Самое странное в истории с бирюлёвской овощебазой то, что левая общественность побежала высказываться по поводу очередного скучного погрома. Какой в этом смысл? По правилам информационной войны, даже отрицательное упоминание играет на руку врагу: главное, чтобы о тебе говорили — не важно, что. Зачем давать ненужную рекламу раскудахтавшимся футбольным фанатам, люмпенам и лавочникам? Что такого особо выдающегося они сделали, чтобы в очередной раз заламывать руки и голосить о страшном и ужасном русском бунте, о наступлении фашизма, расизма, ксенофобии и прочих кошмарных вещей? К чему снова становиться в угол с фигой в кармане в виде порции статей, поясняющих нашу, увы, мало кому интересную позицию?
Но особенно поражают попытки как-то оправдать погромщиков, заявив о их якобы «рабочем составе» и т.п. Интересно, Ярослав Бутаков проводил социологическое исследование в Бирюлёво или среди футбольных фанатов? Откуда у него такие сведения? Или он полагает, что публика удовлетворится отписками в духе «другого в наших городах попросту нет»? Такое бездумное следование стереотипам (в данном случае, стереотипу о рабочих парнях «в трениках с района») недопустимо, когда даже симпатизирующие правым деятели киноиндустрии представляют гораздо более сложную картину (см. х/ф «Около футбола»). Интересно и то, что в заслугу трусливым бирюлёвским хулиганам колумнист Рабкора ставит атаку на «буржуазную частную собственность». Видимо, не пошли в прок тома Маркса, в которых последний настойчиво разъясняет, что собственность — это не вещь (зубная щётка, ларёк, автомобиль, овощебаза), а отношение между людьми.
Однако в нашем распоряжении имеются факты совершенно противоположные Бирюлёву. Так почему мы замалчиваем их? По сообщениям информагенств, 13 октября, параллельно с событиями в Бирюлёво, на овощебазе в Отрадном произошла массовая драка между работниками предприятия (в основном таджиками) и его владельцами из-за невыплаты зарплаты. В связи с этим происшествием полиция проводит проверки. По сообщениям информационного ресурса lenta.ru, в драке участвовало от 15 до 20 человек. Полиция, по разным данным, задержала от 60 до 80 человек.
Перед нами классический пример борьбы за свои трудовые права.
Даже не права — прав-то никаких, судя по всему, у работников овощебазы нет и быть не может. Пример борьбы за свои экономические интересы, за элементарное выживание. Короче, перед нами вспышка классовой борьбы в первозданном виде. Атакован не ларёк, не автомат с колой, не овощебаза и не ящики с мандаринами. Атакованы и побиты хозяин овощебазы – азербайджанец, и охранники-чеченцы. Атакована администрация, отношения капиталистической частной собственности.
Атакованы на самом низком уровне, неумело, спонтанно, неорганизованно. Можно даже предположить, что атака спровоцирована в рамках криминальных разборок с хозяевами московских овощебаз. Но направление удара рабочие выбрали верное, а для этого нужна большая храбрость. Очень хотелось бы поглядеть на погромщиков, которым встретились бы чеченцы из военизированной охраны. Героизм среди наших правых, конечно, встречается, но исключительно массовый, в том смысле, что берут они непременно числом, а не умением, или, упаси господи, смелостью. То есть героизм ими проявляется в том, случае, когда они имеют тысячекратное превосходство над чеченцами или дагестанцами (как это было на Манежной площади в 2010-м) или хотя бы двукратное, если речь идёт о стычке с уличными антифашистами.
Итак, бывает героизм и «героизм». Есть героизм рабочих, рискующих жизнью в труде и в борьбе, как грузчики в Отрадном, шахтёры из ЮАР и Междуреченска, нефтяники из Жанаозена. И есть «героизм» плебса в худшем смысле этого слова. «Героизм» людей, объевшихся мизерными подачками правительства, дезориентированных случайными «пряниками» от регулярно секущего их начальства. «Героизм», проявляемый в бытовой ситуации, «герой» в тапочках, халате и семейных трусах. Но какой из этих героизмов нужно ставить в пример? Какое качество культивировать в гражданах, которые до сих пор толком не могут разобраться в своих политических предпочтениях?
Ответ очевиден. Кроме того, есть ещё одно немаловажное обстоятельство. Власти РФ и крупнейшие СМИ, в том числе и либеральные, давно ведут целенаправленную политику раздувания националистического психоза. «Дни народного единства», плавно перетекающие в «русские марши», обмусоливание этнической преступности в выпусках новостей, пропаганда и популяризация погромов, киноподелки, воспевающие правую погань прошлого и настоящего, людоедские агитки кандидатов в мэры Москвы, «спутники и погромы». В этих условиях даже относительно взвешенная, основанная на личном опыте статья Александра Рыбина не может не вызвать серьёзных сомнений. А уж про такие топорные попытки быть «ближе к народу», как истерика по поводу «толерастов» и соседства с «нежелательными социальными, этническими и т.п. группами», и вовсе сложно говорить иначе как про дезертирство.
Нам вместо того, чтобы «быть ближе к народу», нужно говорить этому народу правду.
Вместо того, чтобы «высказываться», следовало бы подумать об актуальных лозунгах и программных требованиях. Вместо того, чтобы «бороться со стереотипами» (в действительности используя другие стереотипы), надо было бы исследовать ситуацию, что называется, «в поле». Вместо того чтобы пугаться погромов и обижаться на националистов, необходимо было бы показать силу, продемонстрировать настоящее единство в борьбе, настоящий интернационализм, а не критиковать не прижившийся в России и никак не проявляющий от этого своих реальных недостатков либеральный мультикультурализм (давно ставший жупелом официозной пропаганды). У нас есть для всего этого хорошие примеры. Но мы о них почему-то не говорим. И это не только пример Отрадного. Это и происходящая сейчас на питерском «Антолине» стачка рабочих — русских, за которых соотечественникам не будет стыдно спустя полвека.