Только что позвонил сын из Монреаля. Он работает в городском суде, учится в университете Берри-UCAM, ситуацию в городе и провинции знает хорошо — и не очень рад политике местных властей. Она представляет собой причудливый, но взрывоопасный коктейль из либерализма, популизма, консерватизма и национализма. О чем стоит поговорить — России все эти проблемы знакомы и решаются столь же «профессионально». Дошло до того, что в Монреале на совместную демонстрацию вышли евреи в кипах и мусульмане в тюрбанах и хиджабах! Вы можете представить себе такое!?
Их возмущение вызвано «Хартией ценностей», законопроектом, предложенным сепаратистами из «Парти Кебекуа». Он направлен якобы на консолидацию общества, а на самом деле дискриминационен и провокационен. В связи с чем возникает вопрос о степени цивилизованности сепаратизмов.
Фландрия, Шотландия, Каталония, Квебек и даже богатый север Италии — символы и лидеры цивилизованного сепаратизма. Независимость, самоопределение оказываются не менее важными для народов, чем безопасность и благополучие. Но крайне трудно удержаться в рамках цивилизованности — как тем, кто хочет уйти, так и тем, кто не желает отпустить. К примеру, в России, в отличие от Великобритании, где довольно спокойно смотрят на шотландскую тягу к свободе, до сих пор — спустя 22 года после свершившегося факта! — не могут простить ухода Украины и всеми силами, вплоть до торговой блокады, пытаются поставить ее на колени[i].
Каталонцев, фламандцев, жителей северной Италии хотя бы можно понять — все они экономически успешны, тянут свои страны, именно за их счет те еще держится на плаву. Однако в Канаде ситуация несколько иная. Там лидеры дотационного Квебека, живущего за счет rest Canada, обладателя гигантского долга и массы политических, социальных, инфраструктурных проблем, вместо того чтобы попытаться сделать провинцию индустриальным, финансовым и культурным локомотивом страны, перспективной и привлекательной, способной переманивать светлые головы и капиталы, для чего имеются все предпосылки, занимаются вещами как будто прогрессивными, но на поверку преждевременными, глупыми и опасными.
Если помните, совсем недавно там произошла сокрушительная технологическая катастрофа — прямо в городе сгорел нефтяной поезд, унеся с собой жизни людей. В Монреале все длится глубокий политический и инфраструктурный кризис. Общество уже второй год подряд сотрясают откровения Комиссии Шарбонно. Перспективная молодежь уезжает в англоязычные провинции. Неразумная эмигрантская политика привела к появлению в Монреале опасных «цветных» и «черных» районов, причем, в отличие от России, эти люди едут в Канаду не работать, а сидеть на пособии. Но, по мнению высших политических кругов провинции, обсуждать им начавшейся после летнего отдыха политической осенью практически нечего. Кроме внешних признаков конфессиональной принадлежности граждан.
Печально, но надо констатировать, что излишне упорные лидеры франкоязычной элиты консервируют замшелое национальное прошлое, бесконечно крутя всем уже надоевшую, заезженную пластинку. Больше способов поднять свой рейтинг, кроме как педалирования больной мозоли национальной идентичности, они не видят (как и Путин со своими традиционными ценностями в России). Им показалось, что наконец-то наступила благоприятная возможность для отделения в каталонском стиле, используя успехи провинции — после провала силовых попыток традиционно считалось, что Квебек придет к суверенитету цивилизованно, элегантно, через экономическую самодостаточность. Но, кажется, они ошибаются.
Да, последние 10-15 лет (мы уже писали об этом) Квебек переживает грандиозный жилищный и вообще строительный бум. Велики ожидания в плане разработки природных ресурсов. Власти провинции регулярно получают подачки от правящих консерваторов. Экономика на подъеме. Но не от самодостаточности, а по причине тепличных условий, иждивенчества, захребетничества. Да, если не присматриваться внимательно, то результат один — процветание! Но лишь результат экономический, да и тот искусственный. Что касается политического, то местный средний класс, состоящий преимущественно из франкофонов, живет все лучше — и все слабее поддерживает идею квебекского суверенитета!
Будет удивительно, если на волне очередных дебатов о «национальной идентичности» поддержка доползет хотя бы до 40%, как было перед последним референдумом. То есть житейская практика показала, что благополучия и процветания совершенно недостаточно для отделения. Еще жив в памяти референдум, проведенный в очень нервной обстановке 18 лет назад. Тогда местные франкофоны поражали плюрализмом, но с незначительным перевесом победили все же противники отделения. Премьер-министр Жак Паризо изрек тогда: «Нас победили деньги и меньшинства», после чего ушел в отставку.
Меньшинства — это то, с чем уже связаны основные проблемы России, а в будущем они будут причинять ей все большую головную боль и играть все большую роль. В том числе, политическую. Так, хотя за «Парти Кебекуа» квебекские меньшинства не голосуют, справедливо опасаясь французского сепаратизма, с их опосредованной помощью, используя как пугало, можно протаскивать репрессивные акты в угоду главному нынешнему квебекскому электорату. Это обитатели белых франкофонных пригородов и периферии, для которых представители иных народностей и религий — чужаки, в лучшем случае сидящие в Монреале в подобиях гетто и мешающие воплощению в жизнь национальной идеи, а в худшем — опасные враги мировой гармонии и всеобщего благоденствия. Для живущих в квебекской глубинке людей хиджаб — орудие ислама, а кипа или тюрбан немногим от него отличаются.
Обнародованная на днях «Хартия квебекских ценностей» — вам ничего это не напоминает, господа россияне? — это способ сплотить вокруг себя электорат, зараженный мягкой формой ксенофобии, а ею и в Канаде, и в США болеют многие. Лев Толстой писал, что счастливые семьи схожи, а каждая несчастная несчастна по-своему? Кажется, он ошибался. Все многонациональные семьи имеют схожие проблемы, вот только решают их по-разному. В остальных провинциях Канады меньшинства давно в порядке вещей, и никто там не удивляется тюрбанам и прочим отличительным атрибутам «чужаков», никто не считает их угрозой собственным ценностям. Напротив, еще в 1960-70-х годах была разработана и утверждена концепция канадского мультикультурализма, которая успешно воплощается в жизнь.
Но к Квебеку она не имеет отношения. Меньшинства никогда не жили в Квебеке на периферии, только в Монреале (в этом аспекте ситуация лучше, чем в России, которую пришельцы заселяют тотально). Даже в Квебек-сити мало нефранкофонов. Так что глубинка провинции действительно является неким заповедником консерватизма и традиций. Даже более, чем в России, где она составляет основу электората Путина. Не оттого ли политика сепаратистов чем-то напоминает политику российского президента? Пусть даже отражая ее с обратным знаком. Так, если Путин поощряет крестоносцев (вспомните недавний крестный ход в СПб), то в Квебеке — в безоговорочно католическом некогда Квебеке! — крест хотят запретить.
Там, в угоду обитателям этого провинциального заповедника, разрабатывается закон, применение которого (особенно в Монреале) грозит обернуться большими проблемами. Всем работникам госучреждений в случае его принятия придется снять кипы, хиджабы, тюрбаны и большие кресты (ими особенно грешат выходцы из стран Латинской Америки). Разрешат лишь небольшие крестики, а также серьги и кольца с религиозной символикой. Под действие закона подпадут все работники сферы здравоохранения и сотрудники образовательных учреждений, кроме частных школ. Мало того, правительство надеется, что частный бизнес пойдет по его стопам и тоже начнет ставить под запрет то или иное одеяние.
Закон коснется огромного количества людей: тут и соцработники, и сотрудники субсидируемых детских садов, библиотекари и даже продавцы SAQ (ликеро-водочных магазинов) и прочие госслужащие, в том числе те, кто по должности не должен ни с кем общаться, кроме пары-тройки коллег или вышестоящих персон. Чтобы такой закон действительно заработал, должен быть создан некий орган, который будет рассматривать жалобы на величину крестов или оценивать обоснованность тех или иных требований (получения отгулов или каникул в религиозный праздник, обустройства молельных комнат и т.д.). То есть, открывается широчайшее поле деятельности для трактовок, толкований и специфических особенностей правоприменения.
Пока это лишь пробный шар — как в случае с рейдерской атакой на Российскую академию наук, во время которой Путин хотел оценить степень сопротивления научного сообщества и социума в целом. Пущен он, конечно, более цивилизовано, Запад все-таки, правительство обещает несколько недель принимать интернет-комментарии граждан и лишь после этого выставит закон на голосование. Принять его в силу отсутствия у власти большинства можно лишь с помощью партии CAQ Франсуа Лего. Он обещал поддержать инициативу «Парти кебекуа», если из-под действия закона уберут сотрудников сферы здравоохранения, но оставят учителей начальных и средних школ.
Против «Хартии ценностей» настроены Новая демократическая партия и Либеральная партия Квебека, а также коалиция Марселя Коте, стремящегося стать мэром Монреаля (все остальные кандидаты в мэры также раскритиковали проект, сочтя его антимонреальским). Они обращают внимание на нарушение прав женщин и этнических меньшинств в угоду фобиям квебекского периферийного «большинства». К тому же этот драконовский закон спровоцирует массовые увольнения и нехватку рабочей силы во многих отраслях.
Монреаль — город особенный. Он привлекает жителей и приезжих именно своей атмосферой толерантности, это культурная столица Канады, в этом смысле он остается более канадским, чем квебекским! И трудно придумать что-либо более нелепое и дикое, чем якобы прогрессивный запрет на кипы, хиджабы, тюрбаны и крестики, пусть даже для ограниченной категории госслужащих. Это в остальном Квебеке, возможно, считают, что госслужба для меньшинств есть высокая привилегия и в знак благодарности они должны считать за честь принудительное избавление от знаков религиозной принадлежности. Но Монреаль, город университетов, эмигрантов и туристов?
Да, муниципалитеты, университеты и больницы могут продлить (по специальной заявке) право своих сотрудников носить кипы, тюрбаны, хиджабы или крестики в течение 5 лет. Но со временем подобная практика будет прекращена. Цель нововведения переход к «монолитному обществу». Разумеется, оно было воспринято резко негативно в остальной Канаде. Точно так же последние российские законы отторгаются мировым сообществом.
Конечно, проект «Хартии ценностей» противоречит правам человека и нормам конституции. Как и в России, одни права он ставит выше других, порождая в итоге бесправие. Между прочим, на востоке такие «хартии», пусть и зеркально отражающие ситуацию, давно уже действуют, приняли их в ходе «исламизации», это шариат. Неужели Квебек пойдет по пути Москвы и, опираясь на провинцию, на маргинальный электорат, будет поощрять не новые возможности, многообразие и широкий взгляд на вещи, а запреты?
[i] Однако можно привести и противоположный пример, свидетельствующий отнюдь не в пользу Великобритании – борьбу за независимость Ирландии. Несколько раз она подавлялась кровавым путём (последний раз – в 1916 году). Только в 1921 году Ирландия получила самостоятельность в формате доминиона, и лишь в 1949 году стала независимой республикой. При этом Великобритания удержала за собой и продолжает удерживать Северную Ирландию, межэтнические отношения в которой ещё совсем недавно – вплоть до 1980-х гг. – характеризовались кровавыми столкновениями, в которых Великобритания неизменно выступала на стороне одной из двух этнических общин. Да и неизвестно ещё, как посмотрят в Англии на провозглашение государственной независимости Шотландии, буде таковое действительно станет свершившимся фактом. – Прим. ред.