В списке известных российских судебных историй одной из наиболее ярких по праву считается так называемое «дело Бейлиса», по которому 10 ноября 1913 года коллегия присяжных Киевского окружного суда вынесет оправдательный приговор.
Сегодня эту историю вновь поднимают российские националисты. Вбейте на «Ютьюбе» фразу «дело Бейлиса» в поисковую строку и сами в этом убедитесь. Прошло сто с лишним лет. По этому громкому судебному процессу написаны десятки книг, изучена каждая строчка следственного дела, проанализированы все свидетельские показания, выявлена вся нелепость обвинительного заключения 1, и тем не менее сегодня, в 2014 году, мы снова видим мрачного вида бородачей, уверенно вещающих о судебном процессе по делу Менделя Тевьевича Бейлиса как о едва ли не самом убедительном доказательстве причастности еврейской нации к чудовищным ритуальным убийствам.
Наверное, в этом и есть отличительная черта фашизма — он, как и религия, не может существовать без наглой лжи и тех, кто готов верить тому, что слышит, и не хочет задумываться о том, что ему говорят.
Взять хотя бы это дело Бейлиса, ставшее еще одним проявлением так называемого «кровавого навета» 2. Обвиняемому инкриминировалось ритуальное убийство мальчика Андрея Ющинского, а если точнее, то умерщвление с целью использовать кровь жертвы в неких таинственных иудейских колдовских манипуляциях. Между тем, любой, кто хотя бы поверхностно знаком с вероучением иудеев, знает, сколь строги там правила относительно каких бы то ни было человеческих выделений (в том числе и крови), которые все считаются нечистыми. Эта религия даже запрещала своим священнослужителям находиться в одной комнате с трупом, не говоря уже о том, чтобы приносить человека в жертву или использовать его кровь 3.
К сожалению, пропагандисты антисемитизма как тогда, так и сегодня прекрасно понимают, что их паства не станет обращать внимание на такие «пустяки». Российский интернет завален материалами самого омерзительного фашистского содержания, особенно гнусного из-за невероятной глупости излагаемых там идей и методов их распространения. Автор этих строк как-то смотрел один из таких фильмов, посвященных Октябрьской революции, а точнее, роли евреев в этом событии. Разумеется, перемены тех лет объясняются заговором, иноземным влиянием и так далее, но что самое любопытное, в конце фильма приводится список известных евреев большевиков с целью показать, насколько нерусской была Октябрьская революция. Каково же было мое изумление, когда в этом списке я насчитал трех (!) Троцких — Лейбу Бронштейна, Льва Троцкого и Льва Бронштейна.
Однако было бы непростительным преувеличением говорить, будто антисемитская пропаганда — удел лишь каких-то малоизвестных маргинальных личностей. Берем книгу, казалось бы, вполне приличного отечественного историка Юрия Емельянова «Троцкий: мифы и личность».
На протяжении нескольких страниц автор зачем-то долго описывает историю еврейского народа, его законы, обычаи, двусмысленные цитаты типа «Иудейское царство погибло… но не царство объединяет нас…» и завершает свои рассуждения, например, таким выводом:
«Вряд ли Лейбу оставили равнодушным рассказы про храброго и сильного Самсона, сокрушившего храм филистимлян, отважного Давида, поразившего Голиафа. Вероятно, он испытывал благоговение перед мудростью древних вождей и царей иудейского народа — Моисея, Иисуса Навина, Соломона».
Или даже таким:
«Приобщая Лейбу Бронштейна вместе с миллионами других детей к библейским текстам, меламеды превращали их в граждан невидимого иудейского государства».
Казалось бы, ну написал, и что тут? Ничего страшного. К сожалению, страшного много. И истеричные «обличения» откровенных экстремистов (например, Юрий Мухин), и аккуратные полунамеки интеллигентного Емельянова, и многое другое приводят, в частности, к тому, что опрос, проведенный в 2011 году организацией «Левада-центр» показал, что антисемитской точке зрения о враждебно настроенных по отношению к России евреях симпатизируют около 40 процентов россиян. Более того, в перечне врагов евреи расположились на третьем месте после чеченских боевиков и Америки.
Остается лишь надеяться, что современным антисемитам не понадобится новый Ющинский, дабы, превратив его в икону наподобие Симона Трентского 4 или Хью Линкольнского 5, получить оправдание для возобновления практики погромов столетней давности.
- Даже такой известный русский националист, как Василий Шульгин писал по поводу дела Бейлиса: «Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинение против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьёт шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом». ↩
- Кровавый навет на евреев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан) для использования их крови в ритуальных целях. ↩
- Лев. 15; Лев. 21:11. ↩
- Симон Трентский — двухлетний мальчик из города Тренто в Южном Тироле, в исчезновении которого обвинили глав местной еврейской общины. 15 человек были сожжены заживо и один умер в тюрьме. ↩
- Хью Линкольнский — якобы убитый евреем мальчик, ставший культовой фигурой в Англии XIII века. ↩