Украину не удалось убедить в преимуществах Таможенного Союза, поэтому делаются заявления о том, что она просто стала ему ближе. Однако вполне возможно, что Киргизия и Украина примкнут со временем к ТС в его нынешнем виде, оставаясь при этом членами ВТО. Дурной пример здесь подала Россия, и её экономика страдает от членства в ВТО, поскольку доступ на рынок иностранным товарам облегчен. ТС пока остается источником надежд, но не основой независимого экономического развития стран региона.
В целом же процесс интеграции движется медленно: недавняя встреча в Астане это вновь показала. Расчет на построение нового пространства к 2015 году ― это план, построенный на уверенности в хорошей конъюнктуре для ищущих общего рынка режимов. Символично, что виновник развала общего пространства, именуемого СССР, Михаил Горбачев получил в России высшую награду. Дал её прошлый президент ― Дмитрий Медведев. Со своей ориентацией на рынки ЕС, Китая и нормы ВТО страны-партнеры по ТС напоминают лебедя, рака и щуку из басни Крылова. Они пытаются тащить воз, но могут лишь изобразить, но не исполнить вполне согласованные действия. И вина здесь не лежит просто на чиновниках, якобы допускающих ошибки. Все дело в господстве в России и Казахстане сырьевого капитала и общих периферийных ориентирах развития.
Таможенный Союз напоминает резервный вариант для Казахстана и России, и встреча в Астане ничего здесь не изменила. Были сделаны дружелюбные оптимистические заявления, но ТС сохранил вид урезанного проекта. Возможно, именно это усиливает колебания Украины. Правительство этой страны знает, что как бы ни были скромны успехи евроазиатской интеграции, они заставляют Евросоюз нервничать. Причина тому ― кризис самого этого проекта. Об этом, как и о кризисе всего мирового неолиберального проекта («Вашингтонского консенсуса») говорят многие известные экономисты и социологи, недавно объединившиеся в научной инициативе «Пост-глобализация». Образовавшие ТС страны должны порвать с принципами неолиберализма и сконцентрировать свои усилия на инвестициях в реальный сектор (промышленном возрождении), проводя протекционистский курс.
Намечены новые встречи в рамках евроазиатской интеграции. Однако они вряд ли дадут заметный результат, если страны-партнеры не будут (пусть и медленно) отступать от неолиберальных принципов, от ориентации на подчиненное, периферийное развитие. Правда, случиться это может лишь под давлением проблем на мировом рынке. А главным врагом ТС выступает ВТО, поскольку вместо уязвимой открытости для развития постсоветским экономикам необходимы защита и расширение.
Создание Таможенного Союза произошло на волне оптимистических ожиданий. Однако спустя немало времени перспективы сотрудничества выглядят спорными. Нужна коррекция процесса. Однако Белоруссия и Казахстан, вероятно, имеют разное видение перемен. Договориться будет сложно, и еще сложнее будет обеспечить развитие проекта.
В ТС только Белоруссия стремится к жесткому протекционизму, который и необходим для развития входящих в таможенный блок экономик. Однако у Лукашенко и Назарбаева давний союз по лоббированию своих интересов в переговорах с Москвой, у которой другой козырь: большой рынок и сильные монополии. Но недавняя встреча первых лиц в Астане обещала скорее стать проблемной, а не результативной. Вопросы пока удается ставить, но не решать. Итоговые декларации выглядят умиротворяющими и оптимистичными, но ТС как проект не может развиваться в рамках «мирного сосуществования» с ВТО и неолиберализмом вообще.
Беда стран-партнеров по ТС в нетвердой ориентации на сближение. Кто-то смотрит на Китай, кто-то равняется на европейский рынок и ВТО. ЕС и система неолиберальной гегемонии Соединенных Штатов находятся в кризисе. Интеграционная ориентация на них, или на Китай ― экономику промышленной периферии Запада ― не просто рискованно, а бесперспективно с точки зрения развития.
Итак, с развитием в рамках ТС далеко не все выходит гладко. Мешает членство России в ВТО, стремление Казахстана быть поближе к КНР ― мешает непоследовательность правительств. При этом Россия хочет быть эффектным лидером, а спад в её экономике и конфликт Кремля с правительством Дмитрия Медведева создает условия для пересмотра политики соединения евроазиатской интеграции с членством в ВТО. Но будет ли этот пересмотр в ближайшее время?
У Белоруссии и Казахстана проблема, аналогичная российской. Они ощущают признаки кризиса в экономики и хотели бы, ничего качественно внутри стран не меняя, решить эти проблемы в рамках интеграции. Скрытые от публики споры о том, кто может стать президентом Евроазиатского Союза, только затрудняют решение конкретных хозяйственных проблем.
Курс должны менять все, новую согласованную таможенную политику и инструменты стимулирования спроса должны создавать все, но они этого не могут сделать. Растет неудовлетворенность результатами сближения, но никаких рецептов руководители стран не называют. Они лишь спорят по второстепенным вопросам, забывая, что от них ждут именно выработки коллективной стратегии развития, а не деклараций и раздачи портфелей.