Танцуйте и будьте счастливы.
Президент Русского Танцевального Союза
С.Г. Попов
Танец и танцевальная культура вообще на протяжении двадцатого столетия были одной из ярчайших черт российской и советской культуры. Первые лица государств в партере Большого театра на «Лебедином озере», прославленные балетные училища, танцовщики и танцовщицы с мировыми именами — русское танцевальное искусство гордилось своей академичностью и традициями и… было совершенно не готово к восприятию нового, того, что с 60-х годов принято называть «современным танцем». Танец априори воспринимался как высокое, элитарное искусство — в иных же случаях ему не было места на сцене, крайне строгой и консервативной. Последние два десятилетия стали для России революционными практически во всех отношениях — маленькие и большие революции произошли в танцевальной культуре как на сцене, так и в репетиционных залах, куда стремится все больше тех, кто хочет «танцевать и быть счастливым».
«Современность» и «современное» как нельзя лучше нашли свое сущностное выражение в самом названии нахлынувшей на российское танцевальное сообщество тенденции — contemporary dance стремительно завоевывает умы и тела не только театральных и балетных деятелей, хореографов и профессиональных танцовщиков, но также и всех тех, кто, танцуя «для себя», устремился от вездесущего хип-хопа и «ар-энд-би» в разнообразных танцевальных школах в необозримые просторы возможностей собственного тела, в «танец-медитацию», в переосознание взаимоотношений своего тела с пространством и другими людьми. «Умные танцы» — именно такой репутации удостоился «контемп» в народе, и подумать действительно приходится — и будучи зрителем на танцевальном спектакле, и придя в зал для непосредственного погружения «в тему».
Сейчас в России в большом количестве существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем танцевания. Ведь современная хореография — это, прежде всего, авторская хореография. Особенно примечателен на сегодняшний момент связанный с революционно новым восприятия танца феномен танцтеатра.Ключевое отличие данной формы сценического высказывания от привычного балета заключается в стремлении к эксперименту, а порой и в нарочитом нарушении правил классической школы. При создании своих постановок современные хореографы, помимо непосредственно танца, задействуют совершенно различную атрибутику, могут и вовсе отказываться от каких бы то ни было декораций, используют видео-инсталляции, приемы интерактивного общения с публикой, импровизацию; совершенно иначе, чем в балете, танцовщик строит взаимоотношения с пространством, в котором он двигается. Синтетическая природа танцтеатра с легкостью позволяет включать в постановки практически все виды искусств: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Что еще более важно: отныне сам перформер – ключевая фигура действия, а вовсе не сюжет или пресловутое либретто, в котором, к сожалению, пока нуждается подавляющее большинство российской публики. В связи с этим на данном этапе contemporary dance пока что обречен на некую камерность, оставаясь искусством «не для всех».
Еще один немаловажный аспект существования современного танца — это его терапевтическая функция. Иначе говоря, танец превращается из «внешнего» зрелища во «внутренний» инструмент самоанализа, предлагая свои специфические пути познания и общения. Наиболее популярной формой такой «терапии» является контактная импровизация –танцевальная техника, подразумевающая спонтанное движение в дуэте с физическим контактом как необходимым условием: два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции. Что особенно привлекательно в этом виде танца — это то, что для начала занятий не требуется многих лет танцевального опыта или же отличной физической формы, таким образом, контактная импровизация доступна практически всем. И кажется совсем неудивительным, почему столько людей стремится «на контакт» — в мегаполисе образца XXI века проблема отчужденности человека от других людей и от собственной телесности стоит особенно остро, а подобные практики способны вернуть то самое — упущенное.
Танец — пожалуй, самое честное искусство, благодаря основному своему инструменту -телу, которое, в отличие от прочих составляющих homo sapiens, лгать не станет. Именно эта искренность, культурными процессами обусловленная и даже вовсе стремящаяся выйти за культурные рамки, является тем неизменным залогом привлекательности танца, что призывает смотреть, чувствовать, творить — танцевать.
В Москве на данный момент одной из популярнейших площадок, на которых проходят танцевальные спектакли (или перформансы, как их принято называть в профессиональной среде), является Международный Центр Танца и Перформанса ЦЕХ (www.tsekh.ru). Свои работы там представляют как российские, так и зарубежные хореографы.
Светлана Хоружина