rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
170

Диалектика одной Д

213

Тупик

453

Интернационал добрых людей или неотправленные письма Анджеле Дэвис

1,692

Экономика больших ожиданий

Главная Культура Театр 2014 Июнь Подследственного доведут знатоки

Подследственного доведут знатоки

Театр «Практика» представил премьеру пьесы Игоря Симонова «Дознание» в постановке режиссера Руслана Маликова. В камерно устроенном спектакле приняли участие Егор Баринов, Агния Кузнецова, Антон Федоров и Павел Михайлов. Вместе с актерами зрители несколько раз перемещаются во времени и пространстве: действие охватывает три временных пласта — средневековую Францию, Советский Союз конца 30-х годов и условное глобальное будущее, в котором мировыми делами заведуют транснациональные корпорации.

Каждый из описанных режимов в переломный момент приносит в жертву одного из собственных бывших строителей — будь то глава Ордена тамплиеров Жак де Моле, «любимец партии» Николай Бухарин или же крупный функционер из корпоративных верхов господин Брауде. С точки зрения самой жертвы и отделенных от нее исторической дистанцией наблюдателей-зрителей, подобное жертвоприношение выглядит, понятное дело, дикостью и абсурдом, жестокостью и несправедливостью, а вот с точки зрения системы и ее хранителей оно представляется необходимостью и логичным ходом в деле укрепления власти.

Во всех трех случаях зритель видит на сцене шагающих — в буквальном смысле — из эпохи в эпоху жертву (Егор Баринов) и дознавателя (Агния Кузнецова в символическом алом платье), а чуть позже — высоких властных лиц, одно из которых выступает инициатором процесса, а другое пытается защитить обвиняемого (король Франции Филипп IV и папа Климент V, Сталин и Троцкий, условные г-н Президент и Госсекретарь из будущего (Антон Федоров и Павел Михайлов)). Каждый раз диалоги строятся по схожей схеме, и плачевный итог их весьма предсказуем — спасти несправедливо осужденного не удастся — ни взывая к логическим аргументам, ни к жалости и состраданию.

Можно, конечно, поставить под сомнение полную историческую достоверность диалогов пьесы, однако вполне понятно, что автор не ставил задачу написать на сто процентов выверенное историческое полотно, а скорее, воспользовался известными историческими эпизодами, чтобы провести параллели с сегодняшним днем и осветить проблемы, которые, так сказать, и поныне не потеряли своей актуальности.

Власть в пьесе, к какому бы историческому промежутку она ни относилась, всегда руководствуется лозунгом «на войне все средства хороши» — то есть оказывается высшим принципом и высшим законом, который сминает все остальные писаные и неписаные законы и правила. Эта почти демоническая, аморальная природа верховной власти пессимистически утверждается драматургом в сценах дознания, которое превращается в эпизоды насилия физического и морального, в способ лишения человека собственной воли (что теоретически подкрепляется затем в диалогах власть имущих). В мире будущего насилие и подавление воли, правда, носит не столь очевидный характер, как в веках минувших — эти явления в грядущем становятся высоконаучным и высокотехнологичным делом — вот и вся, по мнению автора пьесы, разница между «темными» периодами истории и «светлым», пока не наступившим, будущим.

/ praktikatheatre.ru

/ praktikatheatre.ru

Спектакль не задает вопросов, не предлагает путей выхода и оптимистичных прогнозов — он делает краткое, громкое и пугающее заявление, на чем и останавливается, столкнувшись, как кажется, с обезоруживающей в своей неотменимости «природой вещей». Краткий и безнадежный диагноз поставлен, и обсуждать проблему дальше оказывается так же бессмысленно, как и рассуждать в позиции троицы заранее обреченных обвиняемых: старинный механизм власти и жестокие принципы его работы неизменны, и в разные века они лишь по-разному оправдываются и маскируются — рассуждениями о благе короны, народа, порядка, Конвенцией о правах человека, достижениями науки и проч.

Впрочем, фаталистически-безнадежный характер данного художественного высказывания никак нельзя изъять из контекста современной российской действительности, в котором оно сделано. Впрямь ли власть повсеместно и вневременно столь демонична и зловеща, а правосудие неправосудно, или же художественное акцентирование их самых мрачных черт порождено особенностями нынешнего отечественного историко-политического контекста? Никаких прямых выпадов в этом направлении спектакль, конечно, не делает, однако будто бы весьма настойчиво кивает в направлении ряда до боли знакомых сюжетов.

Июн 27, 2014Мария Эстрова
27-6-2014 Театристория, Москва, репрессии, Россия, Театр "Практика"7
Фото аватара
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Новая старая операВывод зрителя в неземное пространство
  См. также  
 
Эффект Трампа
 
Айхал Аммосов на свободе! Интервью с активисткой кампании в поддержку Айхала
 
Борис Кагарлицкий о выборах в США, Трампе, мирных переговорах и радикальных изменениях
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру