Собрать с нуля 3D-принтер было нелегко. Не хватало деталей, первые образцы печати получались грубыми и неказистыми. Но его создание стало для нескольких изобретателей важным психологическим рубежом. Тем более, что трудились они в Твери, далеко не самом крупном областном центре, из которого принято уезжать в Москву или Питер при первой возможности.
Сейчас СМИ все чаще пишут о так называемой третьей промышленной революции. Как правило, в статьях рисуют картины безлюдных заводских цехов с роботами, сыплют умными словами вроде «креативный класс», «постиндустриальное общество» и т. д. Однако в таких работах журналисты практически никогда не говорят о конкретных примерах и уж тем более не уточняют, что изменения могут затронуть не только производительные силы, но и производственные отношения, то есть изменить общество так же, как когда-то его изменила индустриальная революция в XVIII веке.
Остался без медийного внимания и проект FabLab. Несмотря на то, что он представляет собой смесь лаборатории и мастерской, в нем воплощены практически все концепции промышленной революции будущего — автоматизированное производство, автономность, широкое использование 3D-печати.
Что есть FabLab? Если говорить просто, то это максимально автоматизированная при помощи компьютеров смесь мастерской и лаборатории (как правило, не очень больших размеров, хотя есть и исключения), изготавливающая необходимые предметы за короткое время, используя ЧПУ, 3D-принтеры, реже рабочую среду для разработки, сборки и тестирования микропроцессорной и цифровой электроники.
Девиз FabLab: «Практически все из практически ничего».
Сложно рассчитать выгоду от использования FabLab’а в сравнении с массовым товарным производством, но для изготовления актуальных продуктов, которые пока еще не вошли в серийное производство, он подходит идеально.
В России таких проектов пока немного. Но даже учитывая дороговизну и сложность оборудования, создать их проще и дешевле, чем, например, завод средних размеров, а спектр задач выше, чем у любого другого предприятия.
Так что неудивительно, что за организацию FabLab’ов взялись не только университеты, но и активисты проекта «Венера» — международной организации, нацеленной на создание ресурсно-ориентированной экономики. FabLab открылся не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Твери, регионе, который, несмотря на все перспективы, занимает далеко не первые места в рейтингах.
Мастерская создана не из праздного любопытства, а для реализации других проектов активистов, в частности, устройства автономного энергонезависимого поселения. Этой осенью, например, благодаря FabLab было получено несколько рулонов пластиковой ленты, которую использовали для строительства (лента идет на связывание арматуры в фундаментах домов). Сырьем для стройматериала послужили обычные пластиковые бутылки, в изобилии валяющиеся вдоль дорог.
Несмотря на то, что многое в этом проекте кажется воплощением научной фантастики, он не нов — впервые его реализовали еще в 1998 году. Случилось это в Массачусетском технологическом университете. Один из его преподавателей, профессор Нил Гершенфельд, впервые организовал для студентов курс под названием «Как сделать практически все». В то время большая часть оборудования была недоступна простым людям, однако с развитием технологий, приобретение всех необходимых для FabLab компонентов стало реальным. В настоящий момент такие проекты действуют по всему миру: от Южной Африки до Норвегии и от провинциальных городов Индии до Бостона в США.
При этом все существующие FabLab радикально отличаются от обычных мастерских и лабораторий. Во-первых, они активно взаимодействуют с окружающей инфраструктурой. Например, в Афганистане (!) FabLab использовался для создания сети Wi-Fi вышек для обеспечения населения интернетом. Во-вторых, все проекты этого типа обязуются соблюдать Хартию FabLab, в которой, в частности, приветствуется свободный доступ к ресурсам мастерской, бесплатное обучение всех желающих и общедоступность технологии и процессов, созданных в ходе работы.
В Твери также исполняется эта хартия. Говорить о финальной стадии проекта пока рано, тем не менее лаборатория уже может похвастаться солидным арсеналом: два 3D-принтера, токарный, сверлильный, лобзиковый станок, устройство для переработки пластиковых бутылок, обычный экструдер для пластика и еще много всякого вспомогательного оборудования, в частности, полный комплект радиотехнической лаборатории.
Все оборудование было приобретено на деньги резидентов FabLab. Однако многие из требующихся станков находятся на стадии сборки: CNC-станок, 3D-сканер, PCB-фрезер. Некоторое полезное оборудование отсутствует вообще.
«Не хватает волонтеров, — заявляет Владимир Буланов, координатор проекта «Венера» в Твери. — Станки лежат разобранными в виде комплектов изготовленных деталей — приходи, собирай и пользуйся, как говорится в Хартии. Да и вообще оборудование часто простаивает – количество резидентов и участников Open FabLab должно увеличиться — нам есть куда расти, в том числе и по реализации инвестиций (нам бесплатно предоставлены и мощности и помещения для сборки и наладки любого оборудования, вплоть до строительных 3D-принтеров). Также не хватает людей, готовых к бесплатному обучению работе с автоматизированным производственным оборудованием (ведь главная цель FabLab — это бесплатное обучение населения работе с системами локального производства «почти всего что угодно»). Каждый может прийти в Open FabLab, научиться работе с оборудованием, произвести и собрать себе необходимое оборудование или прототипы своих изобретений — доступ к оборудованию и обучение бесплатные, мы соблюдаем хартию FabLab в полном объёме, чего не делает пока что практически ни один из существующих в России FabLab».
Какую роль сыграют FabLab’ы и в какой степени они станут альтернативой классическому производству, еще не ясно. Некоторые эксперты считают, что они окажутся для промышленности тем же, что распространившаяся благодаря интернету инди-культура, пошатнувшая медиабизнес. Так, Кори Доктороу в своей книге Makers говорит о FabLab’ах:
«Дни таких компаний, как General Electric, General Mills, General Motors сочтены. На рынке существуют миллиарды возможностей, которые открыты для креативных и предприимчивых людей».
Так что шанс есть для всех, кто имеет терпение и доступ к интернету.