Минувшее лето было весьма неспокойным для левого правительства Французской Республики. Темы растущей безработицы, предстоящей пенсионной реформы и модернизации уголовного законодательства преследовали представителей парламентского большинства даже в отпускной период. Но несмотря на все попытки энергично исправить кризисную социально-экономическую ситуацию, пока что у Франсуа Олланда и его министров мало что получается.
Опросы общественного мнения подтверждают тенденцию падения популярности президента и правительства. Лишь 30% французов считают, что основная правительственная сила — Социалистическая партия (СП) — в своей повседневной деятельности руководствуется интересами обычных сограждан. А ведь накануне победы Олланда в 2012 г. так считали почти 55% респондентов.
Как это часто бывает с западными руководителями, Олланд, похоже, пытается компенсировать неудачи во внутренней политике излишней внешнеполитической активностью. Но в этом мире всё взаимосвязано. Скажем, твёрдая левая внутриполитическая линия президентов Венесуэлы, Боливии и Эквадора совершенно логично соотносится с их независимым и антиимпериалистическим внешним курсом. Ну, а социал-либеральная парадигма современной внутренней политики во Франции полностью сочетается с тем евроатлантическим направлением внешней политики, которое доминирует сегодня у французской дипломатии.
В самом конце августа Олланд, выступая на традиционной ежегодной конференции французских послов и высокопоставленных дипломатов, подтвердил, что сущность республиканской дипломатии в ближайшее время не изменится. На взгляд главы Франции, гражданская война в Сирии «угрожает сегодня миру на планете». Олланд убеждён, что «химическая бойня в Дамаске не должна остаться без ответа». Поскольку с виновником, по мнению официального Парижа, всё ясно, необходимо в скорейшее время осуществить точечное военное наказание режима САР и одновременно ещё больше интенсифицировать военные поставки вооружённой сирийской оппозиции.
Здесь Олланд может рассчитывать на солидарность своей партии. Член Национального бюро соцпартии, министр иностранных дел Лоран Фабиус квалифицирует сирийский баасистский режим как «самую большую опасность для мира на Ближнем Востоке» (наряду с Ираном, конечно). Первый секретарь СП Арлем Дезир, критикуя «инертность» правых политиков в отношении возможного «удара возмездия» по сирийским военным, говорит о том, что оставить всё, как есть, явилось бы проявлением «духа Мюнхена». При этом и Олланд, и другие высокопоставленные социалисты словно забыли, что в их предвыборной платформе 2012 г. весьма чётко говорилось о том, что, в случае их прихода к власти, Франция будет участвовать в международных военных операциях только при наличии соответствующего мандата Совбеза ООН.
Олланд, говоря о необходимости осуществления активных действий в Сирии, ссылается на успешную, с его точки зрения, операцию французских военных в Мали. Президент Франции утверждает, что там, за первые восемь месяцев 2013 г., «мы сумели обуздать террористов, обезопасить страну и заставить её вступить на политический переходный путь». Вероятно, так же бывший лидер французских социалистов хотел бы действовать и в Сирии.
На встрече с послами Олланд отдал дежурную дань приоритету международного права, тут же, правда, подчеркнув, что в современном мире оно обязано меняться, а на первый план должен выходить некий гуманитарный принцип — «ответственность защищать» (гражданское население). В своём выступлении, говоря об этом принципе, президент Франции призвал ООН обратить первостепенное внимание на ситуацию в Демократической Республике Конго и ЦАР. Франция, во всяком случае, готова оперативно вмешаться и во внутренние конфликты этих странах. Олланд призвал европейские страны — в лицо многочисленным вызовам делу безопасности в Африке — усилить военную помощь африканским государствам.
Отметим, что идёт ли речь о Сирии, Африке или иранской ядерной программе (разумеется, нетерпимой и опасной для Парижа), Олланд всякий раз повторяет, что по всем этим «горячим» сюжетам французская дипломатия действует и будет действовать в тесной связке с Вашингтоном. В самом деле, кто теперь в Париже вспоминает предвыборное обещание соцпартии «инвентаризировать» вопрос о полноценном членстве Франции в НАТО? Всеми своими практическими действиями Олланд показывает верность атлантизму и курсу на стратегический союз с США. Одновременно президент Франции подтвердил высокую степень политического сотрудничества Парижа с Берлином (по его словам, сегодня «Франция и Германия неотделимы друг от друга») и Лондоном.
Париж, заявил на недавней конференции Олланд, будет и дальше уделять повышенное внимание т.н. поднимающимся державам. Особое внимание при этом в своём выступлении глава республики уделил Китаю. С ним Франция будет развивать активное сотрудничество в мирной ядерной сфере и области энергетики, одновременно реализуя курс на ликвидацию крупного дефицита в двусторонних торговых отношениях. Отношения с Японией квалифицируются как «стратегический партенариат». С Индией Франция намерена взаимодействовать прежде всего в оборонной и культурной сферах.
В отношении же России Олланд сказал несколько витиевато: «Мы знаем, что нас сближает — история, экономика, культура, но также — что отдаляет». Конкретизировать президент-социалист не стал, но так как сразу же после этих слов завёл речь о непременной приверженности Франции делу прав человека, то догадаться не сложно…
Итак, в глобальных вопросах никакого особого «социалистического оттенка» нынешняя внешняя политика Франции не несёт. Может быть, этот оттенок можно найти применительно к европейской интеграции? Ведь Олланд избирался в прошлом году под громкими лозунгами переориентации ЕС. Номинально тезис о переориентации сохраняется в словаре французской власти. Но тут же Президент Ф. Олланд рассуждает о необходимости координации политики с другими странами Евросоюза и европейскими институтами. Видимо, Олланд до последнего надеялся на победу в Германии братской Социал-демократической партии. Теперь же, когда предельно ясно, что этого не произойдёт, он заявляет, что какими бы ни были правительства Германии и Франции, общий долг и даже обязанность обеих стран — совместно нести будущее Европы.
Олланд ни в коей мере не взял под сомнение те пакеты мер «экономической строгости», которые так сильно ударили по наёмным трудящимся и пенсионерам в странах Южной Европы. В то же время он всерьёз, как и многие правые политики в ЕС, защищает принятие бюджетного пакта и заключение Банковского союза, хотя сегодня всем очевидно, что эти соглашения лишь консолидируют неолиберальную ориентацию, доминирующую в Евросоюзе.
Одновременно президент призвал упростить ЕС. Что тут имеется в виду? С точки зрения Олланда, нужно поставить на ноги институт стабильного председательства Еврогруппы, добиться, наконец, запуска «экономического правительства» для еврозоны, двигаться по пути налоговой и социальной гармонизации, а также к установлению в масштабах всего ЕС минимальной заработной платы. Параллельно были повторены уже звучавшие ранее лозунги о необходимости создания в рамках ЕС «Сообщества энергии» (оно должно гарантировать сотрудничество энергосетей европейских стран, безопасность снабжения энергией и в то же время защиту природы) и развитии совместной «европейской оборонной промышленности». В этих предложениях можно найти отдельные социальные элементы, но в целом они не доминируют.
В определённой степени Олланд порывает с заветом Франсуа Миттерана. Дело в том, что Миттеран (президент Франции 1981-1995 гг.) был категорическим противником «Европы двух скоростей». А вот Олланд открыто отстаивает модель «дифференцированной Европы», в которой более «передовые» государства могли бы строить отношения друг с другом на качественно иной основе, чем все остальные. «В такой Европе ритмы, содержания и даже правила принятия решений были бы отличными», — весьма откровенно заявил Олланд.
«Посольская конференция» 2013 г. лишь подтвердила внешнеполитическую стратегию Олланда. В заключение своего выступления президент пафосно отметил: «Франция решила везде осуществлять свою ответственность во имя самой себя и равновесия мира». Для этого Франция, по словам Олланда, должна быть — при поиске политических решений, поддержке справедливости, оказании помощи бедным странам и т.п. — «повсюду в движении». Но, как правильно подметил известный специалист по международным отношениям Бертран Бадье, «мы строим нашу дипломатию на навязчивом призвании высшего судии и поборника справедливости…». Судии, добавим от себя, действующего объективно в рамках неолиберальной парадигмы.