Честно говоря, от второго Форума левых сил ничего особенного я не ждал. Опыт международных социальных форумов показал, что на них очень трудно организовать содержательную дискуссию, а главное, нет механизма, позволяющего закрепить организационно результаты этого обсуждения.
Первый ФЛС в январе 2012 года был нужен для того, чтобы продемонстрировать способность московских левых к сотрудничеству и наладить их взаимодействие перед весенней волной массовых протестных акций. Что, собственно, и было достигнуто. Думать, будто из форума вырастет политическая организация или даже устойчивая политическая коалиция, было крайне наивно, хотя у кого-то подобные иллюзии были. Но форум — слишком широкая и рыхлая структура.
На сей раз задача форума была гораздо менее ясна, хотя говорилось про необходимость его расширения до масштабов российского (в первом форуме были почти исключительно москвичи), а кто-то вновь надеялся, что здесь можно сделать шаг к созданию левой партии. Задача расширения географических рамок была выполнена лишь в небольшой мере, потому что всероссийское мероприятие требует совершенно иного бюджета и организации.Зато по ходу подготовки стала вырисовываться другая, гораздо более значимая перспектива: появилась возможность обсудить отношения левых с либералами в рамках протестного движения, а главное, сформулировать позицию по отношению к выборам в Координационный Совет оппозиции, которые затеяли лидеры Болотной площади.
Выборы эти вызвали растущее неприятие в левой среде, но главным образом из-за явно недемократичных методов организации. Надо отдать должное либеральным вождям — они настолько чужды демократии, настолько не понимают её смысла и содержания, что не могут соблюдать демократические правила даже тогда, когда им это выгодно. Но обсуждение методов подготовки к выборам в КС, возмущение по поводу денежного взноса, которого организаторы потребовали от кандидатов, всё это заслоняло гораздо более существенные проблемы.
Обзывая Путина «самозванцем», лидеры Болотной площади не могли не отдавать себе отчет в том, что сами они никем не избраны и никого не представляют. Растущее недовольство среди самих участников протеста надо было хоть как-то погасить, тем более, что некое подобие демократической легитимности нужно либеральным лидерам на случай возможных переговоров с Кремлем. Частные договоренности — одно дело, а публичное подписание соглашений — другое. В правительстве и в оппозиции заправляют люди одного круга, с одинаковыми взглядами и предпочтениями. Но для того, чтобы снять существующие противоречия, им нужно выравнивание статуса.
Большого интереса в обществе инициатива не вызвала и даже в среде активистов особого энтузиазма не заметно. Но зато в левом движении появилась возможность поставить точки над i. Для фигур, чье политическое существование зависит прежде всего от поддержки либеральных масс-медиа, выборы в КС оказались моментом истины. Чтобы продемонстрировать свою ценность и полезность лидерам Болотной площади, надо было любой ценой притащить на выборы левую массовку. Ведь тогда «болотные» могли бы говорить уже не от собственного имени, а от имени оппозиции «в целом» и даже от имени «общества».
За последние годы в российских столицах начало складываться некое подобие «буржуазной левой», которая давно существует на Западе. Это неправда, будто капитализм отвергает любую критику и любые ценности, находящиеся в противоречии с рынком. Напротив, эти ценности нужны для оживления культурной жизни и общественной дискуссии так же, как специи необходимы для кулинарии. И чем менее съедобно блюдо, тем больше может понадобиться приправ.
Парадоксальность ситуации «буржуазных левых» в том, что либеральному истеблишменту они нужны именно как левые, как представители «иной идеологии» (в удобоваримых, разумеется, дозах), их популярность в соответствующих кругах, их статус, их «раскрученность» зависят не от собственных интеллектуальных, политических, научных или иных достижений, а именно от способности представлять «левый дискурс» в буржуазной среде. А отсюда необходимость постоянно подтверждать собственную легитимность, связь с реальным левым движением или хотя бы с дискуссиями в этом движении.
В «мирное» время, когда нет серьезных политических событий, совместить одно с другим не так уж сложно, но в условиях кризиса надо делать выбор. Именно это и продемонстрировал второй ФЛС, четко проведя разграничение между собственно левым движением и теми, кто от его лица пытался представительствовать в либеральных кругах. Вопрос о выборах в КС оказался очевидной точкой размежевания.
Вообще удивительно, сколь демагогичными и откровенно манипулятивными были аргументы, выдвигавшиеся сторонниками блока с либералами. Прежде всего постоянно использовалась словесная подмена. Во время Форума и перед ним, его участникам, например, пытались внушить, будто всякий, кто выступает против выборов в КС, является противником выборов вообще. Как будто не видели разницы между выборами в парламент, где действительно все граждане на равных правах выбирают своих представителей, в том числе для политической борьбы против других депутатов, и выборами в руководящий орган единой организации для управления общей политической деятельностью. Или утверждали, будто те, кто призывают бойкотировать выборы в КС автоматически требуют бойкотировать митинги и акции протеста. Или объясняли, что теперь невозможно будет согласовывать участие левых в общедемократических демонстрациях. Но людям на Форуме хватило жизненного и политического опыта, чтобы догадаться, о чем на самом деле идет речь. Если бы вопрос стоял просто о согласовании даты или времени митингов, то устраивать для этого громоздкую процедуру выборов никто бы не стал. А вступать в общую с нашими политическими оппонентами организацию, подчиняясь её руководству и дисциплине — совсем не то, к чему стремятся левые.
Из любимцев либеральных масс-медиа пришел на Форум только Сергей Удальцов. Он открыл заседание громкой митинговой речью, где рассказал об угрозе, которую представляет для России «самозванец Путин», коснулся вопросов личной и сексуальной жизни президента, а затем призвал всех присутствующих выдвигать свои кандидатуры и голосовать на выборах в КС. После чего ораторы один за другим выходили на трибуну, чтобы отмежеваться от Удальцова и отвергнуть его предложения. Даже те, кто защищали выборы, делали это как-то очень странно. Например, представители троцкистского Комитета за Рабочий Интернационал долго осуждали организованный правыми либералами избирательный фарс, а потом призвали в этом фарсе участвовать, чтобы «разоблачать его изнутри». Хотя непонятно, почему нельзя разоблачать извне (в тех же, кстати, социальных сетях, на тех же, кстати, собраниях). Как-то непоследовательно и смешно получается. Хотя фарс он и есть фарс. Для всех участников.
Пламенная речь Ильи Будрайтскиса из Российского социалистического движения, объяснявшего собравшимся активистам, что у нас в стране нет иной политической жизни, кроме той, которую организуют или курируют либеральные СМИ, не произвела на собравшихся особого впечатления. Хотя надо сказать, что оратор очень старался.
Резолюция о бойкоте выборов в КС была принята подавляющим большинством голосов, причем в более жесткой формулировке, чем планировалось сперва. Была убрана нелепая оговорка о том, что к деятелям, которые, вопреки общему мнению, примут участие в выборах, надо относиться с «пониманием».
Разумеется, мы не можем помешать, ни Сергею Удальцову, ни Илье Пономареву, ни Илье Будрайтскису, ни кому-либо ещё из пламенных пролетарских революционеров баллотироваться в руководящие органы либеральной коалиции. Просто, решаясь на такой шаг, они ещё более четко обозначают линию разрыва между собой и собственно левыми. Вряд ли им удастся достичь особенно впечатляющих результатов на выборах, если их не поддержат даже члены собственных организаций — и в Левом Фронте, и в РСД одерживает верх идея бойкота, что было очень хорошо видно по ходу дискуссии до и во время Форума. А главное, не имея возможности обеспечить для лидеров Болотной площади соответствующую массовку, они начинают терять свою ценность и авторитет в тех самых либеральных кругах, внимание и одобрение которых для них жизненно важно.
Людей можно искренне пожалеть, но не жертвовать же нам будущим левого движения, а возможно и российской демократии только для того, чтобы повысить медийный рейтинг нескольких хороших парней…
Напоследок Форум принял решение поддержать левых кандидатов, выдвинувшихся на выборах в подмосковных муниципальных округах, что так же означало размежевание с либералами, ведь в Химках на пост мэра выдвинулся Анатолий Баранов, вступив в конкуренцию с Евгенией Чириковой.
Наконец, прозвучала и мысль о том, что надо бы провести выборы в собственный левый КС. В президиуме Форума эти слова каждый раз вызывали недовольное ворчание, у нас ведь Координационный Совет уже есть. Но дело тут не в названии того или иного органа, а в том, как он формируется, работает и кого представляет. Форум явно отражает настроения левых активистов, но это не то собрание, которое может сформировать полноценное и авторитетное руководство. Регистрация сторонников левого движения и голосование на местах, организованное в каждом городе, в каждом регионе, могли бы изменить ситуацию. Пока левые к этому не готовы, но вполне возможно, что развитие поставит перед нами этот вопрос.
Осень диктует необходимость нового протеста, социальные требования стихийно выдвигаются снизу не благодаря, а вопреки действиям оппозиционных лидеров (включая тех из них, кто по инерции всё ещё считается «левым»). Россия это не только то, что показывают на телеканале «Дождь» и передают по «Эху Москвы». Это не только Первопрестольная столица, где публика увлеченно играет в политические игры, над которыми смеются даже в Петербурге. И для того, чтобы завоевать авторитет в стране, с этими играми надо завязывать.