ONYX — название этого квартета, сопровождаемое злобной эмблемой, этаким антисмайликом, украшало подъезды, стены и заборы едва ли не всех отечественных городов в лихие 90-е. Оно стало своего рода синонимом слова рэп, а одежда с фирменным знаком группы — униформой для представителей хип-хоп субкультуры. Столь массовая популярность коллектива в стране, которая находилась от родины музыкантов за тысячи километров, в эпоху, когда слово «Интернет» мало кому что-то говорило, не может не удивлять.
Квартет возник в одном из неблагополучных районов Нью-Йорка — Квинсе. Первоначально в его состав входили Fredro Starr, Sticky Fingaz, Big DS, и DJ Suave Sonny Caesar. Их первые опусы попались на глаза маститому участнику тогда уже легендарной группы RUN-DMC — Jam Master Jay.
Первый альбом ONYX буквально взорвал музыкальную сцену. Резкая манера исполнения дополнялась нигилистическими текстами, отрицавшими общественные устои и бичевавшими расовые и социальные проблемы американского общества.
Все это выдвинуло коллектив в лидеры хип-хоп сцены Восточного побережья. Как водится, альбом встретил резкое противодействие со стороны официальных СМИ, что только добавило группе очков. Видимо, благодаря этому ореолу скандальности ONYX стал известен и на постсоветском пространстве.
Первый успех однако не был закреплен следующими работами коллектива, который постепенно сократился до дуэта Fredro Starr и Sticky Fingaz. Медленный закат популярности подвиг участников как к сольному творчеству, так и к активной работе в телевизионной и киноиндустрии (например, в сериале «Прослушка»). Статус «живых легенд» мало устраивал музыкантов и в прошлом году они выпустили очередной альбом, спродюсированный немцами из коллектива Snowgoons. Это плавное течение событий было прервано выходом в мае этого года мини-альбома под провокационным названием Against All Authorities («Против всех властей»).
Нетрудно догадаться, что стало катализатором для появления нового альбома ONYX. Волна громких убийств безоружных чернокожих полицией всколыхнула не только отдельные города, где произошли эти события, но и вызвала к жизни невиданное со времен борьбы за равные гражданские права движение #BlackLivesMatter. Естественно, что участники ONYX, гордящиеся своей репутацией людей, которые рубят правду-матку, не считаясь ни с чем, не могли остаться в стороне от происходящих событий.
Исполненная в черно-бело-красной гамме обложка нового альбома с изображением летящего коктейля Молотова с фирменной злобной рожицей на этикетке скрывает 6 композиций, заставляющих вспомнить о том, что у ONYX есть еще порох в пороховницах.
Альбом открывает композиция с говорящим названием «Ответный удар». Неспешный бит прерываемый сэмплами воя полицейских сирен и неспешный рассказ МС о том, что происходит на улицах большинства американских городов. О том, что судебная и полицейская системы видят в чернокожих лишь потенциальных преступников, для которых уготованы пули и тюрьмы. Отдельно ONYX высмеивает политику президента Обамы, напоминая ему о лозунге его первой избирательной компании — «Перемены. Мы в них нуждаемся». Как видно из того, что произошло в Фергюсоне, Балтиморе, Нью-Йорке, в США мало что изменилось по сравнению с временами расовой сегрегации. В названии песни содержится ответ музыкантов на сложившуюся ситуацию. Он вполне созвучен знаменитому лозунгу «Черных пантер»: «У тебя есть ружье, свинья! И у меня есть ружье!».
Заглавная песня альбома открывается рассуждениями о том, что происходит в мире: «Эй, мир в кризисе, ИГИЛ/дерьмо холодно, как лед, где же чертов Христос?». В этом взбаламученном мире нет никакой надежды на существующие институты, суды, политическую систему. Все коррумпированы и простым ребятам из гетто стоит надеяться на себя и на верный Глок. Никакого уважения к властям, никакого доверия к полиции, готовность ответить силой на действия стражей правопорядка — только это остановит волну убийств.
Третья композиция носит название «Выглядящий как преступник». Здесь уместно будет вспомнить об убийстве чернокожего подростка по имени Трэйвон Мартин. Его вина заключалась в том, что он был одет в худи с капюшоном и имел неподходящий цвет кожи. «Они называли меня преступником так чертовски долго, что я начинаю сам в это верить… Ты видишь меня одетым в худи и думаешь, я хочу ограбить тебя, а я просто хотел поговорить…»
«Black Fatigue» рассказывает нам об усталости черного комьюнити от постоянных преследований и подозрений со стороны правоохранительных органов. О непрекращающейся гражданской войне на улицах американских городов. Нет веры в то, что очередной марш будет замечен властями. Масс-медиа и политики, пугающие расовыми бунтами в гетто, смотрят сквозь пальцы на повседневную жестокость полиции. Эту ситуацию как нельзя лучше передают слова Малколма Икс: «Если вы воткнете мне в спину нож на девять дюймов, а потом вытащите его на шесть — это не прогресс. Если вы его просто вытащите из моей спины — тоже не прогресс. Прогресс — вылечить раны, нанесенные этим ударом».
Предпоследняя композиция вновь возвращает нас на улицы американских городов, где любой поход в ночной магазин может закончиться смертью. Описывая подобную историю, Fredro Starr добавляет немного черного юмора, завершая свой рассказ сообщением, что застреленный, выглядевший как разыскиваемый преступник, был полицейским под прикрытием. Впрочем, это не отменяет волнения участников группы за будущее своих детей, которые так же могут быть убиты только потому, что полицейским их поведение показалось опасным.
Завершает альбом песня с говорящим названием «К черту закон». Если повседневная жизнь превращается в аналог тюрьмы, когда благодаря «Патриотическому акту» твое имя вносят в стоп-лист, все, что остается — это решиться на радикальный побег. Не отступать, не сдаваться, не просить снисхождения и не бояться всего того, что обозначает слово «закон». Война началась и не в правилах ONYX покидать это поле боя.