С 8 по 19 октября прошел VII Международный фестиваль-школа «Территория». В этом году путешествующий по разным городам проект решил вернуться в столицу. Фестиваль сменил не только свое место дислокации, но и название. Новый подзаголовок — «Театральный квартал», связан с новым этапом реализации планов художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова по созданию театрального квартала от Петровского переулка до бульварного кольца в сторону Страстного бульвара. Комплекс с экспериментальными сценами, клубом, библиотекой и выставочными залами еще не построен, но новые пространства «Территория» уже начала обживать. Так открытие фестиваля началось с тотальной инсталляции Филиппа Григорьяна «Свалка», проходившей во дворе Театра Наций, и перформансом «Ненавижу театр!» в рамках выставки Московского музея современного искусства «90-е: победа и поражение» (куратор — Олег Кулик), в полузаброшенном здании по адресу Страстной бульвар, д. 12, стр.2.
Программа этого года, условно разделенная на две части («Искусство сейчас» и «Искусство завтра»), включала в себя самые разнообразные события: спектакли, мастер-классы лидеров современного театрального процесса (режиссеров Андрея Могучего, Андрея Ураева, Василия Бархатова, Галина Стоева, Давида Бобе и Кирилла Серебренникова, Стефано Риччи и Джанни Форте, хореографов Гидеона Обарзанека и Абу Лаграа, танцовщика буто Такетеру Кудо, театрального критика Романа Должанского, продюсера Атура Гукасяна, команды художников тэйп-арт «Klebebande»), кинопоказы проекта «Антология современного искусства» Александра Шейна и Евгения Митты, творческие встречи с Камой Гинкасом, Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, а также всевозможные выставки.
Искусство сейчас
«Искусство сейчас» — это яркие, непривычные для рядового зрителя постановки. Особое внимание было уделено современной хореографии — Австралийская театральная группа «Чанки Мув» (Chunky Move) показала мультитехнологический спектакль «Смертельный двигатель». Шесть актеров под музыку двигаются по наклонной поверхности сцены, освещаемой лазерным проектором, электронные приборы реагируют на малейшие их движения, создавая постоянно трансформирующееся пространство, в котором человеческие тела органично сливаются с декорациями сцены и сами становятся её неотъемлемой частью, утрачивая постепенно человеческие черты.
Французский театр «Ла Барака» (La Baraka) и Национальный балет Алжира представили спектакль «Ния» в постановке знаменитого хореографа Абу Лаграа. Диптих для 10 танцоров «Ния» стал первой работой Лаграа, показанной в России. Первая часть исполняется под «Болеро» Мориса Равеля на восточные мотивы. Вторая идет под песни алжирской певицы Урии Аичи, в своем творчестве опирающейся на суфийские традиции. Сочетанием ритмов и движений танцоров зрители постепенно погружаются в транс и тем самым осуществляют попытку раскрытия смысла понятия «ния», что в переводе с арабского означает доверие к жизни.
Пограничные состояния современного человека исследуют и итальянские радикалы Стефано Риччи и Джанни Форте в красочном, экспрессивном спектакле Grimmless, в основе которого знакомые всем сюжеты сказок братьев Гримм, но прочитанные под новым углом зрения.
В спектакле «Па-де-де с экскаватором» французский режиссер Доминик Буавен заставил вступить в особый диалог тела танцора и настоящего экскаватора. Во время короткого двадцатиминутного танца огромный ковш машины словно оживает, и экскаватор превращается в полноценного участника дуэта. Этот танец, который уже видели более чем в сорока странах мира, теперь был продемонстрирован и на Пушкинской набережной Парка Горького.
«Территория» впервые показала в Москве российско-японский мультимедийный перформанс Филиппа Григорьяна на музыку Алексея Сысоева «Полнолуние», прежде сыгранный только в Казани и Сочи. Шипящий и свистящий оркестр под управлением дирижера Федора Леднева, супрематические декорации, импровизация японского танцовщика буто Такетеру Кудо, измазанного сероватой глиной и обмотанного с ног до головы эластичными бинтами, а также видео Луны, которая медленно движется по небу-заднику, меняя свои фазы — все это помогает передать жизнь Человека ХХ века, который с самого своего рождения вовлечен в круговорот природы, чувств и времени, неизбежно приводящего его к собственной смерти, как неумолимому закону мироздания.
В рамках фестиваля была показана также уже знакомая московской публике работа питерских авангардистов Андрея Могучего и Максима Исаева «Circo Ambulante» в Театре Наций с Лией Ахеджаковой и Альбертом Филозовым в главных ролях. «Лаборатория современной оперы» представила премьеру первых трех частей масштабной оперы Ольги Раевой «Сны Минотавра» на либретто Владимира Сорокина в постановке Кирилла Вытоптова, Екатерины Василёвой и Ильи Шагалова под руководством Василия Бархатова. Работа над оперой «Сны Минотавра» будет завершена к 2014 году, пока же публика смогла стать свидетелем первых трех законченных к сегодняшнему дню сцен из будущей партитуры («Квест», «Дочь Носорогопаса», «Семь снов»).
Ярким событием стал спектакль Кирилла Серебренникова «Войцек», поставленный в Латвийской национальной драме. Действие пьесы Бюхнера режиссер перенес из Германии XIX века в одну из сегодняшних галерей современного искусства, где герой неожиданного для самого себя становится частью арт-эксперимента. Войцек долго не понимает, что главный экспонат в этой импровизированной галерее — он сам. Его тело опутывают проводами, за каждым его движением следят камеры, а когда затравленный Войцек в ужасе забивается в угол, его пытаются загородить бархатной музейной веревочкой. В финале подобным образом оградят и гроб с телом Марии. А сидящий рядом куратор только будет приговаривать: «Какая прекрасная, замечательная смерть». Однако этот спектакль нам говорит не только о столкновении современного искусства с жизнью, он скорее затрагивает саму нашу жизнь, где все окружающее нас пространство становится одной большой галереей, а такие слова как «вечность», «мораль», «добродетель» лишь одними из её экспонатов, как прекрасно было показано в начале спектакля.
Искусство завтра
В рамках проекта «Искусство завтра: Живые пространства» молодые режиссеры и драматурги под руководством Марата Гацалова и Александра Родионова попытались расширить территорию театра в сугубо нетеатральных пространствах. Проект состоял из двух частей: режиссерского-драматургического эксперимента в заброшенных интерьерах дома «Страстной, 12» и трех эскизов-спектаклей в Доме ветеранов сцены (реж. Дмитрий Волкострелов), в конференц-зале Министерства культуры РФ (реж. Денис Азаров) и в плацкартном вагоне на Казанском вокзале (реж. Семен Александровский). Каждое из событий «Живых пространств» стало особенным и вызвало большой резонанс у публики.
Спектакль «Страстной, 12» стал чем-то вроде театра на документальном материале, только с более неформальным и хаотичным подходом — перемещающиеся по комнатам артисты, живые диалоги и зрители, свободные в выборе сюжета и хода действий. Само здание тоже было выбрано далеко не случайно: бывший флигель городской усадьбы, в советское время ставший военкоматом, после чего в нем жили бомжи, а затем — гастарбайтеры и так далее, то есть этот дом жил и развивался вместе с городом, а теперь стал одной из площадок современного искусства.
На Казанском вокзале был разыгран текст Павла Пряжко «Три дня в аду» — три монолога, воспроизводящих поток сознания, включающего в себя цены на коммунальные услуги, запахи в транспорте, продукты, которые можно купить в магазине. В плацкартном вагоне, на полках которого сидя и лежа разместились зрители, монотонно звучит текст из динамиков, затем к происходящему подключаются четверо актеров. А играет по-настоящему здесь сам вагон с его характерными и знакомыми всем деталями: копченой курицей, чаем в подстаканниках, ужасной музыкой и прохожими на перроне.
Дмитрию Волкострелову достался «Дом ветеранов сцены». Режиссер использует фотографии и видеозапись разговора с обитателями дома ветеранов, на фоне которой сам произносит отдельные фразы и реплики собеседников. Темой беседы служит современный театр, чуждый нашим ветеранам, но близкий гостям-студентам, тем самым подчеркивается тот раскол в отношении к театру и его новым формам, который многими чувствуется, но о котором предпочитают умалчивать. Режиссер словно ставит перед нами вопросы: о природе современного театра, о стенах непонимания, об утопиях в истории театра, о постоянных стремлениях к великим идеям и невозможности их реализовать в реальности…
Спектакль не дает готовых ответов на заданные вопросы, как не дал их и VII Международный фестиваль-школа «Территория». Но гости фестиваля, возможно, смогли на несколько дней погрузиться в тот бесконечный процесс поиска и движения, который сейчас переживает современный театр и почувствовать особый дух, которым он живет. А это уже немалое достижение для фестиваля!