В России даже политзаключенные делятся по классовому признаку. Есть VIP-зэки, про которых пишет либеральная пресса, о которых вздыхает интеллигенция, судьбой которых интересуются иностранные политики и дипломаты. Нет, мы отнюдь не утверждаем, будто эти люди недостойны сочувствия. В конце концов, российские тюрьмы и суды отнюдь не отличаются примерным соблюдением прав человека. Но почему-то либеральная общественность, крайне обеспокоенная судьбой одних заключенных, не проявляет особого интереса к судьбам других - простых рабочих, студентов, активистов левых и профсоюзных организаций.
Урок Ближнего Востока состоит как в понимании неизбежности перемен, так и в необходимости осознания нашей катастрофической неготовности к ним, неспособности даже многих критически и демократически мыслящих людей встать на уровень задач, объективно возникающих перед нами. Вопрос ближайшего будущего состоит в том, сможет ли коалиция перемен сложиться и предъявить себя обществу уже в ходе развития кризиса, и какую роль в ее создании сыграют левые. Однако уже сегодня очевидно, что если эти задачи не будут осознанны, сформулированы и поставлены, нет никакой надежды на то, что оживление общественной жизни само по себе принесет нам перемены к лучшему.
Египетская революция празднует первую крупную победу. Отрекся и бежал диктатор страны Хосни Мубарак. Бастилия Ближнего Востока пала. На повестке следующий вопрос революции - вопрос о хлебе. Народные восстания в Тунисе и Египте до смерти напугали не только арабские диктаторские режимы. Они не могут не беспокоить высших чиновников и связанные с ними корпоративные «сливки общества». Внимание элит с ужасом приковано к Египту.
Российская система образования находится у последнего рубежа. Если очередной пакет реформ, предложенный Государственной Думе в ближайшие месяцы, будет принят, речь пойдет уже не о деградации образования, снижении его качества или утрате традиций российской и советской школы. Система образования просто рухнет. Разгром образования ведется последовательно и систематически. Сперва, несмотря на протесты специалистов, учителей и школьников, ввели Единый государственный экзамен, требующий не усвоения знаний, а тупой и формальной зубрежки.
Наступление варварства происходит на наших глазах, оно хорошо продумано и тщательно подготовлено. Но его можно остановить. Образовательная реформа подошла к роковому рубежу, за которым либо начало массовых протестов, либо крушение всей системы на глазах у беспомощных учителей и деморализованных школьников.
Значит ли это, что в ближайшее время на горизонте непременно появится арабский Ленин? В это хочется верить, но история далеко не всегда и не везде имеет в запасе политическую фигуру такого масштаба.
Если, по мнению просветителей, знание – сила, то, по мнению российских элит, невежество – счастье.
Новости, приходящие с Ближнего Востока, изумляют одних и пугают других. Мы уже привыкли видеть протестующие толпы на улицах Парижа, Рима или Лондона. Но теперь массы народа вышли на улицы арабских городов от Алжира до Аммана. Не перекинется ли это на другие страны? Даже в Китае пользователям твиттера запрещено использовать слово «Египет», оно автоматически блокируется на сервере.
Российские чиновники явно питают какую-то особую ненависть к средней школе. Иначе, как объяснить новые инициативы, с помощью которых собираются аннулировать результаты только что развернувшейся школьной реформы для того, чтобы заменить ее новой, еще более чудовищной?
Новый год неизбежно и закономерно несет с собой кризис политический, многие черты которого обозначились уже прошедшей осенью. И дело тут, конечно, не в запланированных выборах депутатов ничего не решающей и ничего не значащей Государственной Думы, а в реальной борьбе за власть, которая уже началась и разворачивается совершенно независимо от графика предвыборных мероприятий.
Беспорядки на Манежной площади, произошедшие 11 декабря 2010, вызвали в обществе смешанную реакцию недоумения, страха и зависти. Если неонацистские группы, вышедшие на улицу под видом «футбольных фанатов», надеялись привлечь к себе массовое сочувствие и поддержку, то они явно ошибаются. Обыватель, даже если он заражен националистическими предрассудками, не любит погромов и беспорядков. Ему не нравятся сломанные елки и разбитые витрины. Он мечтает о порядке и «железной руке».
В противном случае мы действительно дождемся фашизма, но не в виде погромов на Манежной площади и обрушения новогодних елок, а в его классической форме – в виде «диктатуры твердой руки». Эта диктатура наведет «порядок».
Уходящий 2010 год был не просто точкой, с которой можно начинать отсчет десятилетия, но и началом новой эпохи, точнее, переходом к ней. Период стабильности, малый буржуазный застой, проплаченный нефтедолларами и обеспеченный заботливым присмотром администрации, подходит к концу. Система, выдержавшая удар мирового экономического кризиса, начинает шататься под давлением внутренних противоречий - другое дело, что именно мировой спад запустил процесс развития социального кризиса, последствия которого в полной мере скажутся уже в наступающем году.
Те, кто объявил войну образованию, возможно, не понимают, что они сделали. Но они объявили войну всему обществу. И если они свою войну выиграют, то мы как общество, народ и страна утратим шанс на свободное будущее. Общество дикарей неизбежно становится обществом рабов.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил увеличить продолжительность рабочей недели до 60 часов. Разработанный РСПП проект поправок Трудового кодекса включает также распространение срочных контрактов и вытеснение постоянных трудовых договоров. Российский бизнес действует в рамках общемирового неолиберального курса, в частности линии ЕС. В РСПП считают, что предлагаемые правительству изменения должны быть обсуждены. Но ответ на предложения союза предпринимателей у трудящихся может быть только один: «Нет!»
Новейшие инициативы Министерства образования и науки в сочетании с принятием федерального закона №83 и публичными высказываниями официальных лиц нельзя расценить иначе, как объявление войны. И цель ее - не что иное, как уничтожение отечественной системы образования как таковой.