Когда нам в школе рассказывали историю Герострата, я неожиданно для самой себя самым неподобающим образом нарушила дисциплину. При словах учительницы о том, что Герострат пытался так нелепо оставить о себе память в истории, подпалив храм Артемиды в Эфесе, я воскликнула: «Но у него же получилось!» Преподавательницу мой поступок возмутил до глубины души, и она минут 10 добивалась от меня не просто покаяния, но и признания того, что Герострат был не прав. Я пошла на компромисс, признав, что жечь храмы не хорошо, но настаивала на том, что своего он добился, пусть и неправедным путём. От вызова к директору и прочих репрессий меня спасло то, что я имела репутацию очень хорошей ученицы. Ох, как недальновидны были мои учителя, проявляя тогда мягкость и понимание. Им бы наказать меня так, чтобы я навсегда разучилась думать и делать выводы, а они сплоховали. Что ж, тогда система образования ещё не знала прогрессивных реформ и инновационных ФГОСв, вот учителя и проявили простительную по тем временам слабость.
Но как же я мучаюсь теперь! Привитое мне родителями и по недосмотру оставленное системой образования (а ведь еще и развитое кое-где!) умение думать по сию пору отравляет мне жизнь. Уже 15 лет я работаю в вузе, постоянно находясь в вихре реформ и перемен, которые уже узаконены как постоянные. Конечно, если масштаб реорганизаций и инноваций является одним из обязательных лицензионных показателей вуза, изменения просто не имеют права заканчиваться. Хочешь жить — умей инновировать! К слову, это словечко я подцепила у одного регионального чиновника, который в одном из своих выступлений сетовал, что «у нас на субъектовом уровне достаточно мало лиц, умеющих социально-ответственно инновировать»! «Субъектовый» и «достаточно мало» мне не позволяет говорить почти неуместное сегодня чувство языка, являющееся следствием неорганизованного стохастического чтения, а слово «инновировать» при всей его дикости потрясло меня своей жужжащей энергией.
Но я не могу делать это (инновировать!) бездумно, что очень усложняет процесс. А я ведь не просто думаю, но постоянно пытаюсь понять, чем же руководствуются чиновники министерства образования, принимая те или иные решения.
Меня интересует процесс в целом, поскольку я не могу его себе представить как знакомый алгоритм: постановка целей, поиск и обработка информации, анализ ситуации, диагностика проблем, оценка ресурсов, формулировка задач, построение последовательности действий и так далее. Нет, думаю, то, что порождает спускаемые на нас указания, не может быть следствием таких скучных и всем известных процедур. Это что-то иное, друг Горацио, такое, что и не снилось нашим мудрецам. Разве только в ночных кошмарах.
Ну, не будем же голословными, говаривал знакомый мне по общежитию начинающий предприниматель в 90-е. Он при этих словах доставал из-под кровати в своей общежитской комнате чемодан с миллионом рублей и демонстрировал деньги потенциальному бизнес-партнёру. Я же предложу вам на суд одно из последних достижений бюрократической медитации. (Я не могу сказать «мысли», так как процесс мышления слишком прост и прозрачен для того, чтобы его связывали с такими результатами. Я не могу сказать и «творчества», это, на мой взгляд, лишает процесс бюрократизации образования присущего ему таинства и парения над реальностью.)
Теперь выпускающая кафедра, то есть кафедра, ведущая подготовку студентов по одной из специальностей или направлению (прошу не путать, у бакалавров есть направления, специальности — прошлый век почти), непосредственно отвечает за будущую работу для своих подопечных. Это записано в должностных обязанностях заведующего кафедрой. По соглашению с Пенсионным фондом введен новый показатель кафедрального рейтинга — показатель трудоустройства выпускников. Первоначально кафедре присвоят 100 баллов, число которых станет уменьшаться в случае, если выпускников кафедры не окажется в списках плательщиков социальных налогов и пенсионных отчислений. То есть чем меньше выпускников официально трудоустроят, тем больше баллов вычтут из рейтинга кафедры. А рейтинг постепенно становится могучим оружием против пролетариата. Можно и зарплату уменьшать, и договор заключать только на год, а то и выдавливать постепенно преподавателей и заведующих кафедрами. Кому нужны люди с низким рейтингом?
Понимаете теперь, почему я назвала медитацией процесс, приведший к этому блестящему проявлению «бюрократического восторга»? (Термин у Михаила Евграфовича хорош, но ирония его излишня. Нет бы просто восхититься, вот как я). Ни мышление, ни творчество породить такой результат не способны. Поскольку и думающий, и творящий человек связаны с реальностью, вынуждены с ней считаться, даже если критикуют или ненавидят её, даже если пытаются её изменить.
Чиновники Минобразования создают свою, вторую реальность, за уши перетягивая туда тех, кто цепляется за первую, полагая её единственной.
А между тем в образовании первая реальность стала прочно и бесповоротно вторичной. Диалектика? Ну, что вы? Это правда жизни.
Какое имеет значение, что механизмов распределения выпускников вузов уже давно не существует, да и не может существовать, экономика-то рыночная, не плановая. Он и при плановой-то не шибко работал. Подумаешь! Ну и что, что выбор профессии и профессиональной стратегии у нас вообще-то свободен от какого бы то ни было принуждения? Человек, кстати, может учиться для собственного удовольствия, это не запрещено пока, закон о тунеядстве не принят. Хотя медитация бюрократов также мощна и безгранична, как и непредсказуема. Возьмут и примут такой закон, объясняя это тем, что нам позарез нужна ещё одна Нобелевская премия по литературе для подъёма престижа страны.
Бюрократам безразлично, что рынок труда в капиталистической экономике не подчиняется не только зав. кафедрой, но и ректору, и министру Дмитрию Ливанову и даже… страшно подумать кому. Какое может иметь значение, что кафедра не имеет ни малейшего влияния на так называемые контрольные цифры приёма и иметь вряд ли осмелится, поскольку финансирование-то подушевое, значит, каждый студент приносит в вуз копеечку, даже учась бесплатно.
Кафедра не может менять направление подготовки даже в группе родственных специальностей (эти группы, правда, тоже формировали чиновники и много чего намедитировали), чтобы хоть как-то приближать структуру профессий подготовки к потребностям региона, к ситуации на рынке труда. Вообще кафедра не имеет никаких степеней свободы, кроме свободы отчитаться и заполнить рейтинг. По большому счету, в связи с новым ФГОСом зав. кафедрой не может даже толком проверить качество преподавания своих сотрудников и обосновать претензии, если таковые появятся. В новых стандартах отсутствует перечень понятий, явлений, концепций и литературы, обязательных для изучения, зато присутствуют намедитированные бюрократами и родственными им экспертами «компетенции», под которые можно подогнать всё, что угодно. Хоть уфологию, хоть эльфологию, хоть хиромантию или астрологию.
Самое смешное, что многие кафедры, моя в том числе, вполне способны подготовить хороших специалистов и даже делают это время от времени, несмотря на усиливающееся «инновирование».
И выпускники находят работу и делают вполне успешные профессиональные шаги. Да только кто-то уйдет с работы, потому что очень мало платят, и устроится неофициально туда, где платят больше. Кто-то уедет из страны, например. А что делать с моими студентками, которые со свеженьким дипломом едут рожать, не успевая даже СНИЛС получить, не то что где-то поработать? А если кто-то из моих студентов станет шоуменом, как Павел Воля (он-то пензенский!), рейтинг мой вырастет пропорционально его заработкам? Или меня оштрафуют за то, что он работает не «по специальности»?
Положим, это всё частные случаи. Ну, а что делать со сжимающимся рынком труда в регионах? За него не должно отвечать правительство и конкретные министры, теряя баллы или, лучше, зарплату? А кто будет отвечать за предпринимателей, не желающих платить «белую зарплату»? Есть ли на них рейтинг? У кого он снижается, когда банкротятся предприятия, часто вполне перспективные? Кто из чиновников или работодателей теряет хотя бы балл, когда задерживается зарплата? И почему бы министерство труда не долбануть хорошенько рейтингом за то, что до сих пор сохраняются зарплаты ниже прожиточного минимума? Кто будет «отрейтингован» за растущую безработицу? И почему бы Пенсионному фонду не штрафовать самого себя за низкие пенсии и буксующую пенсионную реформу?
Сами видите, до чего доводит неискоренённая своевременно привычка думать. Я уже почти договорилась до того, что президент и правительство несут ответственность за свою социальную и экономическую политику, а они вместо того несут народу рейтинг.
Герострат очень эффективно провернул дельце с вхождением в историю.
Кто, скажите мне, кроме специалистов или эрудитов-оригиналов, помнит сегодня архитектора Херсифрона из Кносса, спроектировавшего храм Артемиды Эфесской? Кто вообще помнит, что Герострат сжёг именно этот храм, а его имя для потомков сохранил древнегреческий историк Феопомп? Кто вообще с первого раза выговорит имя этого историка?! А вот имя Герострата запало даже в неперегруженную историческими сведениями память моих студентов. Правда, древнегреческий Герострат был казнён, но вряд ли мы можем обвинять его в недоработке плана. Инновировать иногда бывает опасно, особенно в первый раз.
Министерство образования и науки учло опыт Герострата. Оно не нарушает законы, оно их разрабатывает. Что вообще-то ещё опаснее… Переход в другую реальность осуществляется строго в соответствии с разработанными и утверждёнными документами, под присмотром контролирующих органов. Пройдут годы, десятилетия и века, и никто уже не будет помнить подробностей, а Минобразина останется в памяти потомков как Министерство, Изменившее Наш Мир. Как, почему и, главное, зачем мир был изменён, думать будет некогда и некому, ибо общество уже подхватит поток инноваций и понесёт его от рейтинга к рейтингу, от ФГОСа к ФГОСу. Разве что предательская реальность вынырнет неожиданно из-за реформаторского потока и испортит этот вечный праздник обновления. Только сохранится ли реальность к тому времени?