Председатель парламента Молдавии Андриан Канду заявил, что выдвинутый оппозицией вопрос об организации референдума о проведении всенародных выборов президента будет представлен на пленарном заседании парламента в ближайшее время. Об этом он сообщил в ходе брифинга 29 января. По его словам, парламентское большинство приветствует эту инициативу, и она может быть вынесена на обсуждение в законодательном органе во время весенней сессии, которая начнётся 1 февраля.
Напомним, что 20 января в Молдове возобновились массовые протесты. Это произошло сразу после утверждения нового состава кабмина. Требования протестующих — отставка правительства демократа Павла Филипа, роспуск парламента, проведение досрочных выборов в законодательный орган страны, изменение Конституции и переход к прямым выборам президента республики, а также немедленного освобождения политических заключенных, включая “группу Петренко”.
“Проанализировал внимательно требования лидеров оппозиции, проконсультировался с юристами, чтобы сделать конструктивные предложения, основанные на действующем законодательстве. Несмотря на то, что у нас были дискуссии в парламентском большинстве, и не все поддержали это решение, мы согласны организовать референдум по прямым выборам президента. Предлагаем принять в парламенте эту инициативу. Это может состояться на первых заседаниях парламента”, — цитирует Адриана Канду “Sputnik-Молдова”.
Отметим, что в настоящее время президента Молдавии тайным голосованием избирает парламент. Первые два президента страны – Мирча Снегур и Петр Лучинский – были избраны на всеобщих выборах.
Второе требование протестующих касалось отставки руководителей госучреждений. “Мы хотели обсудить это и установить сроки, когда это может произойти. Ситуация в разных госинститутах различная. В ЦИК, например, срок мандата руководителей подходит к концу уже в феврале. Что касается Национального антикоррупционного центра и Нацкомиссии по неподкупности – есть намерение реформировать эти институты и провести конкурс на должность их глав”, — подчеркнул Канду.
Также спикер сообщил, что планируется изменить модель утверждения генпрокурора, а руководство Нацбанка, по его словам, уже находится в отставке, и в феврале необходимо утвердить нового главу НБМ. Канду также сообщил, что политики не в силах решать вопрос освобождения “группы Петренко”, так как не могут вмешиваться в работу юстиции.
Спикер подчеркнул и то, что, согласно действующему законодательству, сейчас парламент не может быть распущен. При этом Канду обратился к протестующим не нагнетать обстановку в обществе: «Они (протестующие) могут делать то, что хотят. Но нельзя играть в демократию, выводя людей на улицу», – сказал он. Канду выразил сожаление, что лидеры объединённой оппозиции не приняли его приглашение встретиться сегодня в 9:00 и обсудить сложившуюся обстановку.
В минувшее воскресенье в ходе антиправительственного митинга в Кишиневе активисты приняли соответствующую резолюцию с требованиями к власти. На выполнение своих требований участники протеста в Молдове дали власти время до вечера четверга, 28 января. В случае невыполнения требований, протестанты угрожали перекрыть национальные трассы, а также вокзал и аэропорт Кишинева.
Власти так и не отреагировали на ультиматум оппозиции с требованием об отставке правительства и проведении досрочных парламентских выборов: он истек в четверг в 17:00. В связи с этим лидеры оппозиции объявили о проведении в пятницу гражданского форума.
— Главное, что произошло в Молдове, и что отмечают молдавские эксперты – это объединение протестов – правого и левого, пророссийского и проевропейского, — комментирует текущую обстановку в Молдове политолог Иван Кочедыков. — Поводом для подобного объединения послужила ненависть к Плахотнюку и купленным им депутатам, в том числе 14 бывшим коммунистам. Его группа, в нарушение законов, собрала парламентское большинство и избрала ночью 20 января премьер-министра Филипа, который тут же собрал вокруг себя правительство и принял присягу.
У протестующих есть целый ряд проблем – недоверие друг к другу, возможность предательства, пестрота коалиции. Но самая большая их проблема – непонимание, что делать дальше. До сих пор основным требованием были выборы. Все понимают, что партии, собранные Плахотнюком, не переизберутся.
Тем временем Плахотнюк начал создавать партии-спойлеры, схожие по названиям с нынешними неподконтрольными ему группами. Филип обещал изменить тарифы на «коммуналку» и газ. Естественно, что в условиях падения цен на энергоносители, эти тарифы должны быть пересмотрены. Кроме того, шла речь о том, чтобы отменить часть налогов, потому что «их все равно не могут собрать».
Некровнородственный родственник Плахотнюка и к тому же спикер парламента Адриан Канду объявил, что готов пойти на уступки по ряду требований протестующих – а именно провести на весенней сессии рассмотрение вопроса о проведении референдума по вопросу о прямом избрании президента. Подобное заявление не тянет даже не полумеру. Президент по молдавской конституции – лицо второго плана без большой власти. Да и к тому же решение отложено.
Неясна также судьба политзаключенного Петренко. Глав коррумпированных учреждений пока не собираются менять. А если посмотреть на список новых назначенцев в министерствах, то легко видеть стандартную для последних лет в Молдове картину – должности замещаются по соображениям политической лояльности Плахотнюку. Потому представители основных протестующих партий не согласились с предложенными Канду уступками.
Между тем, сегодня соберется Гражданский Форум в отеле Jolly Allon в Кишиневе. На нем лидеры протеста обсуждают, что же делать дальше. Призывать к насилию и захватам зданий они не могут – никто в мире не поймет, да и среди населения Молдовы это также не пройдет. Призывать маршировать мимо парламента тоже бессмысленно. Плахотнюк это проигнорирует.
На данный момент наиболее последовательно выступает бывший министр образования Майя Санду, которая предлагает сделать Нацбанк независимым, упростить регистрацию партий (она обещала сделать и свою партию) и, конечно, же позвать европейцев на важные должности и арбитрами на переговоры между властью и протестующими. Пойдут ли они на это – большой вопрос.
У Запада позитивной повестки для Молдовы нет, по крайней мере создается такое впечатление. Главное, чтобы не Россия…. И в России, конечно, это понимают. Европейцы допустили Плахотнюка до власти, и нет гарантий, что, когда его уберут, ситуация резко станет лучше. Россия, в свою очередь, не может участвовать как медиатор из-за своего имиджа.
Западные политики призывают не допускать насилия и помнить о демократии. Вот только Румыния уже пообещала кредиты новому правительству, и в ходе последнего визита Филипа, который он по уже устоявшейся новой традиции начал тайно и ночью, премьеру было рекомендовано в случае обострения протестной активности в Кишиневе объявить в республике чрезвычайное положение, которое предполагает введение комендантского часа, запрет митингов и демонстраций, приостановку деятельности политических партий, цензуру в СМИ. К тому же по межправительственному соглашению, Румыния в случае чрезвычайного положения в Молдове может ввести войска.
Пока не понятно, будет ли это сделано, и к чему приведет. Время также покажет, какую стратегию выберут протестующие. Однако по крайней мере ясно одно: без решительных действий протест утонет, а Плахотнюк останется.