Сегодня, 6 мая 2013 года прошел митинг на Болотной площади в Москве, приуроченный к годовщине Марша миллионов. Напомним, что ровно год назад во время проведения нашумевшей акции протеста и после нее, произошли многочисленные столкновения протестующих с полицией.
Митинг стартовал с провозглашенной минуты молчания в память о рабочем, погибшем во время установки сцены. На него упала колонка, весом несколько сотен килограммом, в результате чего он сразу же скончался.
Трагедия явилась причиной отказа от использования сцены — «в связи с проведением следственных действий, организаторы акции решили использовать грузовик, на который установлена звукоусиливающая аппаратура», — как сообщает Русская Служба BBC.
Данные о количестве митингующих неоднозначны и противоречивы в различных источниках: в полиции заявили, что численность участников митинга на пике составила восемь тысяч человек; некоторые оппозиционеры оценивали число участников в 50 тысяч человек. Исходя из статистики оппозиционных блогеров, насчитано порядка 27 с половиной тысяч человек.
Список выступающих не внес новаторство в атмосферу митинга.
Среди выступающих нельзя оставить без внимания Алексея Навального, который заявил, что не прекратит говорить то, что думает, сколько бы уголовных дел на него ни завели. Актриса Лия Ахеджакова зачитала со сцены письмо одного из арестованных фигурантов «болотного дела» Владимира Акименкова. Оппозиционер Борис Немцов заявил, что «на митинге не будет приниматься резолюция, после чего зачитал требования, в том числе освободить политзаключенных и запретить президенту избираться более двух раз в жизни», — передаёт Лента.ру.
Глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин, выступая на митинге, предложил создать «коалицию Болотной площади» на выборах всех уровней, а также выдвинуть в кандидаты на пост губернатора Московской области объединенного кандидата от оппозиции — экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова. Сам Гудков, а также некоторые другие участники митинга заявили, что нужно активнее вести агитационную деятельность в регионах.
В ход митинга организаторы включили также «музыкальную паузу» — журналист Олег Кашин исполнил всем известную в оппозиционной среде песню «Гражданской обороны» «Все идет по плану».
Нельзя не осветить действие митинга, развернувшееся среди публики. Общеоппозиционный митинг посетили как представители крайне левых, так и представители националистов. Очевидно, что какая-то часть митингующих пришла поддержать политзаключенных, вторая выступить против ЛГБТ и гастарбайтеров, третья — выступить за права ЛГБТ и гастарбайтеров, другие — соответственно своим интересам.
Особое место среди активистов составили левые: РСД, Левый Фронт, РОТ Фронт, РКСМб, а также левые СМИ — Рабкор и Красное ТВ.
На митинге также присутствовал директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий, который следующим образом прокомментировал протестную акцию:
Митинг был многолюдный, но хаотичный и бестолковый. Даже и не митинг, в сущности, а просто много людей толкалось на площади, — сообщает он. — Для власти плохая новость в том, что протестные настроения не спадают, люди готовы массово выходить на площадь даже тогда, когда всё происходящее явно никуда не ведет и ничего не дает. Но совершенно очевидно, что никакой непосредственной угрозы для существующего порядка и даже для политического руководства страны такая оппозиция и такой протест не представляют.
Левые попытались внести свою лепту в ход протестных мероприятий и сформировали «митинг в митинге», инициатива принадлежала представителям РОТ Фронта.
У «свободного мегафона» выступали О. Комолов, А. Батов, Р. Осин, Э. Британова и другие левые активисты.
В ходе выступления А. Батова, который акцентировал внимание на необходимости смены всей капиталистической системы, на бессмысленности смещения Путина и прихода к власти Навального или Ходорковского, на классовой сути общественных противоречий, возник конфликт между либерально настроенными гражданами и левыми активистами. Выступающих объявили провокаторами и стремились сдать представителям полиции.
Тем не менее, конфликт был исчерпан, и задержаний левых активистов не произошло.
Впоследствии, «свободный мегафон» перешел ближе к центру митинга, и продолжил свою работу, вызывая интерес, и различные мнения и эмоции. Таким образом, простые активисты имели возможность высказаться и быть услышанными, не находясь на сцене рядом с Навальным и Немцовым.
Православные митингующие также не могли не заявить о себе. Православные активисты выкрикивали лозунг «Москва – не Содом» и вбрасывали тематические листовки в толпу. Среди правых радикалов присутствовал лично Дмитрий Энтео.
Конец митинга обозначился задержанием троих активистов в капюшонах. «Товарищ полковник утверждает, что они распрыскивали газ из болончика», — дал информацию в твиттере журналист Илья Шепелин.