На сцене Центра Мейерхольда состоялась премьера «За ритмом» — третьего театрализованного концерта театра-студии «Круг II».
Актёры театра «Круг II» — люди с психологическими и физическими особенностями развития. Здесь им помогают не только развить свой талант и интегрироваться в общество, но и… стать взрослее.
«На сцене нет инвалидов, — говорит Андрей Афонин, художественный руководитель театра. — Задачи для актера с особенностями развития должны быть достаточно сложными, чтобы он работал на максимуме своих возможностей, но при этом адекватными, чтобы он мог это сделать без посторонней помощи».
Такой подход даёт результаты и в культурном поле: «Круг II» — лауреат многочисленных театральных фестивалей, включая «Золотую маску» 2014 года за спектакль «Отдалённая близость».
«За ритмом» продолжает серию концертных постановок театра (другие две называются «За звуком» и «За светом»), в которых исследуется сама природа музыки, её зарождения и воздействия на слушателя, а также «способность души различать и понимать неслышимое», как сообщает программка спектакля. По сути, это серия концертных номеров: тут и степ, и классики, и танец с деревянными саблями, и подмигивание Ионеско, и диафильм о лесной природе, и музыкальные инструменты всех разновидностей, поющие в унисон и в рассинхрон. Участники спектакля приручили их все: от скрипки до диджериду, от тамтама до «хламофона».
На сцене 18 исполнителей, среди которых есть люди с совершенно разными диагнозами, а есть и безо всяких диагнозов. Все — в кедах, цветных штанах и футболках. Все — энергичны и собранны. Если поначалу в движениях чувствуется волнение, то позже уже начинаешь сомневаться: не привиделась ли неуверенность под влиянием стереотипов? Актёры театра — опытные, к зрителю и сцене привычные. И они — одна команда. Это понимаешь, когда неожиданно падаешь в пространство сакрального, проводниками которого они, эти люди на сцене, сегодня являются.
Вот ещё выдержка из описания спектакля:
«За ритмом — как это? То, что спрятано за ним или приглашение следовать? Где существует ритм? В шуме дождя, языках пламени, или в манной каше? Ритм в звуке, ритм в цвете, ритм в вопросе и в ответе. Как рождается ритм, чем живёт, где умирает? Есть ли ритм в тишине? А в одной ноте? Можно ли его увидеть, потрогать, поймать?»
Ритм — известный инструмент шаманов, инструмент для перехода в иные миры. Актёры театра «Круг II» на большой сцене выглядят разноцветными гномами, подлинными духами природы. Теми, чей хрупкий мир они лепят с каждым звуком и с каждым шагом, водя первобытные хороводы, стуча каблуками и палками, работая на пределе и вне пределов.
«За ритмом» — это взлом собственных рамок, который совершают как участники магического круга, и для зрители.
Это не случайность. Андрей Афонин в интервью подчёркивает необходимость пластичности эстетических критериев: «Особый театр задает свою собственную эстетику. Чтобы увидеть в нем что-то необычное, красивое, новое, необходимо отказаться от привычного взгляда на искусство. Этим другим взглядом должен обладать человек, который работает в данной сфере, чтобы не пропустить уникальное, аутентичное. Так же необходимо воспитывать и зрителя, который будет открыт неожиданному и новому и сможет увидеть в особом искусстве что-то интересное для себя».
Известно ли актёрам спектакля о воспитании зрителя? Наверняка да. Вернейший из критериев осознанности — работа на созидание в обоих полюсах: подняться над собой и поднять другого. Создавая подлинный театр, актёры работают каждый в своём ключе: кто-то задействует сияющую улыбку, кто-то — самоироничную пластику, кто-то — глубокие голосовые вибрации. Здесь есть место каждому, здесь синтез подходов и рождение нового мира. «За ритмом» — путешествие в сонный волшебный мир, где барабаны выстукивают вопросы, а движение сердца подсказывает ответы.
Спектакль создавался на берегу озера, и материалом для исследования были «шум песка, трепет листьев, звон камней, скрип бумаги», а также — наверняка — порывы души. И получился подлинный пир духа: когда они пляшут, растрёпанные, внимательные, счастливые, настоящие — рамки исчезают, и не понять: то ли это жители леса собрались на шабаш, то ли детский лагерь полным составом встречает рассвет. И в груди становится тепло, и сочувствие уступает место восторгу: ловишь себя на мысли, что хочешь к ним, хочешь стать таким же, как они — открытым.