Софизм о борьбе с Западом или немного о ленинской теории империализма
Лидеры и пропагандисты КПРФ и Левого фронта, поддержавшие спецоперацию ВС РФ на Украине, преимущественно, аргументируют это тем, что современная РФ таким образом борется с Западом. «Разве Запад не разрушил СССР в 1991 году и не подчинил себе постсоветскую Россию», — вопрошают они. «Разве КПРФ не заявляла всегда, что борьба за социализм в российских условиях — это еще и национально-освободительная борьба русского народа?» – продолжают они. «Эту борьбу, – с торжеством в голосе завершают современные «провластные левые», — начал Путин и силовой блок руководства России. Поэтому мы не только можем, мы должны были ее поддержать. Мы ее продолжим и осуществим «левый поворот».
Таков их главный аргумент. Давайте же, как говорится, без гнева и пристрастия, опираясь только на разум, проверим прочность этого аргумента.
Начнем с того, что левые – социалисты и коммунисты никогда не были и не могут быть противниками Запада вообще. Левые – выразители интересов трудящихся, а на Западе тоже есть своя буржуазия и свои трудящиеся. Российские левые были и есть противники западной империалистической буржуазии. Она беззастенчиво грабит и своих собственных, западных трудящихся (встречая с их стороны, правда, серьезный отпор, поскольку у трудящихся Запада есть большой опыт гражданской самоорганизации) и трудящихся незападных стран, стран периферии и полу-периферии мирового капитализма. Причем, последних западная империалистическая буржуазия грабит особенно жестоко, потому что у них гораздо меньше возможностей и сил противостоять грабежу.
Итак, провластные российские левые ставят неправильно сам ключевой вопрос. Надо спрашивать: борется ли современное российское руководство с западным империализмом? Но прежде чем начать ответ на этот вопрос, предлагаю договориться об определениях.
Позволю себе напомнить азы ленинской теории империализма. Империализм – это стадия развития, на которую переходит капитализм, когда он выходит за национальные рамки. Империализм есть такая политико-экономическая система, при которой буржуазия одной страны или группы стран начинает грабить окружающие их страны, присоединять их земли, захватывать экономическими или внеэкономическими методами их хозяйственный потенциал, выкачивать их ресурсы.
Единый общемировой империализм – политэкономическая абстракция. Реально существуют империализмы различных стран и их союзов. Так, в 1914 году существовали немецко-австрийский, англо-французский, американский, российский империализмы. И если один империализм грабит трудящихся другой страны, это не значит, что буржуазия этой страны не может выступать в качестве империалистической по отношению к третьим странам. Так, в начале ХХ века французские сельскохозяйственные фирмы занимались эксплуатацией труда российских крестьян, скупкой по дешевке производимого ими хлеба и вывозом его в Европу. То есть с полного согласия царя и российской буржуазии французская буржуазия занималась империалистической эксплуатацией, говоря по-русски, грабежом русских крестьян (чиновникам, губернаторам и министрам, разумеется, за это согласие неплохо перепадало).
Но и российская буржуазия занималась таким же империалистическим грабежом дехкан Средней Азии (при полном согласии их баев и ханов). Поэтому жертвами западного империализма были в начале ХХ века вовсе не российские буржуа, а российские крестьяне и рабочие (последние трудились по 16 часов в сутки на филиалах немецких концернов за зарплаты, существенно меньшие, чем у германских рабочих тех же концернов ).
Итак, согласно ленинской теории империализма на полу-периферии и периферии мирового капитализма могут быть свои, «маленькие, но гордые» империалистически-буржуазные элиты. Они могут вступать в конфликты с империалистической буржуазией метрополии, то есть Запада. Эти конфликты даже могут выливаться в войны, вспомним противостояние российского и германского империализмов в 1914. Тем не менее это не позволяет говорить об их борьбе против западного империализма как о национально-освободительной антиимпериалистической борьбе. Ведь борьба эта ведется незападным империалистическим правительством и во имя интересов незападной империалистической буржуазии. Более того, в соответствии с русской поговоркой «милые бранятся – только тешатся» империализмы, повздорив, вскоре договорятся друг с другом. Конфликта не на жизнь, а на смерть между ними быть не может по определению. Зачастую даже ведущиеся боевые действия – с бомбардировками, ранениями и смертями людей — не мешают взаимовыгодному империалистическому гешефту между «воюющими» сторонами. Современная ситуация – яркое тому подтверждение.
Предлагаю взглянуть, например, на статистику по продаже Евросоюзу российского газа за последний месяц (в течение которого, напомним, идет спецоперация). Так, официальный канал агентства экономической информации «Прайм» (медиагруппа «Россия сегодня») сообщает: 22 марта (то есть почти через месяц с начала спецоперации!) транзит российского газа в Европу через территорию Украины приблизился к максимальным контрактным обязательствам «Газпрома». Заявки России на прокачку газа через газоизмерительные станции «Суджа» и «Сохрановка» составили 107, 5 миллиона кубометров. Напомню, кстати, что договор между «Газпромом» и правительством Украины был подписан в 2019 году на 5 лет, то есть до 2024 года. И после начала спецоперации никто из руководства «Газпрома» и России не заявлял, что этот договор не будет выполняться. В интернете уже шутят «спецоперация спецоперацией войной, а газ по расписанию».
Конечно, глава «Газпрома» Алексей Миллер попал под санкции Минфина США еще в 2018 году, а затем, в 2022, это произошло вторично, но экономисты еще тогда утверждали: «попадание Миллера в список не окажет существенного влияния на бизнес «Газпрома» .
А вот еще любопытный факт, который 16 февраля 2022 года (то есть за неделю до начала спецоперации) обнародовала газета «Ведомости». В начале февраля «Газпром» заплатил Украине 108 миллионов долларов за транзит газа через территорию южной соседки. Причем, должен был заплатить в 2 раза меньше, плата за январь составляла около 55 миллионов долларов. «Газпром» переплатил больше 53 миллионов долларов . Экономические эксперты «Ведомостей» строили разные гипотезы, чтобы объяснить такую невиданную щедрость ведомства Миллера. Теперь, в марте 2022 мы вправе предположить, что причина была банальна: если бы в разгар боевых действий «Газпром» перевел бы Украине еще 53 миллиона долларов за февраль, это вызвало бы взрыв возмущения в российском обществе. Очевидно же что эти деньги украинское правительство потратило бы (а фактически – уже тратит) на покупку вооружений, от которых гибнут российские солдаты и офицеры, задействованные в спецоперации. А так – внешне «все прилично», а в экономических тонкостях «глубинный народ» не разбирается!
Кстати, цена на газ на мировом рынке за последний месяц значительно выросла. По данным лондонской биржи ICE тысяча кубометров газа стоит уже 1 100 долларов. Таких высоких цен не было с 1996 года. Еще прошлым летом эта цена колебалась в диапазоне 250-300 долларов . Причем самый резкий скачок цен произошел после начала Россией спецоперации на Украине.
Таким образом боевые действия не только не мешают российской крупной буржуазии совместно с европейской буржуазией расхищать невосполнимые природные ресурсы России (при том что тысячи населенных пунктов в самой России остаются негазифицированными), они еще приносят российскому крупному капиталу новые миллионные прибыли. А то, что из-за санкций российские газовые бароны будут теперь складировать свои миллионы не в швейцарских и американских, а в китайских и арабских банках, то это ведь не так уж и важно!
Итак, никакой «национально-освободительной войны с Западом» российская крупная буржуазия и связанная с ней политическая элита не ведет. Российская буржуазия продолжает сотрудничать с империалистической буржуазией Запада. В том числе и в деле империалистической эксплуатации российского трудового народа. Крича при этом о патриотизме и о «новой холодной войне».
Впрочем, это не значит, будто между российской и западной крупной буржуазией вообще нет никакого конфликта.
Напомню, что на определенном этапе развития капитализм, окрепнув и набравшись сил, переходит на новую, более высокую стадию развития – империализма. Это касается не только западного, но и любого капитализма. В том числе и такого молодого как российский. В 1990-е новорожденный российский капитализм был слишком слаб. Я бы даже сказал, что он, подобно маленькому ребенку до так называемой «зеркальной фазы», еще не различал своих собственных, индивидуальных интересов и интересов родителей – капитализма Западной Европы и США. Тем более, как и в случае с ребенком, его родители (особенно «папа» — США) заботились о нем, не давали его в обиду, помогали справиться с «советскими реваншистами», передавая огромные суммы, которые помощники Чубайса таскали в коробках из-под ксероксов.
Но вот российский капитализм «вырос из детских штанишек», как пошутил левый аналитик Даниил Тяжкун (один из немногих, кто еще в феврале 2015 предсказал неизбежность «спецоперации» на Украине, основываясь на теории империализма) . И с российским капитализмом произошло то, что происходит со всеми подростками – он начал бунтовать против родителей, самоутверждаться, создавать свое «личное пространство». Или, переходя от психологических метафор к сухому языку политэкономии, он начал превращаться в империализм, пусть и маленький, периферийный.
Сначала в 2004 году от Чубайса и Гозмана мы услышали о «либеральном», «экономическом» российском империализме. Вскоре за попытками экономически контролировать соседние республики бывшего СССР (например, скупая их объекты энергетики, как в случае с Грузией) последовали и армейские спецоперации. Причем нельзя сказать, чтоб противники российского империализма были «безвинными агнецами». Михаил Саакашвили, прикрывавшийся маской демократа и либерала, сам был злейшим грузинским националистом и империалистом, готовым утопить в крови Южную Осетию. В словах российской пропаганды о том, что спецоперация 2008 спасла жизни жителей Цхинвала была большая доля истины (как и в словах современной пропаганды о украинском национализме и его «западных хозяевах»). Но считать, что цели армейских спецопераций российского империализма (с 2008 года до 2022) — сугубо гуманитарные тоже крайне наивно.
Империализм – это военно-политическая и экономическая система, направленная на захват территорий и контроль над ресурсами других стран. Над этой системой надстраивается агитпроп, который толкует действия империалистического государства в удобном для этого государства ключе. Но, как говорит русская поговорка, «шила в мешке не утаишь». Любой идеолог рано или поздно проговаривается о своих истинных целях, особенно, если в качестве идеолога выступают действующие политики, а не профессиональные пропагандисты. Вспомним телевыступления, которые предшествовали спецоперации. Если оставить в стороне рассуждения о борьбе с национализмом и неонацизмом (поскольку это касается идеологии, то требует отдельного рассмотрения), останутся размышления о том, что «Украина — искусственное государство», «Украину создал Ленин» и «в состав Украины вошли исторические земли России». То есть речь идет о территориальных претензиях капиталистической России к своей соседке. Они и являются одной из главных целей спецоперации. В какой форме эти претензии мыслится удовлетворить – в форме ли прямого захвата или создания буферных квазигосударств — видимо, не было решено даже на уровне высшего российского руководства. Да в общем-то это и не важно.
Какие это выгоды принесло бы российскому капитализму?
Израильский политолог Яков Кедми, который является частым гостем на телепрограмме В. Соловьева, в одном из выступлений ясно об этом сказал. В таком случае российским олигархам либо на худой конец государству достанется вся промышленность восточной Украины. А там сконцентрированы основные индустриальные ресурсы Украины вроде запорожского промышленного гиганта «Мотор-Сич» (оборот – около 15 млрд. гр., коллектив – около 30 тысяч человек).
10 марта 2022 года на русскоязычном израильском сайте «Курсор-инфо» появился материал, который редакторы позиционировали как утечку аналитики израильской разведки. Там в качестве экономических целей спецоперации также названы: «введение внешнего управления на большинстве крупных предприятий… национализация электросетей и стратегических объектов электрогенерации: ГЭС, крупных ТЭС, установление контроля за ГТС Украины» .
Бесспорно, российские аграрные бароны желают поставить под свой контроль и значительную часть сельскохозяйственных мощностей Украины (а Украина входит в топ-10 сельскохозяйственных экспортеров). И это уже не говоря о доходах оборонной промышленности, которая получит новые заказы и о появлении сухопутного пути в Крым.
Понятно, что консолидированная реакция Запада на спецоперацию России и активное сопротивление ВСУ ставит под вопрос достижение многих из перечисленных целей. Но это уже касается столкновения человеческих желаний и реальности.
Итак, с одной стороны российская крупная буржуазия вполне устраивает западный империализм как поставщик дешёвых энергоресурсов. С другой стороны ее империалистические аппетиты вызывают у западного империализма раздражение и даже гнев. Западный империализм имеет свои виды на Украину и другие республики бывшего СССР. Западным буржуа самим нужны предприятия и сельхозземли Украины… В этом аспекте между российским и западным империализмом, действительно, конфликт. В этом аспекте руководство России, действительно, борется с западным империализмом. Но борется за что? За интересы своего родного капитала, а не за интересы трудовых народов России и Украины. Настоящая борьба против империализма не может не быть борьбой за возрождение социализма и союза социалистических республик на территории бывшего СССР.
Мне скажут, что западные пропагандисты только и кричат, что «Путин возрождает СССР» (а пропагандисты КПРФ радостно это подхватывают!). Но очевидно, что это не так. Возрождать СССР – это значит, повторю, возрождать социализм. Но даже если бы путем армейских спецопераций удалось собрать всю территорию бывшего СССР, это бы не было возрождением социализма.
Отношение руководства нынешней России к социализму (и даже к мягкому, социальному госкапитализму) общеизвестно. Оно отрицательное. Нами правят сторонники неолиберализма в экономике и авторитаризма в политике. Все, чего они желают — укрепления российского капитализма силовыми методами, путем присоединения новых территорий, путем получения контроля над новыми предприятиями, над газовыми станциями, над сельхозугодьями.
Это, конечно, принесет прибыли аграрным, оружейным, индустриальным, газовым и прочим баронам. Но левые, как уже говорилось, выразители интересов трудящихся. Что же принесет и уже несет спецоперация трудящимся России?
Интересно, что этот вопрос даже не пытаются поставить левые провластные пропагандисты. В их СМИ мы видим одни лишь идеологические разговоры о «борьбе за русский мир». И это объяснимо. Им страшно поставить такой вопрос. Ведь в этом случае все их словесные декорации посыпятся. Нам же бояться нечего и мы этот вопрос зададим.
Допустим, РФ успешно завершит спецоперацию на Украине (что тоже вызывает большие сомнения). Предположим Украина поделена между Западом и капиталистической Россией. На подконтрольных России территориях образована федеративная Новороссия. Центральная и западная Украина объявили о своем нейтралитете и признали Крым и Новороссию. Наступил момент, про который поэт сказал:
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать…
И что же выяснится? Трудящиеся классы России понесли огромные потери. Фактически за счет их жертв олигархия получит свои доходы и прибыли. Как вы сами понимаете, в Российской армии проходят срочную службу или вербуются туда контрактниками отнюдь не представители богатейших семейств. В основном это дети рабочих и крестьян, дети мелких буржуа, причем — провинциалы и сельчане. Крупные города год за годом срывают план по призыву. Идут служить те, кто живет бедно и кто живет в малых городах и на селе. И в их семьи придут (и уже начали приходить) тысячи «похоронок». Еще тысячи вернутся домой инвалидами, искалеченными физически и психически людьми. И десятки тысяч окажутся в положении никому не нужных 20-летних ветеранов. Даже президент предупредил, что безработица вырастет.
Цены уже начали расти сейчас и можно себе представить какого уровня инфляция будет через месяц-другой. Зарплаты и пособия, безусловно, будут отставать. Бороться за свои права трудящимся станет совершено невозможно. Драконовские законы, которые приняла Дума (при поддержке фракции коммунистов!), продолжат действовать. Цензура, которую государство ввело во время спецоперации, также не будет отменена. Все это очень выгодно для буржуазии! Период спецоперации (в случае ее успешного завершения) только укрепит буржуазный авторитаризм и, возможно, отдалит перспективу «левого поворота». Болтать о нем людям, которые голосуют в Думе за аресты оппозиционеров, не просто безответственно, но и крайне цинично!
И я уж не говорю о том, что у России «на кормлении» окажется не маленькая Чечня, а огромная многомиллионная Новороссия! А у ворот предприятий вместе с российскими безработными будут стоять беженцы с Украины, которых капиталисты будут брать охотнее, потому что они просить будут меньше… А это ведь самый оптимистичный, «победный» сценарий….
К такой победе «русского мира» зовут нас некоторые «левые»?
Конечно ни при каких условиях невозможно желать победы западному империализму. Но и бежать впереди колесницы своего «родного» империализма, радостно размахивая красным флагом, согласитесь, странно… Таких «левых патриотов» не спасает даже софизм о борьбе с Западом.
Роман Куницын