволит вскрыть вопиющую ложь националистической пропаганды о том, что якобы большинство преступлений совершается приезжими. Той самой пропаганды, которую использовали в своих программах все кандидаты в мэры Москвы – что Собянин, что Навальный, что Мельников. Наука криминология говорит нам, что в подавляющем большинстве случаев насильник и жертва – люди друг другу далеко не чужие, то есть родственники, друзья, коллеги по работе и так далее. Как минимум – собутыльники. Оперативники, работающие на местах, отмечают, что, опять же, обычно речь идёт не о каком-то циничном изуверстве, а о ситуации, когда девушка просто не смогла остановить своего зарвавшегося кавалера. Корректно ли считать это изнасилованием – вопрос для отдельной статьи. Также следует учитывать высокую степень этнической и классовой сегрегации в нашем обществе, особенно по отношению к приезжим.
Надо сказать, что большая часть приезжих с Юга, то есть трудовые мигранты из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, просто физически не могут выдавать на гора столько изнасилований, сколько им приписывает националистическая пропаганда. Объясняется это просто: после 12-14 часов тяжёлой работы у любого нормального человека есть только одно желание – что-то перекусить, помыться и поспать. Куда уж тут до амурных подвигов? Эмоциональный фон в среде трудящихся мигрантов, в том числе семейных, довольно напряжённый. Нередки и конфликты, в том числе и с противоположным полом. Впрочем, если женщины-мигранты и становятся жертвами насилия со стороны своих же сородичей, они, по вполне понятным причинам, в полицию не заявляют.
Что ж, единственное утешение для националистов – те самые мелкобуржуазные бездельники, терроризирующие мирное население. Но они-то давно обзавелись российским гражданством и столичной пропиской. Теоретически, это может несколько выправить – хотя и ненамного – криминальную статистику в пользу ультраправых. Тем не менее, и в этой ложке мёда заложена целая бочка дёгтя: немалая часть зигующей молодёжи – это выходцы из получивших гражданство и прописку буржуазных семей приезжих, и это вполне логично. Может быть, справедливости ради, занести фашиствующих молодчиков, «борющихся за чистоту расы» в статистику этнической преступности – армянской, дагестанской, узбекской? Какой угодно, но не русской. Статистика от этого будет только в плюсе. Только вот обрадует ли их такой бюрократический кульбит? Ведь таким образом получается, что мигранты одного поколения бьют мигрантов другого поколения. Просто и без сантиментов.
Судя же по некоторым обстоятельствам погрома в Бирюлёво ситуация может быть ещё более неприглядной: Ряд фактов говорит в пользу того, что имела место обыкновенная разборка между двумя этническими группировками за контроль над рынком. В конце концов, если бы это была действительно вспышка народного гнева, то жители взбунтовались бы сразу же после убийства Егора Щербакова, но никак не через три дня. Или, как вариант, уже через месяц после преступления, когда стало бы действительно очевидно бездействие правоохранительных органов. Подозрительно и то, что атаке подвергся не рынок, где в воскресный день действительно находилось много мигрантов, а овощебаза, на которой в то время была только охрана. Всё это очень напоминает акцию устрашения из арсенала обыкновенных рэкетиров. Если последняя версия окажется истинной, то это совершеннейшим образом дезавуирует наших ультраправых, которые покажут себя банальными наёмниками.
Выводы напрашиваются сами собой: Во-первых, в буржуазной среде нет никакой непримиримой вражды между представителями разных народов бывшего СССР. Есть лишь разделение сфер влияния в рамках делового сотрудничества. Во-вторых, криминальный мир, являющийся органичной и неотъемлемой частью современного капитализма, тоже вполне интернационален. Не менее важно и то, что в России организованная преступность является своего рода связующим звеном между разными прослойками и группами внутри общества, смягчающим существующую в нём сегрегацию. Таким образом, как таковой никакой этнической преступности у нас нет, а есть одна на всех преступность и один на всех капитализм как её источник. За спиной лоботряса на BMW стоит не только бай из диаспоры, но и русский полицейский начальник, русский чиновник из мэрии или ВУЗа и, в конечном счёте, весь наш буржуазный режим. Именно эту нехитрую мысль и надо внушить массам, причём, чем быстрее, тем лучше. Что же до националистических группировок то они-то как раз и не могут существовать без «приезжих» буржуазных элементов. Среди последних есть немалый спрос на услуги погромщиков, а спрос, как известно, рождает предложение. Дальнейшие выводы из этого читатель может сделать и сам.