Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
268

Секс и Просвещение

49

Дайджест новостей на 6 февраля

2,066

Мобилизация, которой не будет

122

Как машинное обучение помогает проекту «ЗабастКом» освещать трудовые конфликты

Главная Культура Театр 2013 Февраль 22 Я, ты, он, она

Я, ты, он, она

Твитнуть

В театре «Практика» показали премьеру, озаглавленную «Это тоже я» — спектакль о современности, сделанный в технике «вербатим» (документальное воспроизведение историй реальных людей, рассказанных ими самими). Калейдоскоп характеров и обстоятельств, не связанных общим сюжетом, был воплощен на сцене по следам бесед студентов мастерской Дмитрия Брусникина из школы-студии МХАТ с реальными москвичами (постановка Дмитрия Брусникина и Юрия Квятковского).

Спектакль прямо-таки бурлит молодой и свежей творческой энергией, исходящей от рвущихся в бой второкурсников. Парные и одиночные зарисовки-интервью чередуются с вокальными номерами, которые, впрочем, не всегда имеют отношение к представляемым зрителю персонажам – музыкальные вставки, скорее, поддерживают общий боевой дух, а также дают участникам этой ярмарки молодых талантов дополнительную возможность показать себя с выгодной стороны.

Несмотря на присутствие в спектакле отличных актерских работ, иногда складывается ощущение, что интерес студентов к персонажам из реальной жизни носит какой-то слегка зоологический характер. Они смотрят несколько свысока на многих из случайно встреченных и отобранных для интервьюирования людей. Кажется также, что многие персонажи были выбраны для проекта исключительно из-за своей экзотичности и маргинальности. Может быть, дело здесь в общей маргинализации социума, а может быть, впрочем, что персонажа со странностями молодому актеру срисовать и воспроизвести гораздо легче, чем среднестатистического человека, не имеющего парадоксальных и шокирующих особенностей мимики и внешности. Видимо, из-за этого большая часть вербатим-номеров подана под комическим соусом, часто вовсе не идущим к тому, что рассказывает о себе персонаж и какие чувства стоят за его словами.

Так что вместе с бойкостью, энтузиазмом и задором от спектакля веет какой-то легкой бестактностью: неизвестно, как отнеслись бы прототипы героев к своему появлению на сцене, тем более в подобном рагу с комической подливкой. Да и название «Это тоже я» носит, скорее, декларативно-лозунговый характер: слишком сложно представить, что у студентов школы-студии много общего с сыгранными ими, скажем, проституткой или полицейским. Выхватывая из толпы незнакомых и непонятных им людей, иногда делая это во всех смыслах грубо, студенты попадают в незнакомый человеческий мир, освоить который, в силу недостатка жизненного опыта, могут пока лишь средствами удивления и юмора. Хотелось бы добавить в их творческую палитру больше глубины, сопереживания, понимания – на сцене много отточенных форм, которым несколько недостает человечности, гасимой общей атмосферой легкого стеба. Спектакль рождает ощущение пестроты и головокружения, а порой также чувство неловкости – ну то есть реальные люди, конечно, иногда довольно комичны, но это далеко не главная их черта.

Программка отчасти подкрепляет, а отчасти и объясняет подобные ощущения. В ней говорится, что спектакль – это попытка по-новому взглянуть на «пространство, называемое Россией, которое так или иначе нас объединяет». Расплывчатость этой формулировки, возможно, гораздо удачнее демонстративно-оптимистичного названия передает смысл происходящего на сцене. На ней один за другим появляются странноватые обитатели какого-то условного пространства с условным названием, объединяющего их, как оказывается, на весьма смутных основаниях некого «так или иначе». И если посмотреть на данный проект под таким углом, то он видится гораздо более удачным и превращается в размышление на тему разрозненности, раздробленности, разности, выводя на поверхность всю хрупкость идеи пресловутого «единства» расплывчатого российского социума, объединяющегося волей-неволей, со скрипом — с ощущением «так или иначе», «все-таки» и «чего уж там». Что не может не вызывать тревоги и подспудного ощущения, что «что-то не так» — отчасти поэтому в качестве финального вокального номера очень логично возникает песня «Мы ждем перемен».

Впрочем, не хотелось бы считать довольно сумбурные и противоречивые выкладки молодых актеров стопроцентно репрезентативными и окончательными – едва ли не больше, чем об окружающем социуме, спектакль рассказывает о своих соавторах-участниках: прежде всего — об их молодости, энергии, любопытстве и смелости. Стоит отдать им должное, ведь проведенное ими исследование находящихся рядом, но совершенно незнакомых, а иногда и пугающих миров действительно требовало мужества. Так что этот осторожный выход за пределы зоны комфорта и робкая попытка встать на понимающую и принимающую по отношению к Другому позицию, как бы там ни было, все-таки удались.

Фев 22, 2013Мария Эстрова
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
22-2-2013 Театрвербатим, документальный театр, Театр "Практика"2
Мария Эстрова
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Разговор на несуществующем языкеНаказанный Евгений
  См. также  
 
Ой и худо на Руси, что и Боже упаси
 
Прорехи в ткани реальности
 
doc.ументальная философия
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру