В сентябре выборы пройдут в нескольких десятках регионов Северо-Западного Федерального Округа — переизбирают больше половины губернаторов: шесть из одиннадцати. Одна из причин плебисцита: никто не знает, что будет дальше, поэтому лучше пройти эту процедуру сейчас.
Однако прежде чем уйти в отставку, руководители регионов отправлялись к президенту и проводили с ним встречу примерно по одной и той же схеме. Сначала Владимир Путин задавал им дежурный вопрос “Как дела?”, а губернатор, рассказав, как у него всё хорошо, просил отправить его в отставку, чтобы участвовать в сентябрьских выборах. Глава государства говорил, что не против.
Еще одна причина выборов в этом году — это патриотический подъём на волне присоединения Крыма к России плюс высокий рейтинг Владимира Путина, что, по идее, должно обеспечить голоса поддержанным им губернаторам.
Что касается их конкурентов, то у тех выиграть выборы нет ни малейшего шанса. “Муниципальный фильтр” не даёт возможности стать кандидатами всем желающим, а дальше вступает в силу “бронебойный” админресурс. Бороться с ним зачастую бесполезно.
Санкт-Петербург
Главной интригой мая и начала июня была персона Георгия Полтавченко, теперь уже вр.и.о. губернатора Санкт-Петербурга. Мощный информационной поток не оставлял сомнений в его возможной отставке, но поведение чиновника создавало ощущение некоторой неопределенности. Георгий Сергеевич встречался с президентом сразу после самарского коллеги Николая Меркушкина. Однако, в отличие от последнего, он встречался с президентом за закрытыми дверями, а информация об итогах их разговора появилась отнюдь не сразу. Очевидно, шёл некоторый торг.
На фоне слухов о выборах развернулась и “борьба проектов” дальнейшей судьбы не только кресла губернатора, но и судьбы Санкт-Петербурга как самостоятельного субъекта федерации. Есть, к примеру, вариант объединения северной столицы с Ленинградской областью, и тогда пост главы объединённого региона отойдёт, по мнению экспертов, Александру Дозденко.
Основные соперники Георгия Полтавченко уже известны. О своих видах на кресло губернатора заявили Григорий Явлинский и Оксана Дмитриева. Люди, безусловно, узнаваемые.
Им на руку может сыграть ряд минусов в экономике северной столицы, среди которых промышленный спад, непопулярное решение о строительстве города-спутника Южный, множественные градостроительные конфликты, включая расселение домов в центре, не говоря уже о планах по застройке зелёных зон.
Между тем, очевидный плюс для Полтавченко — это грядущий переезд “Газпрома”, что даст дополнительные налоги. Учитывая, что Санкт-Петербург — одна из визитных карточек России, где остро необходимо развивать инфраструктуру, это событие как нельзя кстати.
Сам Георгий Полтавченко на встрече с президентом 5 июня заявил о приросте ВРП на 3 с лишним процента, увеличении налоговых поступлений на 15% и инвестиций в основной капитал на 12%. Рассказал он и о стратегии развития города до 2030 года, в которой у него “есть желание поучаствовать лично” (!).
Вологодская область
На Вологодчине интрига с отставкой Олега Кувшинникова была не менее интересной. Упорные слухи ходили задолго до грядущего события, а за месяц до встречи с президентом знающим людям всё стало окончательно ясно. Это притом, что пресс-службы всё отрицали.
Ситуация в экономике региона не самая блестящая.
Рушатся местные “мегапроекты”, за исключением совсем уж гигантских, связанных с “Северсталью” и “ФосАгро”. Лихорадит “Вологодский центр птицеводства”, в отношении руководителя которого заведено уголовное дело. При этом выданные ему и его предприятиям под госгарантии кредиты на общую сумму 2,5 млрд руб. уже взыскиваются через суды. Та же ситуация с другим проектом — строительством Красавинской ТЭЦ. Банк требует через суд немедленного возврата долга на сумму почти в три миллиарда рублей. Только из-за этого регион может ждать финансовый коллапс, и сейчас главное — оттянуть его до осени, когда пройдут выборы. Видимо, Олег Кувшинников как “почётный оптимизатор” вновь призовёт затянуть пояса, дабы отдать долги.
На фоне выборов обострились и внутриполитические конфликты. Весной начался прессинг главного редактора газеты “Премьер” Романа Романенко (за шуточный призыв ввести войска в Вологодскую область, чтобы спасти всех русскоязычных) и его благотворительный фонд “Хорошие люди” (заведено уголовное дело). Одновременно расследуется “дело таксистов” — несколько запоздалая попытка разобраться с “серыми перевозчиками”, анонсированная ещё два года назад.
На встрече с Владимиром Путиным Олег Александрович рассказал о своём проекте “Команда губернатора”, в ходе которого главным чиновникам выставлялись оценки. У кого низкие баллы — того отправляют в отставку. В прошлом году так лишились своих постов главы областных департаментов здравоохранения и дорожного хозяйства, а в этом году — строительства и ТЭК. Говорил он и о росте промпроизводства, получив, разумеется, одобрение главы государства.
Серьёзных конкурентов у Кувшинникова, по-видимому, не будет. Известно, что его соперниками планируют стать четыре политика из разных партий, в том числе два депутата областного ЗакСа и один парламентарий Госдумы.
Мурманская область
Марина Ковтун объявила о своём желании провести выборы губернатора в сентябре задолго до решающей встречи с президентом. Едва ли не лейтмотивом её губернаторства стала борьба с “группой Шубина” — бывшего советника экс-главы области и энергетического олигарха. В прошлом году того арестовали, а его главная креатура во власти — председатель облдумы Василий Шамбир — с весны находится под подпиской о невыезде. В сущности, это говорит о нейтрализации главных внутрисистемных соперников Марины Ковтун.
Главным дестабилизирующим фактором в регионе неожиданно стала медицина. В апреле прошла голодовка работников Североморской ЦРБ, наделавшая много шуму в федеральных СМИ.
Кроме того, в последний день весны в области погиб главный топ-менеджер “ФосАгро” в мурманском регионе Алексей Григорьев. До апреля он был главой “ФосАгро — Череповец”. Марина Ковтун стала одним из официальных лиц, делавших заявления по этому поводу. Считается, что это может негативно повлиять на ее рейтинг. На аналогичные обстоятельства, например, ссылались французские социалисты, анализируя причины поражения Лионеля Жоспена на выборах президента в 2002 году.
Что касается немаловажных экономических характеристик региона, то это его полезные ископаемые. Добывающая промышленность работает на все сто, и это обеспечивает Кольскому полуострову относительную стабильность.
Возлагаются надежды и на крупные инвестиции в мурманский транспортный узел, в том числе Белкомур (планируемая железнодорожная магистраль, которая напрямую соединит Пермь, Соликамск, Гайны, Сыктывкар и Архангельск — прим. ред.). Именно это является главным козырем Марины Васильевны, о чем она, собственно, говорила на встрече с Владимиром Путиным в начале мая. Президент вполне ожидаемо поддержал её планы.
Псковская область
У губернатора Андрея Турчака в конце февраля истек срок полномочий, и на встрече с Владимиром Путиным он получил “добро” на участие в выборах. Турчак — единственный губернатор-“варяг” среди глав остальных регионов СЗФО, где пройдут выборы. Более того, на момент его избрания широкой общественности было известно о нём только то, что он — сын бывшего партнёра Путина по спортивным единоборствам. В 2010 году Андрея Турчака связывали с нападением на журналиста Олега Кашина.
Сейчас у главы области две жёсткие проблемы. Одна находится в экономической плоскости, другая — в политической.
Экономически Псковская область близка к полному коллапсу. Судя по бюджетным показателям, это произойдёт аккурат после выборов. Дефицит областного бюджета — около трети, госдолг к концу года сравняется с собственными доходами. Придётся жестко экономить и не менее жёстко оптимизировать.
Весной разгорелся нешуточный скандал между Турчаком и депутатом облсобрания Львом Шлосбергом, возглавляющим местное “Яблоко”.
Помощник последнего Александр Захаров принял участие в семинаре в Варшаве по политическому PR и проведению выборных кампаний. Сначала истерику по поводу этого семинара устроило федеральное телевидение, затем волна пошла по регионам. Турчак заявил, что активистов там обучали «15-ти ступеням Госдепа по легитимизации тех незаконных решений, которые были приняты в Украине по раскачиванию ситуации, конкретной ситуации, связанной с референдумом в Крыму и Севастополе». Итогами конфликта стали заявление в генпрокуратуру против Андрея Анатольевича и известность Льва Шлосберга на всю страну.
Во время одного из своих выступлений на сессии облсобрания Лев Маркович, отвечая на выпад Турчака, заявил, что подлинными врагами Псковской области являются отнюдь не участники семинара в Варшаве, а те, кто довёл регион до социально-экономического краха. Тогда же “яблочник” заявил, что принял вызов главы региона.
Очевидно, что Лев Шлосберг может стать главным оппонентом Андрея Турчака на выборах. Если, конечно, пройдёт “муниципальный фильтр”. В то же время Григорий Явлинский уже заявил, что “Яблоко” направит все свои ресурсы в Санкт-Петербург и в Псковскую область. Для них это главные выборы, и “яблочники”, видимо, сделают всё возможное. Впрочем, их шансы всё равно оцениваются как призрачные — нужно учитывать, кто стоит за Андреем Турчаком.
Ненецкий автономный округ
За несколько дней до встречи Турчака с Путиным стало известно и о грядущих выборах в НАО. Вся разница в том, что здесь произошла смена губернатора. “Варягу” Игорю Фёдорову мандат не продлили. Вр. и.о. главы региона назначен сенатор Игорь Кошин, местный политик, поддерживаемый тамошней элитой.
Игорь Фёдоров так и не стал популярным. Видимо, с этим и было связано то, что в Кремле не стали продлевать время его нахождения у власти. Его автомобиль по 22-тысячному Нарьян-Мару передвигался с «мигалкой», что не замедлило стать одной из причин недовольства местных жителей. В итоге возникла угроза “сдачи региона” довольно сильной там КПРФ.
Ненецкий округ — сам по себе закрытый регион. Жителей мало, а пресса о деятельности власти сообщает довольно поверхностно, не говоря уже о полной информационной блокаде для оппозиции, что несравнимо ни с одним из соседних округов. Пишут только о факте обсуждения той или иной проблемы. В итоге — последние места в медиа-рейтингах и рейтингах информационной открытости.
После возвращения в округ из Москвы Игоря Кошина ситуация внешне стала меняться. То ли сказывается активизация политической жизни, то ли даны новые ЦУ руководителям СМИ, но качество информационного потока явно улучшилось.
С Игорем Кошиным связывают и начало относительно крупномасштабного дорожного строительства. Уже анонсировано строительство магистрали из Архангельской области в один из западных посёлков НАО. Проблематичнее выглядит стройка от Нарьян-Мара до Коми, но и там наверняка дело будет двигаться.
Параллельно вр.и.о. губернатора сумел решить многолетнюю проблему, причину извечного конфликта между Архангельском и НАО. Избавившись от архангелогородцев во власти (Игорь Фёдоров и его команда как раз с Северной Двины), Кошин разделил и бюджетные системы. Дело в том, что в силу ряда причин часть государственных полномочий в разных сферах на территории НАО осуществляют архангельские чиновники. При этом часть налогов поступает в бюджет Архангельской области. В конце прошлого года на волне оптимизации расходов архангельского бюджета власти этих двух регионов чуть было не разругались в пух и прах, что стало причиной возврата части полномочий в НАО.
В начале июня подписано соглашение о передаче и налогов, и полномочий в НАО аж до 2021 года. Это внешне должно поправить дела окружного бюджета, что даст Игорю Кошину повод для гордости, не говоря о козырях на выборах.
В то же время почти все налоговые поступления в округе зависят от нефтегазового сектора. А, значит, и от внешнеэкономической конъюнктуры. Начало работы платформы “Приразломная” теоретически может поправить дела, но является в большей степени символом надежды на лучшее будущее.
Республика Коми
В Коми политическая ситуация, пожалуй, наиболее стабильная из всех остальных регионов СЗФО, где пройдут выборы. Довольно высокие доходы бюджета позволяют делать много полезного, а стабильность и видимая вменяемость власти делают главу республики Вячеслава Гайзера вполне популярным. К тому же он по профессии финансист, то есть деньги считать умеет, а это обеспечивает ему ещё и любовь Кремля — такие люди сейчас нужны, а то мало ли, придётся что-нибудь оптимизировать. Поэтому переизбранию Гайзера абсолютно ничего не угрожает.
Главной проблемой региона является транспорт. Вернее, его острый недостаток. Дороги есть не во все местности, а монополистами во многих случаях являются либо РЖД, либо авиакомпании. Это даёт им возможность требовать у республики дополнительного финансирования — дескать, возить людей дорого, даже убыточно, поэтому либо платите, либо придётся сокращать число рейсов. Республика платит. А что делать?
Среди плюсов — завершение в прошлом году строительства участка дороги до Нарьян-Мара: наконец-то закончили отрезок от Ухты до Печоры, хотя не обошлось и без конфликтов, между строителями и местными жителями, желавшими проехать по строящейся трассе.
Другой конфликт возник только сейчас, в канун избирательной кампании.
В нефтедобывающих районах Коми прошли митинги против действий нефтяных компаний. Дескать, свои вышки они ставят слишком близко к жилью и загрязняют природу, а денег в бюджеты платят маловато. Всё это понятно и наверняка правда. Но есть одно “но”. В российской глубинке невозможно провести массовой акции без одобрения со стороны властей. Особенно, если на нее выходит десятая часть населения. Стало быть, эти акции есть результат конфликта между властями и нефтяниками. Первые хотят, чтобы от углеводородов шло в бюджеты побольше денег, а вторые заявляют, что всё делают правильно.
В таких условиях Гайзеру серьёзных соперников на выборах ожидать не приходится. По данным информированных источников, выдвигаться планируют лидер местных националистов Алексей Колегов, а также издатель портала “7×7”, лидер местной еврейской национально-культурной автономии Леонид Зильберг.
***
В избрании всех нынешних руководителей регионов, в общем, никто не сомневается. Для большинства кандидатов эти выборы — повод лишний раз заявить о себе, чтобы затем электорат вспомнил про них и при другом голосовании, более важном — например, в местный ЗакС.
Главным соперником лидеров каждой гонки станет явка. С одной стороны, чем меньше придёт людей, тем выше процент “за” каждого из них. С другой, побеждать с явкой в 15—20% — дурной тон даже в нынешней России. Конечно, все к такому слабому интересу населения постепенно начинают привыкать. Но если вдруг кто-то из соперников вольно или невольно сумеет привести на участки своего избирателя, то может произойти что-то интересное.