На референдуме 3 декабря более половины датчан (53 %) проголосовали против присоединения Дании к общей политике ЕС в сфере юстиции.
Решение лидеров ЕС о превращении этой сферы из межгосударственной в наднациональную, ограничивая суверенное право датского народа, притом с указанием, что это новшество будет действовать безвозвратно, вызвало шок датчан. Причем не только убежденных противников и скептиков участия Дании в ЕС, но и сторонников проевропейских партий. Так, каждый второй сторонник крупнейшей партии страны, социал-демократической, проголосовал вопреки официальной проевропейской линии партии. То же самое касается каждого третьего избирателя правящей либеральной партии «Венстре».
Рефередум стал не только подтверждением широкого недоверия датчан к наднациональным структурам ЕС, но и вотумом недоверия политическому классу самой Дании.
Казалось, все было в их руках: дружный союз правящей либеральной партии и ведущей оппозиционной партии, социал-демократов. Кроме них, сторонниками присоединения к общей политике EC были также 4 другие мелкие парламентские партии. Мощную поддержку они получали со стороны всех средств массовой информации, а также руководства союза предпринимателей и лидеров датских профсоюзов. Все убеждали избирателей, что, лишь передоверив сферу юстиции органам ЕС, можно противостоять международному терроризму. Их плакаты гласили: «голосуй за предложение правящих сил, иначе ты помогаешь международным уголовникам, педофилам и действуешь во вред доблестной датской полиции!»
Против отказа от суверенитета выступили, с одной стороны, две правые партии: популистская «Народная партия» и неолиберальная «Либеральный Альянс»; а с другой стороны – партии левых сил, «Красно-зелёный альянс — Единый список» и массовое движение за выход Дании из ЕС, которое объединяет коммунистов, социалистов и сторонников ряда мелких центристских партий. Правда, никакого оформленного сотрудничества между этими двумя потоками противников интеграции не было. Каждое вело свою автономную кампанию.
Мощное «нет» имеет много партийных и идеологическикх нюансов. Оно не было отказом датчан от совместной борьбы против преступности в рамках Европола или антимигрантским заявлением.
Наоборот, фактически все партии, и левые и правые (лишь за исключением правополулистской «Народной партии»), выступают за солидарные, совместные действия всех европейских государств по вопросам беженцев. Но они против того, чтобы населению навязывались решения за их спиной.
Левые силы Дании вели свою кампанию в рамках прежней борьбы в защиту демократических прав, против передачи большей власти наднациональным надстройкам. Они указывали, что ЕС это не решение, а сам представляет собой проблему. И финансовый кризис последних лет и повсеместное наступление на социальные и демократические права, достигнутые в борьбе прошлых лет – это результат неолибералной политики тех органов ЕС, которые находятся вне сферы демократического контроля.
Ведущие проевропейские партии во многом сами подготовили себе поражение, сформулировав пакетное голосование. Они свалили в одну кучу самые разные вопросы, по которым в каждой из датских партий есть и сторонники, и противники. Два обстоятельства усугубили их позицию. Одно тактического характера, другое – стратегического.
Во-первых, имея в руках фактически монополию на средства массовой информации, проевропейские партии заболтали основной вопрос референдума. Они отказались обсуждать суть проблемы отказа от сувернитета, сосредоточив аргументацию на запутанных деталях, которые во многом носили гипотетический характер. В ходе предвыборной кампании стало очевидно, что такое упрощение, граничащее с манипуляцией, не убедило избирателей.
Во-вторых, стратегическая ошибка проевропейских партий состояла в том, что они согласились, чтобы впредь по новым решениям ЕС по вопросам юридического характера, датских избирателей не должны были спрашивать. Pешающее слово, мол, должно оставаться за парламентским большинством. А оно стабильно настроено проевропейски, в то время как среди избирателей кризис доверия к системе ЕС. Налицо разрыв между парламентcким большинством с одной стороны, и избирателями – с другой. Но проблема в том, что на парламентских выборах проблемы ЕС не обсуждаются.
Сравнительно активное участие избирателей (72 процента) оценивается и как протест массового избирателя против манипуляции и запугивания в канун референдума.
Обращает на себя и очевидный социально-демографический разрыв в голосовании. За проголосовали состоятельные граждане, жители крупных городов и лица с высшим образованием. Против голосовали в основном трудящиеся, лица среднeго достатка и малоимущие, в том числе молодежь и жители окраин.
Как известно, избиратели Дании и раньше выражали свое недоверие наднациональным институтам ЕС. После вступления в ЕС в 1993 году Дания провела семь референдумов относительно разных аспектов отношений с ЕС. В частности, в 1992 году проголосовали против Маастрихтского договора и потом добились изъятия оговорки об отношениях с ЕС. Это позволило Дании отказаться от евро, не участвовать в совместной обороне, не сотрудничать в сфере юстиции и не вводить единое европейское гражданство. А референдум 2000 г. подтвердил отказ Дании от введения евро.
А жители Гренландии, датской заморской территории, вообще, как только добились статуса автономии в рамках датского королевства, в 1982 г. поставили вовсе вопрос о выходе из состава ЕС на референдум. Проголосовали и вышли из его состава – и ничего, успешно сотрудничают с ЕС, но уже на равных правах, а не как вассалы.
Важно иметь в виду, что хотя вопросы ЕС обычно не рассматриваются на парламентских выборах Дании, описанное выше массовое движение против членства Дании в ЕС, созданное еще в 1991 году и до сих пор опирающееся на сеть местных комитетов сотрудничества по всей стране, является постоянным каналом информации, просвещения и мобилизации широких слоев против власти наднациональных структур ЕС.