Мы ищем свою тень в потоке иллюзий спящего мира.
Мы живем в мире тотальных подмен.
х/ф «Гадкие лебеди»
Когда-то знаменитый французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр пришел к выводу, что свобода для людей на самом деле является одним из самых страшных проклятий, а вовсе не благом, которого якобы все так страстно ищут. Логика подобных рассуждений в общих чертах строилась вокруг идеи об ответственности, степень которой закономерно возрастает пропорционально степени свободы.
В подобной ситуации общество, где, как мы понимаем, далеко не всем хочъется быть ответственными, предъявляет спрос на такие учения, которые бы лишали человека значительной части его свободы. Спрос рождает предложение — не перечесть возникших на этой почве идеологий и доктрин, так или иначе объясняющих поведение человека влиянием неподконтрольных и неведомых ему сил. Если попытаться составить список подобных философий, то на первом месте по праву окажется религия. Большая часть существующих на земле культов так или иначе ставит во главу угла мысль о подчиненности и зависимости человека от воли сверхъестественных существ (боги, дьяволы, ангелы, бесы), либо обстоятельств (рок, карма, судьба, провидение, промысл). В такой ситуации наша свобода ограничивается возможностью (кстати, тоже не вполне логичной по причине всеведения бога) лишь выбрать, на чьей мы стороне.
Однако религия, несмотря на все попытки модернизироваться, остается достаточно архаичным институтом.
Возникает потребность в иных учениях, более современных и, желательно, искусно маскирующихся под науку. К числу таких многие относят, к примеру, саентологию с ее идеей о тэтанах1 как возможном источнике неврозов и прочих психологических проблем, либо психоанализ, вероятно, самого успешного представителя семейства лженаук.
Благодаря своей особенно изощренной маскировке под науку, психоанализ пустил в обществе необыкновенно глубокие корни. Человек, сказавший, что ходит к психоаналитику, вряд ли услышит призывы со стороны друзей и родственников остановиться и «не доверять этим шарлатанам». Созданная Фрейдом концепция в основном не встречает противодействия со стороны общества и государства, а число психоаналитиков и их жертв продолжает расти.
Как это было со многими тормозящими развитие общества явлениями, поначалу психоанализ многим представлялся прогрессивным. Идеи Фрейда о сексуальности, подавленных желаниях, комплексах, появляющихся еще в раннем детстве и довлеющих над человеком всю жизнь, серьезно всколыхнули социум первой половины XX века. К психоанализу с интересом относились даже такие видные советские психологи, как А. Залкинд2 и Л. Выготский3. Ему симпатизировали создатель Красной Армии Лев Троцкий и глава Коминтерна Г. Зиновьев.
Время, однако, показало, что первоначальный успех психоанализа оказался продиктован в большей степени не его фундаментальными открытиями, а скорее недостаточным уровнем развития психологии как таковой. Забавно, что в своей классической фрейдистской трактовке он умер практически одновременно со своим основателем. Все остальные видные представители этой школы так или иначе старались дистанцироваться от наиболее радикальных идей Фрейда. В конце концов, возник неофрейдизм, один из основателей которого Эрих Фромм вообще пришел к выводу, что:
«Дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку»4.
На этом собственно научное развитие психоанализа можно было бы считать законченным. Идею о том, что поведение человека жестко детерминировано бессознательными процессами с большей или меньшей деликатностью и почтением отвергли даже самые преданные ученики Фрейда, кроме В. Райха5, который придал им окончательно безумную форму.
Увы, но отказа большей части научного сообщества от психоанализа оказалось мало для того, чтобы он окончательно стал историей. В дело вступили законы рынка, на котором психоаналитики к тому моменту уже прочно закрепились и уходить явно не собирались.
Фрейду приписывают фразу, что «пациенты — это не более чем отбросы общества. Единственная польза, которую они могут принести, — это помочь нам зарабатывать на жизнь и предоставить материал для изучения. В любом случае мы не можем помочь им»6. Неизвестно, говорил ли он это на самом деле, но очевидно, что сама суть психоанализа отражена в этой фразе как нельзя лучше, с той лишь оговоркой, что к беспомощности психоаналитической терапии можно добавить еще и риск нанесения вреда здоровью пациента.
Это сумел доказать психолог Клаус Граве, который, изучив почти тысячу исследований эффективности психоанализа, пришел к выводу, что «положительных показаний для долговременного психоанализа нет, а отрицательные есть: у пациентов с более выраженной симптоматикой возникает опасность ятрогенных7 эффектов8.
Более того, методы бихевиоризма оказались в два раза эффективнее психоаналитических. Надобно сказать, что именно с появлением действительно научного подхода к психотерапии (когнитивно-поведенческое и рационально-эмоциональное поведенческое направления) популярность психоанализа стала резко падать, что позволило, например, Питеру Медавару9 уже в 1975 году назвать психоанализ «самым поразительным интеллектуальным надувательством XX века».
Особенно досталось психоанализу от Альберта Эллиса, создателя рационально-эмоциональной поведенческой терапии. Этот видный психолог, посвятив разоблачению фрейдовского детища не одну работу, пришел к выводу, что психоанализ не просто основан на ошибочных предпосылках, но и уводит людей от работы над собой, поощряет зависимость пациента от психоаналитика, вынуждая принимать на веру его объяснения, даже если они противоречат фактам. Иррациональность фрейдовских конструкций, по мнению Эллиса, только запутывает тех пациентов, которые и так уже мучаются из-за иррациональных убеждений10.
«Аналитическая терапия тратит большую часть времени на обучение клиентов нередко ошибочным теориям о себе и о других. Хотя эти теории бывают весьма интересны и занимательны, они как максимум могут помочь клиенту улучшить самоощущение, а не состояние психики»11.
А ощутить, как мы заметили в начале этой статьи, очень многие хотят одно — отсутствие ответственности, и психоанализ здесь оказывается как нельзя кстати. Непроверенные, недоказанные, нефальсифицируемые байки про супер-эго, мортидо, комплексы Эдипа и Электры и про страхи, дирижирующие нами из мрачных уголков бессознательного, продолжают превращать людей в стабильный источник финансов для психоаналитиков. Эти последние, пожалуй, единственные люди на планете, чья жизнь продолжает улучшаться благодаря изобретению дедушки Фрейда.
- Тэтаны — саентологический термин, обозначающий некие духовные сущности, утратившие память о своей истинной природе и ощущающие себя лишь воплощенными в человеческом теле существами. ↩
- См. его работу «Фрейдизм и марксизм» ↩
- см. его работу «Искусство и психоанализ» ↩
- Бегство от свободы. АСТ Москва, 2009. – С. 20-22. ↩
- Кульминацией деятельности этой интересной личности можно считать создание так называемой теории об оргонической энергии или «универсальной энергии жизни», которая якобы существует вопреки законам физики. ↩
- Есть версия, что данная фраза была сказана Фрейдом одному из своих единомышленников Шандору Ференци, которую тот впоследствии вспомнил, ведя свой «клинический дневник». ↩
- То есть негативных изменений, вызванных действиями врача. ↩
- Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. – СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. С. 28-41. ↩
- Питер Медавар – английский биолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1960 года. ↩
- Ellis A. Is Psychoanalysis Harmful? In: The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy / edited by Albert Ellis and Shawn Blau. A Citadel Press Book. Secaucus, N.J. 1998. Pp. 316-325. ↩
- Там же. ↩